Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Есть устоявшееся мнение: человек из мира кино всегда легкомысленный, небогатый и неделовой. Алексей Гуськов это мнение опровергает всем своим существованием. Удачливый бизнесмен, продюсер, примерный семьянин, один из самых востребованных актеров. Сейчас он снимается в фильме «Рагин» по чеховской «Палате №6» (в прошлом году съемки проходили в Переславле и в Карабихе. – «СК»), играет в двух спектаклях на сценах Театра им. Пушкина ив«Табакерке», набирает курс в Школестудии МХАТ.
– Сегодня театр и кино к Чехову неравнодушны как никогда. Даже в Большом театре поставили балет по «Палате № 6». Сегодня тот же сюжет экранизируют. Откуда возникло у вас желание сыграть в киноверсии этого чеховского рассказа? – У меня давняя любовь к «Палате № 6». Еще в 1988 году я играл в спектакле «Двести верст от железной дороги» в творческих мастерских по этому рассказу. Мне казалось, что «Рагин» – это про меня. Сейчас уже я в этом не уверен, но все равно этого героя люблю, хотя, как выяснилось, во многом с ним не согласен. – Что же происходит с Рагиным, которого вы играете в кино? – На него обратили внимание – это у Чехова так написано. Кажется, примерно так: «Если вам скажут, что у вас больные почки, что вы сумасшедший или преступник, иным словом, если люди на вас обратят внимание, значит, вы попали в заколдованный круг, из которого нет выхода. Никакие человеческие усилия не спасут вас. Сдавайтесь». Рагин в моем фильме действует, пока на него не обращают внимания. Но знаете, не мое дело сейчас трактовать. Будет фильм – будет критика, будут и мнения. – Но светто там есть в конце туннеля? – Свет есть в нас. Для меня, как ни странно, эта картина светлая. Рагин освобождается, хотя и трагическим способом. – Мрачно получается. – А у меня трагическое ощущение жизни. Временами. – Вы же во всех отношениях успешный человек. Откуда печаль? – Про успешного человека я бы так уверенно не говорил. У меня были разные периоды в жизни, и успех пришел только несколько лет назад. С годами я стал фаталистом, но это не приносит мне покоя. Зато я точно теперь знаю, что с течением времени неприятные ситуации, запутавшиеся отношения, любые проблемы все равно разрешатся какимто образом. Поэтому не стоит определять мое состояние как «печаль». Просто я начинаю понимать, что мечты сбываются, но мы не всегда знаем, о чем мечтали на самом деле. – Вы первый раз набираете курс. Чему вы будете учить студентов? Что вам кажется самым главным в профессии? – Как сказал мой любимый драматург и писатель Антон Павлович Чехов, беда не в отсутствии характера, а в отсутствии веры в свое право. У меня эта вера существует. И я буду активно защищать территорию психологического театра, в традициях которого я был воспитан и в традициях которого мы постараемся воспитать наших студентов. – А как же ваше сотрудничество с режиссером Кириллом Серебренниковым? Вы ведь довольно интересно репетировали вместе. Эксперимент с авангардом закончен? – Авангард не подразумевает произвольности и необязательности форм. А молодая театральная режиссура грешит именно этим. Актеры моего поколения легко покупаются на экстравагантность. Я объясняю это сочетанием любопытства и комплекса художественной неполноценности. Надеюсь, что скоро в нашем театре появится человек, который сможет соединить современную форму и содержание. У меня сейчас сложное отношение к современной драматургии и режиссуре. В конце концов вся жизненная философия не может сводиться к трем сюжетам. Сюжет первый. Она должна дать сейчас же. И если она не дала, то мир рухнул, можно застрелиться или повеситься и т. д. Сюжет второй. Она дала, а я не смог. Далее – по прежней схеме. Сюжет третий. Она не дала, а я и не просил, потому что хочу не ее, а его. Когда весь человек сводится к физиологии – это печально. – Но, может быть, сейчас это актуально? – Может быть. Хотя по опыту знаю, что остаются только те произведения, которые говорят о вечном. – Вы начинали актерскую жизнь в Театре им. Пушкина, работали в Театре на Малой Бронной, в Театре им. Гоголя. Последние лет пятнадцать вы существуете наособицу, вне какоголибо коллектива. В каком театре вам сейчас хотелось бы работать? – Я сейчас участвую в нескольких театральных проектах, играю на сцене Театра имени Пушкина и «Табакерки», но в штате нигде не состою. Долгие годы существую в роли приглашенного, залетного человека и думаю, что это нехорошо для меня. Хотелось бы играть в репертуарном театре. Но, похоже, наш русский репертуарный сейчас доживает последние дни. В одном из интервью Михаил Швыдкой сказал, что в России останется тричетыре театрамонополии. Достояние нации. Их будет содержать государство. Все остальное раздадут под антрепризу, потому что театр себя не окупает. Наверное, это требование времени. Хотя какая коммерческая составляющая могла быть у Эфроса, Товстоногова, Ефремова, Захарова, у Гончарова, когда они начинали, создавали труппу, составляли ансамбль, коллекционировали артистов, чтобы решать иные – художественные задачи. Эти режиссеры выращивали артистов. У них была совсем другая составляющая – творческая. – Что для вас является главным критерием, по которому можно определить, талантлив актер или нет? – Первое и самое важное – артист на сцене должен уметь удержать мое внимание, не дать мне расслабиться и перестать следить за происходящим. Сейчас сижу на приемных экзаменах. Идет поток абитуриентов. Все читают примерно похожие наборы: стихи, басня, проза. И вдруг мое внимание на комто концентрируется. Значит, у человека есть «энергия заразительности». Еще для меня важно наличие в человеке любопытства к миру, к людям. Талантливый человек не может быть нелюбопытным. Поэтому спрашиваю, что читал, что смотрел. Актерский ум – это и есть любопытство. Ольга АНДРЕЙКИНА.«Новые Известия».
Читайте также
02.01.2013Анатолию Фёдорову - 60Сегодня юбилейный день рождения празднует заместитель губернатора Ярославской области Анатолий Павлович Фёдоров.
02.01.2013Александр Кузин репетирует "Таланты и поклонники"31 января в Российском академическом театре имени Волкова состоится премьера нового спектакля Александра Кузина - "Таланты и поклонники".
29.12.2012Новый год в Рыбинском театреВерна ли примета «как Новый год встретишь – так и проведёшь» – науке, как говорится, это неизвестно. Но мы предпочитаем старинной примете верить, а потому.
11.12.2012В Ярославле отпраздновали юбилей СТД (фоторепортаж)В этом году исполнилось 75 лет Ярославскому отделению Союза театральных деятелей. Весь год в Ярославле проходили мероприятия, связанные с юбилеем, - спектакли,
08.12.2012Театр – искусство вне времени 10 декабря, в понедельник, в академическом театре драмы имени Волкова состоится юбилейный вечер, посвящённый 75-летию Ярославского регионального