Но есть в творческой биографии выдающегося артиста загадка. Среди сыгранных им на сцене ролей отсутствует одна из вершинных партий тенорового репертуара – Отелло.
– Почему? – с такого вопроса мы и начали интервью с главным героем сегодняшней премьеры.
– Я эту партию выучил, представьте себе, еще в юные годы, – рассказал певец. – Мой учитель по актерскому мастерству Борис Александрович Покровский года два все не ставил «Отелло» в Большом театре. Ждал, пока я соглашусь исполнить главную роль. Что поделать, слишком много значения придавал я по молодости лет закулисным интригам. Видите ли, ни за что не хотел выходить на сцену с одним, мягко скажу, малосимпатичным мне человеком. Только и всегото. А годы шли, больше тридцати лет ношу в душе эти великие мелодии. Но на сцену в «Отелло» я так ни разу и не вышел.
– Кому пришло в голову исправить историческую несправедливость?
– Недавно, когда у нас зашла речь об этом с вицепрезидентом фонда Архиповой Ириной Хачатуровой, она проникновенно заглянула мне в глаза и спросила: «Не стыдно ли, Владислав Иванович?» Так возникла идея исполнить концертную версию «Отелло».
– Право же, нетрудно догадаться, почему выбор пал на Ярославль...
– Нетрудно хотя бы потому, что у вас есть классный оркестр. Я знаю его с конца 60х годов, не раз пел с ним. ЯАГСО в его нынешнем качестве обладает одним приятным для меня свойством. Оркестр все время прибавляет, и прежде всего в чистоте звучания и сыгранности. Летом под музыкальным руководством моего друга маэстро Аннамамедова мы почти всю оперу «Отелло» записали на кассету, а теперь шедевр Верди прозвучит вживую.
– Это будет концертная версия?
– Ее даже можно назвать ярославской. Важнейшие фрагменты партитуры мы выстроили строго по драматической интриге.
– Эту оперу называют лучшим сочинением итальянского классика. Вы к такой оценке присоединяетесь?
– Конечно. «Отелло» и «Фальстаф» для меня – высшие достижения Верди. Вспомним, целых полтора десятилетия после «Аиды» и «Реквиема» он не писал опер. Так долго зрела в его душе интрига «Отелло» – трагедия обманутого доверия. В тексте этой оперы нет никаких признаков мелодрамы, риторики. Дуэты и монологи вписаны в сквозное действие, выраженное мелодиями, непревзойденными по искренности и богатству чувств. Вот и постараемся, чтобы живыми, одушевленными вышли у нас не только Отелло и Дездемона, но и Яго, Кассио. Яго, к примеру, не будет у нас этаким рычащим злодеем и злобным интриганом. Нрав героя народного артиста России Евгения Поликанина я бы уподобил вкрадчиво подползающей змее. Впрочем, последнее слово по этому поводу, вы понимаете, за слушателями.
По нашей просьбе Владислав Пьявко представил своих партнеров. Кроме солиста Музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. И. НемировичаДанченко Поликанина партии в спектаклеконцерте исполнят его коллеги – обладательница премии фонда Архиповой Ирина Аркадьева, лауреат многих конкурсов Анна Викторова, баскантанте Роман Улыбин. На сцену Собиновского зала выйдут молодые певцы Федор Кокорев из Московского театра оперетты и будущий участник нашего «Парада теноров» Хачатур Бадалян. Им стоит пожелать счастливого дебюта. Впервые встретился Владислав Пьявко и с хоровой капеллой «Ярославия».
– Может быть, – сказал он, заканчивая беседу, – на мой слух капелла нуждается в пополнении хорошими голосами, но у нее есть один верный козырь: «Ярославия» поет чисто.