среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 05 июня 2003

Вопреки всему

Когда в Ярославском областном центре творческой реабилитации инвалидов (бывший ДК ВОС) идут спектакли народного театра-студии «Комедианты», зал полон. Даже мест не хватает. Поэтому завсегдатаи бронируют себе места в зрительном зале заранее, по знакомству, ибо просто купить билеты невозможно по причине их отсутствия: все спектакли в центре благотворительные.

 

Новая работа «Комедиантов» поставлена по пьесе А. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь», более известной как «Женитьба Бальзаминова». Выбор не случаен. После блестящей премьеры спектакля «Праздничный сон до обеда», состоявшейся в феврале 2001 года, к режиссеру Вере Сидоровой подошли удивленные зрители. «А что это вы нам только половину показали?» – придирчиво спросили они. «Как?! – развела руками Вера Анатольевна. – Но у Островского написано ровно столько, сколько мы показали». «Не знаем, как там у Островского, – заявили поклонники, – но в кино по-другому было. Так что вы уж и вторую часть нам подготовьте». Желание зрителей – закон для артистов. Подготовили и показали. Премьера прошла с огромным успехом. Человек, не посвященный в специфику этого театра, вряд ли догадается, что почти две трети труппы – инвалиды по зрению. Спектакль очень динамичный, с песнями и танцами, с богатыми и разнообразными мизансценами. Статики практически нет. После увиденного невозможно поверить, что на репетициях звучат фразы типа «Скажи, ты как ко мне стоишь – лицом или спиной?» Хотя красная ковровая дорожка вдоль авансцены лежит не просто для красоты, а как ограничитель движения. Чтобы актеры, увлекшись драматургией, не шагнули прямо в зрительный зал. А достигается четкость мизансцен длительной, очень кропотливой работой. На репетиции спектакля «За чем пойдешь, то и найдешь» ушло два года. «Вышла на сцену, прошла четыре шага по диагонали, повернулась через левое плечо, села на скамейку. Голову направо – там должен быть партнер, пошел текст...» – такие команды для режиссера Веры Сидоровой стали привычными. Но и это не все. Артистам приходится не только запоминать текст (они заучивают его с магнитофонных записей) и количество шагов в нужную сторону, движения и тембр голоса, но и учиться улыбаться, хмуриться, печалиться... Некоторые из них, инвалиды по зрению с детства, понятия не имеют о мимике, поскольку никогда не видели чужих лиц и не могут имитировать действия и гримасы. Но несмотря на эти, казалось бы, непреодолимые трудности, в репертуаре коллектива насчитывается уже 12 спектаклей, при этом пять из них поставлены за последние три года. Театральный самодеятельный коллектив был организован вместе с открытием ДК ВОС в 1972 году, предтечей его был драмкружок при УПП ВОС. Начинали с «малых форм» – ставили сценки, миниатюры, читали стихи и басни. Руководителями кружка в разные годы были многие актеры Волковского театра. С одним из спектаклей коллектив ездил на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности и выступил на сцене Малого театра в Москве. Театр принимал участие в областном автомарафоне инвалидов «За равные права и возможности», гастролировал по всем крупным городам области. 6 декабря прошлого года театру-студии «Комедиант» было присвоено звание «Народный». Несмотря на успехи театра и безусловное творческое возрождение, начавшееся с приходом нового режиссера Веры Сидоровой, в быту «Комедианты» не живут – выживают. Очень трудно с подбором репертуара – нет современных пьес, возможных для постановки в таком специфическом коллективе, а драматургия советской эпохи уже не актуальна. Остается классика. Но это – полбеды. Все, что касается технической и материальной стороны спектакля, приходится делать самим (точнее, самой Вере Анатольевне). Либо ходить с протянутой рукой. К премьере «Праздничный сон до обеда» в ателье «Березка» заказали двое панталон и три чепчика – вот и весь антураж. Иногда костюмерная пополняется за счет секонд-хенда, расположившегося на первом этаже центра. Как-то на встрече со своими избирателями в центре была депутат Елена Мизулина. Заглянула и на репетицию в театр, поохала, пообещала помощь: «Вы только письмо пришлите, что вам нужно». Прислали – просили 15 тысяч рублей на изготовление костюмов к только что состоявшейся премьере. Ответ пришел достаточно быстро – увы, ничем не могу помочь, не располагаю такими средствами. Вот и вся помощь. Закулисная жизнь театра такая же, как у профессиональных трупп: ажиотаж при распределении ролей, интриги. О том, что актеры – инвалиды по зрению, Вера Анатольевна сейчас уже не вспоминает. Не то что лет пятнадцать назад, когда по просьбе директора ДК заменяла заболевшего режиссера. «Выдержала тогда репетиций пять, по вечерам плакала от жалости», – вспоминает В. А. Сидорова. А сейчас такой разгон на репетициях дает – только держись. Но актеры на нее не в обиде. «Чего бежит, кулак показывает, – смеется Людмила Афанасьева, одна из постоянных актрис театра, – мне хоть до завтрашнего утра кулак показывай – не увижу. Надо чего – так и скажи». – Соберите реквизит, – командует режиссер, – что увидите. – Что видим, мы уже и так собрали, – парируют актеры, – остальное вы уж сами. В общем, живет эта небольшая труппа весело, то и дело подшучивая друг над другом. К примеру, Сидорова перед входом в репетиционный зал сменит легкую поступь на шаркающий шаг и зашепелявит: «Где это тут у вас театральный коллектив? Вот записаться бы хотела!» И незрячие актеры принимаются убеждать своего же собственного режиссера, какой у них замечательный коллектив и что в него непременно надо записаться. Но потом чье-то чуткое ухо уловит сдерживаемый смех: «Опять разыграли нас? Ну ладно, уж мы в долгу не останемся». Не это ли пример нам, вечно недовольным, жалующимся, стонущим по бытовым пустякам? Пример, как надо жить вопреки всему и несмотря ни на что. Лариса ДРАЧ.

Читайте также
  • 30.05.2012 Театр на Васильевском: гастроли в ЯрославлеСанкт-Петербургский Театр на Васильевском – один из самых молодых, интересных театральных коллективов северной столицы. Театр был создан 1 сентября
  • 31.05.2008 От Соллогуба до СартраСегодня в Мышкине соберутся любители театрального искусства со всей области: здесь в течение двух дней пройдёт заключительный тур областного фестиваля
  • 02.04.2008 В плену «Подмостков»Для многих участников областного фестиваля «Провинциальные подмостки», проходившего в Ярославле уже шестой раз, театр больше, чем увлечение, он – неотъемлемая часть их жизни.
  • 02.03.2007 Родился... маленький спектакльСегодня в брейтовском Доме культуры местный народный театр представит на суд зрителей свою новую постановку – «Маленький спектакль на лоне природы». Комедию
  • 22.06.2006 Контуры предстоящего сезонаКак и чем живет сегодня Волковский театр? Кто заменит Владимира Боголепова на посту главного режиссера? Каковы настроения коллектива, планы и перспективы
  • 30.09.2003 Драматизированная сатира петербуржцев Недавно на старейшей сцене России завершились гастроли гостей из Санкт-Петербурга – Театра сатиры на Васильевском острове. Однако и по сей день в
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Музей на колокольнеНа колокольне Успенского собора в Мышкине открылось древлехранилище. В трех небольших сводчатых интерьерах
  • Увидеть красотуВ субботу на Волжской набережной, возле памятника Николаю Некрасову, в рамках экологического просветительского
  • Будущее театральной России зовут ЕкатеринаВчера вечером в театре имени Фёдора Волкова пламенным монологом на титульную тему директора школы-студии