четверг 09

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 11 октября 2002

Кто сказал, что "эра Григоровича" кончилась

Вручением премий Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова и ярославской премьерой балета "Золотой век" на музыку Дмитрия Шостаковича открывается сегодня III международный фестиваль "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны...".

автор Юлиан НАДЕЖДИН.

 

Интервью "Северному краю" дал постановщик "Золотого века", классик современной хореографии Юрий Николаевич ГРИГОРОВИЧ.

- О вашем блистательном искусстве написаны горы литературы. Но перед тем как попросить об этом интервью, собирался я в библиотеке что-нибудь почитать не про вашу "жизнь в танце", а про ту жизнь, что наяву, - хотя бы о родителях, отчем доме, о детстве. И ничего не нашел.

- Значит, не там искали. А если серьезно, то я прежде всего человек искусства, артист. О частной жизни лучше разговаривать с самыми близкими людьми, уж извините. Но если ваших читателей сие интересует, то скажу, наверное, самое главное. По родословной я русский дворянин, по рождению - ленинградец. И то, и другое, думаю, имеет отношение к моим балетным "генам". С петровских времен танец был важной частью светского этикета. Его преподавали в сухопутном шляхетском корпусе, в юнкерских училищах. А "застывшая" музыка творений великих зодчих особым образом настраивает глаз, делает его восприимчивей к гармониям, зримым и звучащим.

- Недаром ваш учитель Федор Васильевич Лопухов, коренной петербуржец, сравнивал профессию хореографа с искусством зодчего, а в шутку - так даже со специальностью техника-строителя.

- Но всегда, правда, не забывал делать оговорку, что балет, вдохновенный певец любви, несомненно, живет по законам музыки.

- Недавно было отмечено ваше 75-летие, и нетрудно подсчитать, что война и блокада пришлись на ваши мальчишеские годы. Что-то из тех времен можете вспомнить?

- Кировский театр, как и наше хореографическое училище, которое я закончил в первый послевоенный год, эвакуировали на Урал, в Пермь. Никогда не забуду, как было холодно и голодно. Взрослые всерьез опасались не просто за наше здоровье, а как бы не случилось чего похуже. Души отогревали мы в классе на занятиях, на спектаклях в театре, даже если приходили туда только как зрители. Я узнал позже, что от дистрофии нас спасли тем, что догадались поселить в полудачном поселке за Камой Верхняя Курья (примерно как у вас Тверицы). Там у хозяев были коровы. То молоко оказалось целебней любых лекарств.

- Жил в Перми и знаю, как Ленинград отблагодарил пермяков. Уезжая домой из эвакуации, оставил там балетный класс с педагогами - основу будущего хореографического училища.

- Пермь ту марку держит и сегодня. Ее выходцы стали премьерами и примами во многих театрах.

- Откуда вообще берутся хореографы, догадаться проще простого - все они бывшие танцовщики. Судя по всему, Юрий Николаевич, не стали исключением и вы.

- Восемнадцать лет был артистом нынешнего Мариинского театра. Танцевал в основном гротесковые партии - такие как Половчанин из плясок в опере "Князь Игорь" или Северьян в балете "Каменный цветок" Прокофьева. Придумывал и ставил танцы с девятнадцати лет: сперва в детской студии при Дворце культуры, а затем, еще будучи артистом, и на сцене театра имени Кирова.

- Стало быть, верой и правдой служите Мельпомене больше полувека, из них тридцать лет отдали Большому театру. После вашего ухода с должности главного пошла странная молва об "окончании эры Григоровича". Что на это скажете?

- Оставляю это на совести тех, кто позволяет себе так выражаться. За последние семь лет, став свободным художником, я поставил по всему миру двадцать семь спектаклей. Плюс еще два - "Раймонда" в Большом театре и "Иван Грозный" в парижской Гранд-опера - у меня сейчас в работе. Есть и "Золотой век" на сцене краснодарского объединения "Премьера".

- К слову, чем взяла вас за живое музыка, написанная чуть ли не три четверти века назад по мотивам нэпа, в том числе и сатирическим?

- Отвечу вкратце словами выдающегося композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Когда он посмотрел "Золотой век" в Вене и мы после спектакля в неофициальной обстановке с ним встретились, Бернстайн сказал: "Мы все вышли из этой музыки". У Шостаковича всегда звучит глубинный нерв жестокосердного и алчного века революций и мировых войн.

- Насколько я понимаю, тезка господина Бернстайна - Леонард Гатов, директор объединения "Премьера", протянул вам дружескую руку как раз в то самое время, когда вы в этом особенно нуждались?

- Это человек с душой художника, ясной головой, вкусом и хваткой настоящего импрессарио. К этому редкому сочетанию я бы добавил и его всегдашнее нежелание бросать слова на ветер. Для моей работы он создал просто идеальные условия. Сумел убедить городские власти, губернатора Краснодарского края, что нельзя жить по правилу Мекки-Ножа из брехтовской "Трехгрошовой оперы": "Сначала хлеб, а нравственность потом". Если бы не это, вряд ли у нас что-то бы сладилось. Со мной приехали в Краснодар мои педагоги, ассистенты, за пульт встал танцовщик и дирижер Александр Лавренюк. Теперь у нас выравнено дыхание, есть что показывать - кроме "Золотого века" и "Щелкунчика", это и "Лебединое озеро", и "Ромео и Джульетта". Отдаю должное жюри прошлогоднего Волковского фестиваля. Оно сумело Гатова оценить, наградив его премией.

- А как в звании лауреата премии имени Федора Волкова чувствуете себя вы сами?

- Никакими лауреатствами давно уже не обольщаюсь. Но тут во мне затронута какая-то новая струна. По душе мне и то, что награда чисто театральная, - я же человек театра, вся моя жизнь прошла в его стенах. Рад и тому, что премия - за развитие искусства не в столицах, а в провинции. Повод для моей особой гордости в том, что эту премию я без всяких оговорок и кавычек называю русской. Оглядываясь вокруг, я, увы, частенько повторяю высказанную лет сто назад горькую шутку великого русского художника и просветителя Николая Рериха: "Мы готовы заговорить даже по-африкански, лишь бы не подумал кто, что свое нам дороже чужого".

- В Ярославле вы раньше бывали?

- Ни разу не довелось. Наконец-то данная "историческая несправедливость" устранена. Правда, не спеша погулять по старому - почти тысячелетнему, да? - городу, по набережной Волги, пока не пришлось: работа есть работа. Но я это сделаю непременно, и тогда, если мы увидимся до отъезда еще, расскажу о своих впечатлениях.

Вел беседу  Юлиан НАДЕЖДИН.
На снимке: лауреат премии-2002 имени Федора Волкова Юрий ГРИГОРОВИЧ.
Фото из журнала "Балет".

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают