суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 06 мая 2004

Чушь – прекрасная и просто...

На канале MTV существует передача под названием «Запой». Правда, иногда ее название пишется «Запой-ка». Но если читать в программе или слушать то, что говорят-выкрикивают авторы рекламных слоганов, то возникает простенький вопрос: запой – это глагол повелительного наклонения (то есть призыв, естественный для подобного канала) или существительное, характеризующее состояние того, кто находится перед телекамерой? Если, переключая каналы, вы случайно задержитесь на этом самом MTV или его российском аналоге МузТВ, то вам, скорее всего, понадобится переводчик: здесь живут не поклонники,

 

а фаны, исполняются не мелодии, а саундтреки, выплачивается не гонорар, а «бабло», восторг передается словом «улет».

Тем не менее попробую сегодня пройтись по каналам, на которых не задерживается большинство из читателей нашей газеты.

У этих каналов – огромная аудитория. Ее возраст колеблется от 10 – 13 до 19 – 22 лет. Если книги, валяющиеся под диваном ваших детей или внуков, вы еще видите, то от вида и звуков этих каналов чаще всего с отвращением или презрением отворачиваетесь. И только время от времени задаете риторический вопрос: «Откуда у тебя этот вид? Откуда эти словечки? Откуда эти суждения?» Оттуда, из телеэфира, уважаемые читатели. Из того эфира, влияние которого, между прочим, отлично знают рекламные службы крупных торговых и производственных компаний. И если на простодушном МузТВ крутят пивную рекламу с мультипликационным Иваном Тарановым, то по более «крутому» MTV синхронно идет не что-нибудь, а реклама «Ярпива». Следовательно, игра стоит свеч.

Давно уже известно, что большинство популярных телепрограмм в России делается либо по лицензии, либо по негласно позаимствованным образцам. Музыкальных программ это касается в полной мере.

Не буду сейчас обсуждать саму по себе идею сотворения на глазах у публики из незнаек и неумеек поющих и танцующих юношей и девушек. Российская «фабрика звезд» теперь осчастливливает Первый канал только раз в неделю своим итоговым шоу, а ежедневно радует «фанов» по МузТВ. В одной из прежних «фабрик» доводили до кондиции сына А. Малинина, теперь здесь – внук Э. Пьехи. Мускулистые парни лениво полеживают на диванных подушках и спинах девиц, как и те – забрасывают не всегда идеальной формы ножки не только на спинки кресел...

Нынешний продюсер «фабрики», композитор с говорящей фамилией Крутой, выдал на днях формулу своего отношения к проекту: «Мы уже обречены на успех». А обучаемой перед выходом на сцену девочке напомнил, что в ней была поначалу харизма, «была штука какая-то» – и открытым текстом объявил: «У тебя много шансов стать звездой. С этой песней». Песня, конечно, композитора-продюсера, девочку уже показали крупным планом.

Наше МузТВ шалит по мелочам. То показывает «СВ-шоу» – не путайте с названием железнодорожных вагонов повышенной комфортности. Это Верка Сердючка во всей женской прелести ее исполнителя, Андрея Данилко, по-девичьи кокетливо чирикает и чокается со своими гостями, в этот раз – с певицей Лолитой. На грани между простодушным юмором из отрывного календаря и откровенной пошлостью ведется диалог о еде и красоте, предлагается тест, связанный с поцелуем снеговика (Лола проявляет находчивость – «жабу я уже целовала»).

То является в гости к немыслимой в своем идиотическом очаровании Масяне. Только что у нее побывали юноши из поп-группы «Смэш» (для непосвященных – это именно они, почему-то поочередно, поют шлягер из мюзикла «Собор Парижской богоматери»). А чуть раньше нарисованная Масяня состязалась в игривых глупостях с полнокровной Наташей Королевой. Редкостное было зрелище, в котором предпочесть выдуманную или реальную даму было невозможно.

То убеждает юных зрителей самим названием телешоу в том, что «Деньги не пахнут». Толстый рыжий «мефистофель» (Роман Трахтенберг) в очках и с издевательской бороденкой, кажется, ловит на улице или лестнице случайных мальцов. Их речь, форма общения даже не шокируют, ведь по улицам что только не ходит. Правда, готовясь принять участие в так и не понятой мною игре по добыванию денег, одно из этих существ произнесло длинную, в духе булгаковского Шарикова, фразу о том, что любит «путешествовать и мясо».

При чем здесь – на музыкальных каналах – музыка, спросите, вы? Да при всем. Она – фон, никого не обременяющий.

Вперед, уважаемые читатели, и вы узнаете, не глядя на экран, о том, что существует на всемирно известном канале MTV передача «Точка кипения», смысл которой – провокации, хамство в адрес участников и, соответственно, удовольствие зрителей. Лозунг этой передачи – «Мы пришли, взбесили их и заплатили за это». Эта передача и ей подобные – явно не для тех, кто сочувствует клоуну, на чью голову в цирке слон выливает ведро с краской, или ребенку, у которого обезьянка «лопнула» воздушный шарик. Но смотрят это, судя по длительности и разнообразию перебивающей передачу рекламы, многие.

Вперед – и я приведу несколько фраз из передачи «По домам», которая обычно знакомит со звездным бытом именитых зарубежных музыкантов, киноактеров или спортсменов. В последний же раз нас провели по отелям и другим временным, но отнюдь не случайным их пристанищам. «Думаете, это фантазия? Нет! Так живут рок-звезды...» Ведущий, в переводе на русский язык, захлебывается словом «излишество», рассказывает, что этим ребятам не нужно заботиться об оборудовании студий, призывает не бояться рисковать и утверждает от лица одной из звезд: «Ты просто обязан себя плохо вести».

Хозяева отелей, бунгало и домов в один голос называют сходные цифры – от 3,5 до 6 тыс. долларов в сутки, упоминают о забавах посетителей, которые то ездят на мотоциклах по коридорам отеля, то приклеивают стулья ножками к потолку, то желают иметь джакузи на террасе.

А теперь, если вы устали от обсуждения поступков и текстов, которые кажутся вам чушью несусветной, скажу под конец о совсем другой музыкальной акции. В первый майский день наш с вами любимый канал «Культура» показал юбилейный вечер – да, уже 60! – Сергея Никитина. Шекспир и Фет, Б. Пастернак и

Д. Самойлов, Ю. Левитанский и Ю. Мориц, извечный поэт-соавтор Д. Сухарев звучали под его гитару и его голосом. Вновь, словами старой песни он убеждал мягко и чуть сипло, что «следует жить», сочувствовал «собаке кусачей» и ласково напоминал о всеобщей любимице Александре, выжившей в Москве, которая слезам не верит... Была семья Никитиных, была музыка – и был зрительный зал. Он был прекрасен: полный интеллигентных, старых и – заметьте! – молодых лиц; публика то со слезами, то с улыбкой подпевала юбиляру.

Люди из этого зала (скорее всего, ездят в «последних троллейбусах», и не только в память об Окуджаве, они не умеют отличить кадиллак от линкольна; впрочем, если последний – это не автомобиль, а президент) расскажут немало интересного. Люди «Культуры» вместе с бардом и его командой «чушь прекрасную несли». И это чуточку утешало на фоне многообразной «просто чуши».

Татьяна ЗЛОТНИКОВА,

доктор искусствоведения.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают