Наш телезритель ныне может развлекаться практически круглосуточно. Для него поют и пляшут, шутят и хохмят. Его обслуживают разнообразно и виртуозно настоящие мастера своего дела – от ветеранов Петросяна, Маслякова, Задорнова и Жванецкого до молодежи вроде Галкина.
Воскресный вечер на исходе, сижу за компьютером, а на экране ТНТ ослепительно сверкают две голые попки. И этому уже нисколько не удивляешься. В пресловутой программе «Дом-2» раздели донага двух парней, положили их задами кверху, и их подружки вместе с какими-то переодетыми в женское платье клоунами мужского пола то ли имитируют массаж, то ли шуткуют на предмет нетрадиционного секса. То и другое делается довольно бездарно. А сами по себе две задницы едва ли способны веселить слишком долго.
На том же ТНТ поиск идет и в другом направлении. Здесь, например, появилось новое шоу в жанре стендап-комедии – «Комеди клаб». Это новый для российского телевидения жанр, живой юмор в стиле реалити. Зрители в «Комеди клаб» не статисты, а соучастники. Реплики из зала приветствуются. Каверзные вопросы – тоже. Комики выступают как часть аудитории. Их цель – завести публику, а не выступить, отыграв заученную программу. Шутка рождается прямо на глазах публики, как когда-то в КВН. Она незамысловата, но несет отпечаток экспромтности. Например, анонс нового блокбастера: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Вуди Харрельсон, Дмитрий Харатьян в фильме «Какого хрена здесь делает Дмитрий Харатьян?». Или: вышла книга «Утюг, паяльник и тиски, или Как научить своего ребенка говорить». Или еще: теперь в рекламе «Тайд» Владимир Тишко ходит по квартирам вместе с Сердючкой. Внимание! Информация для тех, у кого дома есть ружье: срочно меняйте на двустволку!
За последние лет десять наше телевидение, по сути, сделало гигантский шаг на пути превращения в виртуальный наркотик, в грандиозную индустрию, создающую зрелищную иллюзию, не имеющую почти никакого отношения к реальной действительности. И особенно в последнее время эта самая действительность появляется на экране лишь от случая к случаю, она присут-ствует на правах бедного род-ственника, скромно разместившегося в незаметном уголке. Все меньше социальных проблем, все меньше политики и серьезной культуры. Кому они в самом деле нужны-то?
Главными событиями становятся новости шоу-бизнеса. Алла Пугачева и Филипп Киркоров, кажется, уже в разводе, а та же Верка Сердючка, рекламируя «Тайд», попутно нашла свое женское счастье в лице официанта из Ялты Юры и решилась на пластическую операцию, чтобы еще больше угодить избраннику. Певец Борис Моисеев сыграет Ленина в фильме Александра Невзорова, о чем высказался так: «А что тут такого? Я читал сценарий, он уникальный, но не могу рассказывать сюжет. Скажу лишь, что там я буду играть Ленина в современных условиях. Кстати, у меня недавно была такая история. Ко мне подошла девочка, маленькая такая, лет шести. Дергает меня за штаны, улыбается: «Вы дядя Боря?» – «Да». – «А мама сказала, что вы Ленин. Вы сексуальную революцию сделали». Я чуть в обморок не упал. Никакой сексуальной революции я не делал».
И так далее, и тому подобное. Те же новостные и публицистические программы ТВ все больше строятся на типу зрелища. Они уже редко обходятся без актерских трюков, без самодовлеющей игривости. Что там ТНТ и СТС – даже имевший репутацию лидера документально-аналитического телевещания канал НТВ уже превратился, по сути, в еще один канал развлечений.
Мелкий, но симптоматичный пример деградации новостей на НТВ: диктор ошибся, называя фамилию нового лауреата премии Солженицына (назвал критика Игоря Золотусского «Златоусским»), и не поправился.
Вот и «К барьеру!» – чуть ли не последнее ток-шоу на ТВ, в котором остро формулируются социально-политические проблемы. Уже давно, конечно, нет здесь прямого эфира, а потому не может случиться никакой сюрприз, но все же, все же... Владимир Соловьев хотя бы ищет такие темы, которые реально волнуют общество и делят его на тех, кто за, и тех, кто против.
Однако и тут содержание проблем слишком часто оказывается вовсе не главным предметом интереса. И по замыслу передачи, и на практике внимание аудитории и экспертов сплошь и рядом смещается в сторону оценки авантажности, артистизма участников спора да еще экспромтов (или домашних заготовок) ведущего.
Уже и не знаешь, кто там победил в минувший четверг, а главное – почему. То ли Марк Розовский, выступавший против памятников Сталину, то ли Алексей Митрофанов, их лениво поддержавший.
Тот и другой не сомневались в том, что Сталин – злодей. Но театральный режиссер Розовский пытался апеллировать к морали и даже к религии, а внук члена политбюро ЦК КПСС Андрея Громыко и депутат Госдумы Митрофанов в очередной раз публично демонстрировал полное равнодушие к добру и злу, которое, кажется, больше всего и роднит его с позднесоветским номенклатурным отстойником, где едва ли не главной добродетелью считался здоровый цинизм.
Попса заразительна. Ведь и многие телезрители, как мне кажется, далеко ушли за пределы ответственного осмысления социальных и духовных проблем. Сглаживая острые углы и примиряя непримиримое ради душевного комфорта, мы точно так же, как потомственный депутат, не готовы называть зло злом, а добро добром. Сказать иначе, мы охотно ищем и легко находим красоту и в зле.
Да, ночью все кошки серы. Впрочем, нет правил без исключений. Таковые еще случаются на канале «Культура», этом гетто для чудаков и эксцентриков. Там запустили две литературные передачи с ведущим Николаем Александровым. Отчего-то хочется верить, что он теперь будет рассказывать не только из Парижа о новинках французской литературы, но и о событиях в литературе русской. К примеру, из Ярославля, где, кстати, именно в последние годы появилась очень интересная новая проза.
//Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ.