четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 03 апреля 2004

Три жизни Василия Топтыгина

Известный писатель-публицист и драматург Валентин Овечкин, приехавший в Ярославль в 50-х годах с новой пьесой для театра, первым почувствовал пародийность ситуации. И написал в одном из писем, что он, Овечкин, приехал по приглашению директора театра Топтыгина, поселился в гостинице «Медведь», с видом на театр Волкова. Было нечто анекдотическое в фамилии директора в сочетании с именем театра. «Прямо-таки лес какой-то!» – изумлялся Овечкин.

автор Маргарита ВАНЯШОВА.

 

Сам Топтыгин тоже любил подшучивать над своей фамилией, которую очень любил. Как-то, находясь в Москве, позвонил молодым актерам Сергею Тихонову и Наталье Терентьевой, которых очень хотел пригласить в театр. И сказал, представляясь: «С вами Топтыгин говорит – директор театра Волкова. Знаете, мишка такой, по лесу ходит, друзей выбирает... Стало быть, приглашаю в друзья... Соглашайтесь!» И выбор был сделан в пользу Ярославля.

Топтыгина считали лучшим театральным директором страны. Он был светел, улыбчив и оптимистичен. Он был, что называется, театральным человеком до кончиков ногтей. Его приглашали директором в Малый – Михаил Царев ценил в нем талант организатора, экономиста, хозяйственника. Королева МХАТа Алла Константиновна Тарасова убеждала его принять заботы о Художественном театре. Юрий Завадский желал бы работать с Топтыгиным – директором театра Моссовета. Но он был предан Ярославлю, и на протяжении четверти века – с начала 40-х до середины 60-х – верой и правдой служил Волковскому театру. Всегда любовался и гордился своим детищем. Люди такого склада, по нашему сегодняшнему представлению, были титанами духа и героями времени. Скажи это ему, он долго бы смеялся.

Перед вами три фотопортрета – в каждом отпечаток времени. 30-е годы. Молодой учитель, ставший выдвиженцем, заведующим облоно. Уверенно и с надеждой смотрящий в будущее. 1940-й, предвоенный. Выжженное, суровое, испепеленное лицо узника, вырвавшегося из ада смерти, из ГУЛАГа. Лицо человека выстоявшего, сильного, обаятельного и мужественного. А вот счастливые 50-е. Директор орденоносного Волковского театра. Это время славы театральной истории Волковского. Его 200-летие отмечал как огромный праздник весь Советский Союз. Юбилейные вечера в честь Федора Волкова шли в Большом театре. А гастроли Первого русского проходили только в больших городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Львове. Время подлинных театральных побед, возникновения актерских легенд. Никогда не задумываясь о лаврах славы, Топтыгин всегда оставался в тени, испытывая счастье в зрительном зале. Он не был анахоретом, любил жизнь, в семье подрастали два сына – Юрий и Михаил.

Впрочем, изначально путь Топтыгина вовсе не был связан со сценой. Он окончил наш пединститут, учительствовал, заведовал областным отделом народного образования.

Кто мог предположить, что историю можно просто взять и отменить – хотя бы как предмет школьной программы?.. Как отменить течение времени, ход исторических форм, процесс рождения, становления и разрушения государств? С началом революции история в школах была отменена. Топтыгин пытался сохранить кадровый состав опытных учителей, работавших еще в гимназиях. Преподавание истории было восстановлено только в 1934 году. В школьные программы и учебники пришли великие люди земли русской: князья и цари, государственные деятели, полководцы, воины, ученые, писатели. Уроки истории и литературы учили школьников любви к своему Отечеству, к народной культуре. Школа стала воспитывать патриотов. Именно эта система народного образования, впоследствии признанная лучшей в мире, позволила Советскому Союзу создать мощную промышленность, выиграть великую войну. Но в 1937 году, в самый разгар «ежовщины» Василий Топтыгин был арестован за контрреволюционную пропаганду. И ждал суда.

В ГОРОДЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

От него требовали признания. Он не подписал ни одного документа. Топтыгин был осужден, доставлен по этапу в Норильск. Замороженная пустыня, тундра, город на вечной мерзлоте, на костях Норильлага. Приговор – общие работы. Это означало близкий конец. Его спасла женщина-врач, отменив ему, доходяге, дистрофику с облысевшей головой (волосы примерзли к полу в замороженном бараке) общие работы. Его взяли в контору, бухгалтером. Это означало не только лишний черпак баланды и теплый барак, но – продление жизни. Из конторы Топтыгин исхитрился бросить самодельный конвертик в проходящий состав с рудой. Были честные люди – подобрали, послали по адресу. Письмо было адресовано в Ярославль, секретарю обкома ВКП(б) Николаю Патоличеву. «За мной нет никакой вины!». Патоличев добился освобождения Топтыгина.

В конце 1940 года Василий Павлович вернулся в родной Ярославль, к семье. С началом Великой Отечественной он сразу подал заявление в военкомат об отправке на фронт добровольцем. Его призвали, отправили в действующую армию, но комиссовали после первого марш-броска. Почерневшая, помороженная в Норильске нога грозила гангреной.

В Ярославле после госпиталя Топтыгина вызвали в обком партии. «Вам поручается дело строжайшей секретности. Враг на подступах к Москве. Возможен захват фашистами и нашего города. Обком поручает вам стать руководителем центра подпольной работы в Ярославле». В сорок первом Топтыгин формирует партизанское подполье, обеспечивает боезапас, подбирает кадры, связников, явочные квартиры, строит базы подполья за городом.

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

В конце 1941 года опасность миновала. Топтыгин ждал нового назначения. Отправки в тыл врага. Но то, что он услышал, было совершенно неожиданно. Ему поручали принять... Волковский театр! «Вопрос решен, – сказали ему. – Ты заведовал облоно, а наркомпрос и культура – одна сфера. Принимай театр!»

С началом Великой Отечественной войны театр опустел – многие ушли на фронт: художественный руководитель Дмитрий Манский, режиссер Семен Оршанский, актеры Валериан Соколов, Дмитрий Аборкин, Владимир Митрофанов, Мария Рыпневская, Софья Аверичева... Топтыгин приглашает на второй военный сезон знаменитого режиссера Ивана Ростовцева, артиста Павла Гайдебурова — крупнейшего мастера сцены. Именно тогда Ростовцев ставит впервые в стране «Фронт» Корнейчука, затем «Русские люди» К. Симонова. Гайдебуров осуществляет постановку «Нашествия» Л. Леонова – лучшей из пьес военного времени. Фронтовой бригаде волковцев объявлена благодарность и вручен гвардейский знак. Потом состоялись еще три поездки театральных бригад на фронт в части 3-го Украинского фронта. А тысяча шефских концертов и спектакли, средства от которых поступали в фонд обороны? На собранные деньги был построен самолет «Театр имени Волкова». И в этом была частица его сердца.

ОЖЕРЕЛЬЕ ВОЛКОВСКОЙ СЛАВЫ

Постепенно Топтыгин создал мощный театральный организм. Труппа росла, пополняясь прекрасными мастерами сцены. Топтыгин приглашал в театр актеров без званий и наград. Почетные звания придут позднее. К прославленным именам Ромоданова и Чудиновой присоединяются новые. Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Тихонов – впоследствии станут народными артистами СССР, Наталья Терентьева, Феликс Раздьяконов – народными артистами России. Топтыгинские кадры – и заслуженный артист РСФСР Иосиф Бросевич, и заслуженная артистка РСФСР Клара Незванова. Он вернул в театр замечательного художника Николая Медовщикова, затем норильчанина Александра Левитана. С 1943 по 1949 год при театре была студия. Ее питомцы – народный артист России Юрий Караев, заслуженный артист России Лев Дубов, Герой Советского Союза Константин Лисицын. В 1949 году спектакль «Заговор обреченных» удостоен Сталинской премии. Он собирает труппу – по крупицам, по крохам, но это – зерна жемчуга. Так возникает жемчужное ожерелье Волковской славы.

Директор театра ездил по московским вузам, смотрел выпускников, приглашал и опытных, и молодых актеров. Из Щепкинского училища, школы Малого театра, приехал Феликс Раздьяконов, из ГИТИСа – Феликс Мокеев и режиссер Виктор Давыдов. Героиня Волковской сцены Тамара Никольская вообще вначале была киноинженером.

Наталья Ивановна вспоминает свой показ в Волковском – ее и Сергея Тихонова – в небольшом кабинете художественного руководителя. Члены художественного совета – Ромоданов, Чудинова, Свободин, Незванова, Белов, Комиссаров, Ольга Дмитриевна Иванова... Топтыгин не навязывал свою волю – он привез актеров. Пока худсовет решал судьбы, Топтыгин влюбленно и упоенно показывал Наташе Терентьевой и Сереже Тихонову театр – фойе с портретами актеров (рассказывал о каждом так же влюбленно!), зрительный зал, сцену, закулисное хозяйство от поворотного круга до колосников.

ТОПТЫГИНСКИЕ «ХУТОРА»

К театру Василий Павлович относился страстно. Жизнь актера протекает не только на сцене, он должен жить если не комфортно, то удобно. Это верный залог успешного творчества. Топтыгин не просил и не требовал строительства дома для театра. У него давно были на примете весьма соблазнительные и аккуратные домики в западном стиле на улице Чайковского. Он их «приглядел», облюбовал. Топтыгин не выбивал, не выпрашивал. Он убеждал. Главный аргумент: «У театра должно быть будущее».

Улица Чайковского с бульваром ныне не похожа на ту, что была когда-то. Бульвара не было. До войны здесь ютились частные домики с садами и огородами. Во время войны вражеские бомбы попали сюда, снесли все живое, на месте домиков образовалась пустошь. Татьяна Владимировна Троицкая, дочь известного волковского актера Владимира Троицкого, вспоминает, что дома были выстроены в 1947 году. Это были аккуратные двух- и трехэтажные коттеджи в западном стиле, появились после войны на улице Чайковского и Большой Октябрьской. Их строили пленные немцы – по своим известным только им секретам и параметрам. В тенистом саду – с длинным столом и скамьями – на углу улиц Салтыкова- Щедрина и Чайковского немцы-строители обедали. Они построили четыре дома. В двух жили работники партийного и советского аппарата и простые рабочие. На втором этаже – секретарь обкома Поляков, на первом – общежитие рабочих трамвайно-троллейбусного парка.

Два дома – трехэтажный и двухэтажный – Топтыгин выхлопотал для театра. С чьей-то легкой руки их стали называть «Хутора». «Где ты живешь? – На «Хуторах». – Сегодня приходи ко мне на «Хутора». Вначале к ним отнеслись настороженно – это было похоже на какие-то выселки, и так далеко от театра! Но это был привилегированный район по тем временам – место тихое, чистое, спокойное. «Хутора» на улице Чайковского стали театральными. Где жили актеры-волковцы? В стене – кельях Казанского монастыря, в гостиницах. Народный артист СССР Григорий Акинфович Белов ютился в маленькой квартирке, в монастырской стене.

Топтыгин начал заселение коттеджей. В квартирах, поначалу коммунальных, жили все вместе – Нельские, Тихоновы (Сергей и Наташа), Раздьяконовы (Феликс и Лира) Мокеевы (Феликс и Алла Козельская), актеры Полохов, Пахомов, Прошины, гример Владимир Бобренко (впервые в истории Волковской сцены изготовивший грим и парик Ленина, утверждавшийся самой Москвой!), актриса Притула, приехавшая из Риги, театральная художница Вера Венедиктова с сыном Игорем, замдиректора театра Игорь Алябьев и его жена, знаменитая Аннушка – театральный суфлер Анна Васильевна Алябьева. Здесь вырастали их дети. Казалось, «Хутора» могли вместить всех. В отдельном домике, точнее в его крыле, квартировали и хозяйствовали Кузьмины, разбившие собственный вишневый и яблоневый сад и клумбы с цветами... За домом Тихоновых полыхали алые пионы, бушевало разноцветье и разнотравье... Да кто только не прошел через топтыгинские «Хутора»! И семья Валерия Сергеева, только что окончившего с Наташей театральное училище. У театра всегда был свой фонд жилья. Актеры оставались в Ярославле навсегда, связывая с ним жизнь. И в этом была заслуга Василия Павловича Топтыгина.

Театр получал квартиры – имя и авторитет Волковского были решающими. Об истории топтыгинских театральных «Хуторов» надлежит помнить и сегодня. Если Ярославль заинтересован в сохранении славы Первого театра России, надо думать о введении специальной программы «Дом для актеров». На протяжении почти двух десятилетий (!) нынешний Волковский не получил ни одной квартиры. Где будущие Беловы, Нельские, Тихоновы, Незвановы?.. Выпускники нашего Театрального института, входящего в число лучших театральных вузов страны, активно востребованы в Москве и в Питере. Ярославлю они нужны, но жилье им не предусмотрено. Нужно понять и перенять опыт Василия Топтыгина, строителя и создателя театральной труппы. Ярославлю нужны новые театральные «Хутора».

В ТЕНИ

Фотокорреспондент ТАСС снимает встречу Терешковой с коллективом Волковского в МХАТе на московских гастролях. 1963 год. «Чайка» только что вернулась из космического полета и успела на премьеру спектакля «Федор Волков». Впереди народные, заслуженные, «императрицы», актеры, «фрейлины», художественный руководитель. Директор театра – в тени. И так было всегда. Он был исключительно скромен.

Он ушел из театра, когда первым лицом стал художественный руководитель Фирс Шишигин. «Двум медведям в одной берлоге не бывать», – говорил он. Топтыгин был предан времени, в котором он жил, страдал, трудился, строил, создавал. Он понимал, какой слом ждет наше государство, прекрасно осознавал разницу между советским человеком и «совком». Советский человек создал великую державу – Советский Союз, победил в величайшей за всю историю войне, восстановил разрушенное войной хозяйство и первым вышел в космос. А «совок», забыв об Отечестве, пустился растаскивать и грабить державу и ее социальные завоевания.

Сегодня трудно представить, что, постоянно и неустанно хлопоча о благоустройстве театра и своих сотрудников, директор не позаботился о самом себе. У Топтыгина с его семьей – женой, двумя сыновьями – до конца жизни не было своей квартиры, он так и прожил жизнь в коммуналке. Не было даже личного телефона – телефон был один на огромную многонаселенную квартиру.

Дело 419, лист 257

СПИСОК ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ СУДУ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР

от 25 сентября 1938 года – Ярославская область

20. СМИРНОВ Александр Иванович

21. СМИРНОВ Павел Васильевич

22. ТОЛКАЧЕВ Иван Максимович

23. ТОПТЫГИН Василий Павлович

24. ТУЛЯКОВ Анатолий Васильевич

25. ЧЕРНЫШЕВ Павел Яковлевич

Начальник 1-го специального отдела НКВД СССР, старший майор государственной безопасности И. Шапиро.

Читайте также
  • 29.09.2007 Неправильный патриарх Ушли из жизни тот, кто был чуть постарше, - великий Товстоногов, и те, кто были младше, не имели его счастливой дорежиссёрской судьбы в качестве сценических
  • 11.11.2006 На фестивале ожидается аншлагСедьмой международный Волковский фестиваль откроется в Ярославле только через три недели, а лучшие билеты на большинство спектаклей уже раскуплены. И это
  • 10.11.2006 Мастер­класс от мастера высшего классаВ Ярославле побывал Андрей Дрознин, заведующий кафедрой пластической выразительности актера театрального училища им. Б. В. Щукина, заслуженный деятель искусств РФ.
  • 19.10.2006 Текст уточним на премьереВ камерном театре под руководством Владимира Воронцова – премь­ера. Событие, заслуживающее особо пристального внимания по ряду причин. Во­первых, это первый
  • 23.03.2006 Неоконченная пьеса театральной перестройкиРасслоение нашего общества на очень богатых и очень бедных по-влекло за собой резкое размежевание во всех сферах жизни. У состоятельных людей свои врачи, педагоги, развлечения.
  • 03.02.2006 Горячие чувства в холодные дниВ Рыбинском драматическом театре идут последние предпремьерные репетиции нового спектакля. На сцене – водевиль Валерия Крестовского «Любить не прикажешь».
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают