среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 26 марта 2002

Танцуем кукарачу

На камерной сцене театра имени Волкова режиссер А. Бейрак поставил спектакль по пьесе современного драматурга, классика театра абсурда Славомира Мрожека «Танго». Самое абсурдное в этой постановке – режиссерская попытка перевести какофонию экстремального фарса на скромный и понятный язык семейной комедии. Шел в комнату, попал в другую. Как если бы авангардную музыкальную пьесу Шнитке пересказали словами и мотивом незатейливого бульварного романса.

автор Евгений ЕРМОЛИН.

 

Не все у режиссера получилось на ять: инородный его театральным пристрастиям драматургический материал сопротивлялся, как только мог. К тому же режиссерский почерк Бейрака вообще довольно неряшлив. Винты недокручены, гайки недозатянуты. В самых смешных местах зрители почему-то смеются неохотно или вовсе не смеются... Но кое-что и удалось. А многое, наверное, накопится в общении со зрителем и со временем даст о себе знать. Вот только абсолютно непонятно, зачем нужно было использовать для внезапно возникших надобностей бедного Мрожека. Это уже не танго, а кукарача какая-то. Суперснобизм. Принципиальная, осознанная глухота к первоисточнику. Именно в таком качестве спектакль позволяет искушенному зрителю меланхолически пережить момент пребывания на обочине культурного мира.

Родители и детки, бестолковщина повседневности, вчера поругались – сегодня помирились. Предки в спектакле напоминают позднесоветской ковки вольнодумцев, апологетов всех и всяческих вольностей – персонажей Вовочки Сорокина и Витька Ерофеева. Они развлекаются, лоботрясничают, ловят миг наслаждения, потакают всем возможным слабостям, посмеиваются друг над другом и над собой. Да, это наши недопрожитые шестидесятые, растянувшиеся на полвека, это их дым колесом, их шарманка-шарлатанка!.. А вот сынок Артур – из другой когорты. Строгий юноша. Он напоминает юных борцов с родителями-бюрократами из пьес Розова. Тех, что, насмотревшись кино про Павку Корчагина со жгуче-

глазым Лановым в главной роли, дедовской буденновской саблей рубили громоздкие отцовские комоды. Но предмет атак теперь иной. Наш герой отстаивает консервативные ценности. Он хочет жить по патриархальным правилам, вспомнить о традициях. Всегда при пиджаке и в снежно-белой сорочке – Артур живо напоминает современных молодых банковских клерков и юных политиков-карьеристов.

В этом и фишка. Мы привыкли к тому, что моральные нормы проповедуют папа и мама, детки же предаются удовольствиям. А тут – наоборот. Распущенные предки, сынуля-моралист. Вот вам главный комический эффект, педалируемый режиссером. И, если угодно, актуальный подтекст, эзопова феня. Наверное, юный Артурчик – из тех, кто под музыку старо-нового гимна путается под ногами у лучших из поколения, идущих туда, не знаю куда. То ли за «Клинским», то ли вместе. То ли просто так.

В пьесе Мрожека, затейливо пародирующей шекспировского «Гамлета», либералы и ортодоксы стоят друг друга. На тех и других – печать мира, тихо съехавшего с салазок. В спектакле же режиссер просто начинает помаленьку вязнуть в драматургическом материале и от бессилия отдается его упрощенному пересказу. Как итог – невнятица и путанность. Высоконравственный юноша вдруг ни с того ни с сего жадно набрасывается на свою подружку с очевидными намерениями, заваливает ее – и кудрявой пигалице едва удается спасти девичью честь.

Весь этот джаз кончается в постановке довольно банально: ражий детина лакейского вида, домашний плейбой, окучивающий развратную мамашу и скромно таивший от всех свой интеллектуальный потенциал, в финале вдруг берет власть. Начинает громко командовать. Отплясывает на обеденном столе нечто на мотив танго... Это, вероятно, должно намекать на актуальную угрозу: из потемок приходит жестокий тиран и всех подряд мочит. Страшновато, господин Бармалей, в вашей Африке.

Камерная сцена у волковцев, однако, набирает обороты. Растет репертуарный список. Актеры, привыкшие к масштабу стадиона, учатся работать на пятачке пространства. Иначе говорить, иначе двигаться. В тесноте, да не в обиде. Кому-то это удается, кому-то – не так чтобы очень. Мне кажется, подчас актерский нажим чрезмерен. Да и с мизансценированием есть проблемы. Актерам в спектакле приходится как-то применяться к бездарному режиссерскому прочтению пьесы. Неудивительно, что в игре многоопытных

В. Асташина, Л. Охотниковой, А. Соколовского заметна на сей раз не-

определенность, невнятность. Жанровая рокировка, предпринятая режиссером, ударила по их ролям, пожалуй, сильней всего. Разочаровывают молодые С. Иванов и А. Чилин-Гири. Но если юная Чилин-Гири, являясь в одной из сцен в пикантном бельеце, хотя бы довольно мило заигрывает со своим партнером и даже пытается кое-что еще с себя снять, то Иванов, кажется, вовсе не понимает, за что ему досталось такое наказание – играть нелепого пуританина, бунтаря и протестанта, который не снимает галстука даже в постели и с религиозным фанатизмом отстаивает свое (судя по всему, не весьма близкое актеру) понимание жизни.

Обаятельно-простодушна на сцене И. Чельцова. Ее героиня – бодрая дама бальзаковского возраста, искушенная в житейской прозе, в нежных амурах и легких обманах. Лишнего в голову она не берет, но умеет пожить в свое удовольствие. Этакий лакомый кусочек, который достанется самому нахальному из нас. Таковой не медлит с явкой. И возникающая здесь интрижка – самое живое в постановке. Довольно органичен Н. Лавров. Его герой – крепкий, плебейского типа мачо – одаривает женщин своей щедрой лаской. Этот чуть застенчивый мышиный жеребчик – родом не то из волковского «Декамерона», не то уже из «Сатирикона». Актер, однако, уместно лаконичен. Минимум слов, минимум жестов. Вот только финальная метаморфоза персонажа мотивирована Лавровым слабо.

На снимках: Артур – Семен ИВАНОВ, дядя – Анатолий СОКОЛОВСКИЙ; Элеонора – Ирина ЧЕЛЬЦОВА, отец Артура – Вадим АСТАШИН, Евгения – Людмила ОХОТНИКОВА.

Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.

Читайте также
  • 10.10.2012 Театр «На Литейном» – на Волковской сценеНынешней осенью сцена театра имени Фёдора Волкова то и дело встречает гостей. Сезон открылся Волковским фестивалем, где зрителям приходилось выбирать из
  • 19.09.2012 Сегодня в Ярославле открывается XIII Волковский фестиваль Сегодня театр имени Фёдора Волкова открывает 263-й сезон. Впервые открытие сезона совпало с началом Волковского фестиваля.
  • 22.08.2012 Малый театр покажет свою новую премьеру в Ярославле5 и 6 октября на сцене театра имени Фёдора Волкова состоится премьера спектакля Малого театра по пьесе Жана Кокто «Священные чудовища». В главной
  • 13.06.2012 Пять премьер на камерной сценеВ Ярославле в Волковском театре продолжает работу XXV юбилейный семинар драматургов "АВТОРСКАЯ СЦЕНА" (под эгидой Союза театральных деятелей РФ). Молодые
  • 28.10.2006 Ну очень забавный ШекспирЯрославский ТЮЗ позабавил публику премьерой. Режиссер Александр Михайлов поставил на его сцене комедию Шекспира «Много шума из ничего».
  • 20.09.2005 Билет театралу На сцене Волковского театра в самом разгаре гастроли Самарского академического театра имени М. Горького (САТД), одного из старейших коллективов России, существующего более 150 лет.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают