четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

Новости сегодня

новости экономики на аналитическом сайте

strana.life


на печать

Комментировать

среда, 07 декабря 2011

Формулы любви

До очередной премьеры волковцев остались считанные дни

10 декабря в театре им. Ф. Волкова премьера – «Без названия». Евгений Марчелли обозначил жанр своего нового спектакля просто: «Человеческие сцены». И слукавил. Его подход к первой пьесе Чехова далёк от ординарного. В последнюю неделю ноября артисты Волковского вышли репетировать на сцену. Предлагаем вашему вниманию репортаж о работе над «штрихами» – с последних репетиций перед премьерой.

 

автор Татьяна ДЖУРОВА

 

Над первой пьесой Чехова, безымянной, разбухшей от социальных и интимно-человеческих микрокатастроф, Марчелли совершает операцию, на которую, видимо, был неспособен 18-летний драматург. Сводит сыроватую материю жизни, таганрогский «чернозём» к серии локальных любовных конфликтов, в центре которых – обыкновенный школьный учитель Платонов. И обнаруживает в этой локальности неисчерпаемое богатство потенций актёрской игры, разнообразие сгустков эмоций.

Каждое из действий решается в своём особом ключе, продиктованном особенностями композиции пьесы. По замыслу режиссёра первое действие – ультратеатральная экспозиция, заставка к тому «настоящему» спектаклю, который начнётся во втором. Оно – самое трудоёмкое. В нём минимум физического действия, минимум «истории», и поэтому оно требует особой точности. Здесь – не столько сам спектакль, сколько актёр­ские «пробы», «примерки» к нему.

Компания «статистов» в пёстрых, почти клоунских нарядах, которые оценил бы и Жан-Поль Готье (художник по костюмам – Фагиля Сельская), неторопливо заполняет сцену. Каждый костюм в определённой мере характеризует характер и род занятий персонажа. Серёжа Войницев (Семён Иванов) – в коротких штанишках с цветными принтами Моны Лизы. У юной естествоиспытательницы Маши Грековой (Евгения Родина) – блестящий костюм-скафандр. А есть ещё изящный «опереточный» сюртук Глагольева-старшего и диковатой расцветки и покроя пиджак Глагольева-младшего. Манеры ряда персонажей тоже – агрессивно клоунские. Микроспоры, микроконфликты, микроотношения – всё решено как бы впроброс.

Марчелли время от времени выскакивает на сцену, чтобы объяснить, а то и показать, чего он добивается. Особая нагрузка – на сцену Софьи (Ирина Веселова) и Платонова (Виталий Кищенко). Она должна демонстрировать своё «неузнавание» бывшего возлюбленного (с последней встречи с которым миновало всего-то четыре года) на публику, то есть гостей генеральши Войницевой, но не грубо, а так, чтобы намёк, скрытая издёвка, заключённая в этой парадоксальной забывчивости, были хоть не сразу, но всё-таки угаданы Платоновым. Марчелли помогает Ирине Веселовой расставить акценты. А от Виталия Кищенко требует особых пауз, иронической нагрузки на реплику: «Как же, прошло четыре года с последней нашей встречи! Нет. Четыре с половиной». Так, чтобы было ощущение двойной игры, которую ведут эти двое, мужчина и женщина. Некой общей тайны, которую скрывает их прошлое, обиды и презрения, которые должны в итоге зазвучать в патетической реплике Софьи про «эмансипацию» женщин. Чтобы стало ясно, какой такой эмансипацией занимался с ней Платонов четыре года назад.

Марчелли выстраивает сцену по нарастающей, накаляет диалог так, чтобы едва заметные разряды между персонажами сделали ситуацию взрывоопасной. И чтобы это напряжение чувствовалось вторым планом тогда, когда их сцена уже будет отыграна и когда на первый план выйдут другие персонажи – Глагольевы, Осип, генеральша, Петрин...

Это только первое действие. Во втором действии сквозь сцену прорастёт натуральная берёзовая роща, а персонажи погрузятся в атмосферу июньской ночи, полной «шёпотов и криков», любовной истомы и сильнейшего желания жить... В третьем... Впрочем, лучше умолчать о том, что будет в третьем. Достаточно сказать, что к участию в спектакле привлечён коллектив «Дудки-бара», а также использован пиротехнический арсенал компании «Русская потеха». Ну и, конечно, то, что Марчелли остаётся всё тем же выдумщиком, раздражающим одних и восхищающим других. И что он всё так же мешает в своих спектаклях жирный жизненный чернозём, плотскую тоску с беззаконной игрой фантазии.

В конце недели – премьера. Репетиции идут уже почти без пауз, в режиме «прогона». Финал второго акта. Звучит музыка Игоря Есиповича, в которой отчётливо слышатся отголоски финальной темы Нино Рота из феллиниевского «Восемь с половиной». Евгений Марчелли и Александра Чилин-Гири, чья героиня Саша (жена Платонова) только что узнала от бандита Осипа, что её муж изменяет ей с генеральшей Войницевой (Анастасия Светлова), стоят на сцене и вслушиваются в музыку. Им необходимо решить, чем актриса обыграет музыкальную тему... Решают, что молчанием, неподвижностью, уходом в себя... Тем ярче праздничная «феллиниевская» музыка подчеркнёт Сашину беду.

В этих насыщенных эмоциональных контрастах, наверное, и есть формула режиссуры Марчелли...

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Куда ж нам плыть?«Нужен ли городу бассейн?» – называется работа Алексея Нарышкина, ученика 10 «Б» класса из средней школы
  • «Глядим в глаза друг другу…» Крупные научные конференции, так же как и поэтические конкурсы, – давно не новость для
  • Дуровы служат Отечеству В Ярославле Лев Константинович Дуров бывает редко. На этот раз он и актеры Театра на Малой Бронной были