четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 02 апреля 2002

Харис

Аббясов:

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Я делю людей

только на хороших и плохих

На Ярославской земле живут люди разных национальностей. Кто они? Мы решили познакомить читателей с ними поближе. Первая встреча –

с Харисом Аббясовым, личностью известной и неординарной. Он играет на ударных в симфоническом оркестре Ярославской филармонии, возглавляет совет ярославского регионального отделения Ассамблеи народов России.

– Все зовут вас Харис, а как по отчеству? Или это не принято?

– Аббясов Харис Идрисович – так и в паспорте у меня написано, как у любого гражданина России.

– А по национальности вы кто?

– Татарин, но коренной ярославец. Родился в Ярославле, закончил школу рабочей молодежи при моторном заводе, работал там три с половиной года слесарем по ремонту оборудования. У нашей семьи больше ста лет стажа на моторном. У матери – пятьдесят лет, она трудилась там еще до войны, участвовала в выпуске двухэтажных автобусов, в войну делала снаряды. Отец отдал заводу лет десять, он воевал в финскую и Отечественную войны и, к сожалению, рано умер, когда мне было восемь лет. Старший брат работал электриком, два младших брата тоже на моторном – в свое время много писали о династии Аббясовых. Мама никак не могла расстаться с заводом, уже на пенсии работала дворником.

В армии я служил в Сибири, в ракетных войсках стратегического назначения, тогда человек двести ярославцев взяли по спецнабору.

– Вот вы, оказывается, откуда – с моторного завода...

– Тогда, в начале шестидесятых, полгорода трудилось на моторном и полгорода на шинном. Достаток в семье был минимальным, но на жизнь не жаловались. Старший брат Николай – из первого выпуска Ярослав-

ского театрального училища, сей-час актер драмтеатра в Северо-двинске. Я закончил Ярославское музыкальное училище, Саратовскую консерваторию, преподавал, открыл класс ударных в училище имени Собинова. С 1975 года играю в симфоническом оркестре нашей филармонии.

– И не только там, насколько я знаю. Есть ведь еще два ансамбля…...

– Я руководитель ансамбля ударных инструментов и, кроме того, директор центра народного искусства «Скоморошина» и солист ансамбля русских народных инструментов с тем же названием. В этом году нашей «Скоморошине» двадцать лет, мы проехали двадцать стран мира – от Канады до Новой Зеландии, пересекли всю Океанию, были в Африке, всю Европу «пропахали». И везде нас, посланцев Ярославля, понимали без слов. Музыка – интернациональна, все музыканты интернационалисты.

– А я все время думала, откуда у вас, музыканта, желание помочь людям разных национальностей, живущим в Ярославле и вокруг него, с чего это вы вдруг занялись их проблемами, политикой…...

– При чем тут политика? Это культура. Страсти, сотрясающие общество, со временем проходят, забываются, здания рушатся, а сказки, музыка остаются и живут века, тысячелетия. Вот у нас в Ярославле есть такая диаспора – езиды. Древнейшие обитатели Востока, выходцы из Месопотамии, у них нет государственности, нет письменного языка, он забыт, но живы предания, и они до сих пор передаются из уст в уста. 5 тысяч езидов, которые осели на территории нашей области, таким образом сохраняют свою культуру, мы вместе с ними сейчас думаем, как трансформировать это в учебники.

– Но для вас лично что стало толчком к занятию национальными проблемами? Ударник в оркестре – это одно, а общественный деятель такого масштаба – совсем другое. Вы общаетесь с первыми лицами области и города, вы член Центрального совета Ассамблеи народов России, в феврале вы-ступали в Москве на парламентских слушаниях в Комитете по делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации.

– Кроме того, что я музыкант, я занимаюсь организацией различных фестивалей, их менеджментом. В 1997 году провел Дни Татарстана – в течение трех дней ярославская публика тогда узнала всю историю татарского народа, его танцы, песни. Вышло очень интересно, и появилась мысль: а почему не познакомить Ярославль таким же образом с другими народами? Мы ведь тут все рядом живем. Велика русская культура, но разве можно представить ее без поэзии Тараса Шевченко, жи-вописи Шагала и музыки Шоста-ковича, без эпоса «Витязь в тигровой шкуре»? Если посмотреть на жизнь со стороны культуры, увидишь: то, что кажется сложным, запутанным, иногда так просто…...

– Давайте вспомним основные национальные диаспоры, зарегистрированные на Ярославской земле. Азербайджанцы – их 18 тысяч, около 13 тысяч белорусов, 3 тысячи дагестанцев, 2500 евреев, 5 тысяч езидов, около 70 тысяч татар, есть украинцы, армяне, грузины, немцы, чеченцы, ингуши, болгары. Есть, наверное, национальности, официально и не объединенные в диаспоры. Они в поле вашего зрения?

– Пефтиев Владимир Ильич, доктор наук из Демидовского университета, знаете его? Он мариупольский грек и сейчас ищет других греков. Приходил к нам профессор-цыган узнать, что и как. Недавно создана польская диаспора, идет ее регистрация, она будет называться «Дом Польский». Только что пришло письмо от Расулова, первого секретаря посольства Узбекистана в Москве, с просьбой о создании узбекской диаспоры и с гарантиями необходимого для этого финансирования.

– Под Большим Селом еще недавно компактно жили финны, в Любиме можно встретить эстонцев…...

– Про финнов не знаю. Эстонцы ко мне приходили, литовцы. Через представителя губернатора в странах Балтии Бориса Князева мы хотим установить официальные контакты, чтобы наши прибалты могли наладить связи с соотечественниками.

– Недавно я познакомилась с геологом-китаянкой, очень интересной, образованной женщиной – не из приезжих, а из старых «русских китайцев», которые много десятилетий живут в России.

– Любовь Евгеньевна Ван-Кин, знаю, она член нашего совета.

– А русские? У них ведь тоже есть национальные проблемы.

– Приходили русские выходцы из Казахстана – они хотят создать свою ассоциацию. А здесь у нас тесное взаимодействие с доктором наук Маргаритой Георгиевной Ваняшовой, с движением «Ярославль-2000», многими другими, с мэрией. Русский язык тоже надо защищать всем миром. И русскую культуру.

– Вы сказали, что смотрите на национальный во-прос с той стороны, с которой в последнее время не часто смотрят: со стороны культуры. Да, это верный путь к душам людей. Но куда уйдешь от реальности – неприязни к другим национальностям, от фактов, приведенных недавно в нашей же газете, – результатов социологического исследования независимой службы «Социс» – они подтверждают то, что отношение к нерусским, мягко говоря, настороженное, а очень часто и гораздо хуже. Как вы к этому относитесь?

– Я благодарен социологам. Картина, представленная ими, кажется нам очень жесткой, но она обращает внимание на действительно очень опасные явления. К счастью, мы живем в области, где хрупкий мир между людьми разных национальностей сохраняется. А если что-то на этой почве случается, то мы пожинаем результаты политики последних двадцати лет, когда духовность и культура на государственном уровне были сведены к нулю. Все, что накоплено было раньше, пошло по ветру.

– И можно собрать разлетевшееся музыкой, песнями, танцами?

– Есть другой путь: положить всех лицом вниз, как, помните, на «пятерке». Нельзя тонкий вопрос межнациональных отношений решать хирургическим способом, я убежден. Надо предупреждать эксцессы.

– У вас есть рецепт?

– Я не делю людей по нацио-нальностям, я делю их только

на хороших и плохих. Не все чеченцы с кинжалами, не все азербайджанцы с наркотиками. Среди них инженеры и рабочие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, которые приехали в Ярославль еще в 30-е годы, в период индустриализации, их дети и внуки, выпускники ярославских вузов. Есть и приехавшие недавно – музыканты, врачи, преподаватели, фермеры, бизнесмены. Они заслуживают уважительного отношения, и оскорблять неуважением их нельзя. Для меня, например, Ярославль – родной город, хоть я и объехал весь мир.

Да, есть гастролеры, случайные в ярославских краях люди, которые ищут легкой добычи. По отношению к ним организованная национальная диаспора – сдерживающая сила. Страшнее всего гнев своих собратьев. Если соплеменники человека отвергнут, он не будет принят ни в одном городе. Я думаю, это тот рычаг поддержания порядка, который еще недооценен властями.

– Это как? Ведь ярославская организация Ассамблеи народов России сотрудничает с мэрией, есть губернское собрание?

– Это совещательные органы. А нужен межведомственный совет (или комиссия) при губернаторе по национальным вопросам. Мобильный орган с участием представителей нашей региональной организации, правоохранительных органов, представителей СМИ, социологов, психологов, чтобы решать самые острые вопросы на месте, не откладывая. Они уже существуют – в Самарской области, в Питере, в Саратове, во многих областных бюджетах есть строка на такие нужды. В шестидесяти регионах открыты Дома дружбы, в Ярославле вопрос о нем только прорабатывается. Уверяю вас, все это обойдется дешевле, чем тушить пожары, когда они уже разгорелись.

Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 29.12.2012 Прочь грязные лапы от любимой газеты Предновогодний «подарок» власти поразил своим цинизмом: закрываются «Северный край» и «Золотое кольцо».
  • 26.12.2012 Империю от развала спасли большевики Скоро мы будем отмечать важную дату в тысячелетней истории российского государства – 90-летие со дня образования СССР. 30 декабря 1922 г. первый
  • 03.03.2011 С чего начинается вторая родина?Вопросы межнационального согласия, взаимного уважения представителей разных народов, терпимости или, как сейчас модно говорить толерантности (от латинского
  • 03.11.2010 Не просто жить, а дружить   В Угличе хотят жить дружно. Независимо от национальности. Для этого здесь есть все условия, и желание представителей разных народов, которых судьба привела сюда, тоже есть.
  • 01.09.2007 Давайте жить дружноПредставители 120 национальностей проживают сегодня в Ярославской области. Из них около 30 создали свои объединения по национальному признаку. И 19 вошли
  • 14.10.2006 Что волнует «старожилов грузинской национальности»В редакцию позвонил читатель и, обозначив тему разговора легко узнаваемым акцентом и горчащей, как кахетинское винцо, иронией, представился: «старожил Ярославля».
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают