вторник 23

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментарии: 3

вторник, 24 января 2012

Законы тандема

В истории и в сознании людей есть какие-то устойчивые модели мужской дружбы, которые возрождаются снова и снова. Их примерно три. Одна совсем ветхая и для современной жизни, скорей всего, непригодная: дружба близнецов, когда друг – вполне «мое второе Я». Кастор и Поллукс и всё такое. Теперь о друге – второй половинке мечтают разве что инфантильные подростки. Вторая – дружба учителя и ученика, гения и его помощника, «отца и сына». Греческие Феогнид и Кирн, немецкие Леверкюн и Цейтблом, а в российской истории, к примеру, семейно-политический союз Филарета и Михаила Фёдоровича, впоследствии, чтоб далеко не ходить, неудачно воспроизведённый Никоном и Алексеем Михайловичем, а затем – Петром Алексеевичем и Алексеем Петровичем… А есть и третья, совсем недавняя: прочный союз людей весьма неодинаковых, но без явных признаков подчинения одного другому.

 

автор Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Всё это я веду к тому, что нас наконец настигла великолепная телевизионная экранизация знаменитой истории о двух приятелях-лондонцах, сочинённой когда-то Конан Дойлом. Версия телеканала BBC (авторы – Стивен Моффат и Марк Гетисс). Фильм, в оригинале называемый «Шерлок», а для россий­ского телезрителя, которого наши телепродюсеры держат за лоха и неуча, – «Шерлок Холмс». Чтоб никто не ошибся часом.

Впрочем, мне не очень нравятся обе версии названия. Я думаю, правильней было бы назвать новую телеэкранизацию так: «Шерлок и Джеймс». Ну, или «Шерлок и Джон».

Кстати. Все знают, что имя Холмса – Шерлок. А вот доктора Ватсона по имени называют у Конан Дойла лишь дважды. В «Этюде в багровых тонах» он в заголовке Джон (это история, рассказанная Джоном Г. Ватсоном, отставным военным врачом). А в «Человеке с рассечённой губой» жена называет его Джеймсом. Отсюда забавная путаница. Оказывается, полностью нашего героя звали Джон Хэмиш Ватсон. Хэмиш – шотландский вариант имени Джеймс. С двойными именами обычно так: в быту используется второе имя (Джона Рональда Руэла Толкина звали в быту Рональдом, а не Джоном). Таким образом, имя Ватсона – Джон Хэмиш (или Джон Джеймс), а звали его – Джеймс… У кого заботка, добавлю, что, возможно, Ватсон – этнический шотландец, а значит, тайный сепаратист и англофоб. Но я не ручаюсь.

Уже наш классический телевизионный Шерлок Холмс – Василий Ливанов – утверждал, что отечественные зрители любят не сюжеты Конан Дойла, которые им давно известны. Они любят тандем. «Они влюблены в отношения между этими двумя людьми, в характер их мужской дружбы, в их реакцию на окружающий мир и так далее. Вот что привлекательно, как оказалось, а вовсе не детективный сюжет! Личности сыщика и его друга доктора более интересны, чем сюжеты». И это правда, Ливанов и Виталий Соломин создали блестящий дуэт, основанный на взаимном созвучии своих героев.

Актёры преодолели традицию, восходящую к Конан Дойлу, у которого Ватсон всё-таки прежде всего недотёпа, оттеняющий своей глуповатостью гениальную прозорливость Холмса. Холмса – эксцентрика, наркомана, парадоксального наблюдателя и экспериментатора.

Характерно, что в Москве на Смоленской набережной стоят у британского посольства бронзовые Холмс и Ватсон. Работа скульп­тора Орлова. Понаехали. Желающие найдут и портретное сход­ство с отечественными исполнителями ролей двух британцев. А вот в Лондоне, рядом с Бейкер-стрит, на пути к музею мадам Тюссо, бронзовый уличный Холмс являет себя в одиночестве. Произведение Даблдея. Видел сам.

Конан Дойл, кто б сомневался, пересказал своими словами по-английски испанца Сервантеса с его великими неразлучниками Дон Кихотом и Санчо Пансой. Пересказал в духе викторианского века, когда развитию цивилизации мешали, как мнилось, только патологические субъекты, клинические преступники, а прогресс связывался с ролью великой личности. С тех пор прошли очень злые годы. В ХХ веке мы поняли, как много значит в жизни честное товарищество, крепкое плечо надёжного друга. В аду и чаду безумной эпохи сложился этос фронтового братства. Оттуда, с войны, и пришёл Ватсон (Уотсон) – Мартин Фриман в «Шерлоке», честный солдат.

Два сезона по три серии никого не утолили. Мало. Но вообще-то такой экстракт в таких дозах… Стильная картинка. Необычные планы. Чёткое цветовое решение. Компьютерная графика. Модный tilt-shift каждые три минуты в кадре (это специфический приём, создающий оптический эффект игрушечности). Вагоны юмора. Грамотный саунд. Может быть, два по три – это самое то.

Перед новым годом я посмотрел наш новый микросериал «Забытый», снятый по «Облдрамтеатру» замечательного, любимого мною прозаика Анатолия Азольского. Отличный, кстати, детектив с привкусом абсурда. И актёры неплохие. И есть в наличии симпатичный тандем из следователя и его помощника-мента (вольная цитата из приснопамятного «Места встречи…»). Но вот всё остальное… Технологически на фоне «Шерлока» наша работа – глухая провинция.

Юный Шерлок в версии Бенедикта Камбербэтча сражает наповал. Такая гремучая смесь английской эксцентрики, наивности и ума, дерзости и цинизма, с айфоном и ноутбуком. Вместо трубки у него никотиновые пластыри, зато он всё ещё играет на скрипке, причём по-прежнему плохо! Новый Шерлок почти маньяк, ходячая патология, он помешан на гаджетах, решать загадки ему помогают Интернет и gps.

Карикатура, да. Но жутко обаятельная.

Этому безумцу нужен якорь, без него никак. А женщины отвлекают и лишают ума, мешают работать, стоит только ими увлечься. А как не увлечься? Поэтому правильный выбор – верный, понимающий друг. Что и требовалось доказать.

И ещё о типологии мужских дружб. Есть и четвёртый случай. Неразлучные враги. Было б странно не вспомнить тут Николая Сванидзе и Сергея Кургиняна, заклятых спорщиков в программе «Исторический процесс» на канале «Россия». Тем более что новый выпуск программы (18 января) стал самым, наверное, интересным ток-шоу на актуальные общественные темы этого сезона. Давно не наблюдал такого драйва практически в прямом эфире.

Кургинян был, как всегда, истеричен; Сванидзе – замысловат. Но игру сделали секунданты последнего: Рыжков, Муратов и Ксения Собчак. Кто, скажите мне, может тягаться с дочерью человека, написавшего Российскую Конституцию? Уж явно не нервный старец Кургинян. Он себе в компанию женщин не нашёл – и выглядел неубедительно, несмотря на усилия соратников: Проханова, Мединского и Холмогорова, уверенно тянувших каждый в свою сторону. Пусть и собрал-таки свои 95 процентов зрительской поддержки, если, конечно, верить моему некраснеющему телеэкрану.

Итак, мужская дружба прекрасна, но – ищите женщину, господа! Она соединит вас своей наивной экспрессией, своей безумной мудростью или хотя б взаимной к ней ненавистью.

 

Читайте также
Комментарии

Гость | 24.01.2012 в 16:47 | ответить0

Кургинян Гений и гордость России.

 

Гость | 24.01.2012 в 20:15 | ответить0

Дяденька учёный в 16:47. Объясните мне пожалуйста школьнику, а в чём заключается гениальность Кургиняна и кто он такой? Он лауреат Нобелевской премии? А почему гордость России? Он Герой СССР и России? Он ветеран Великой Отечественной войны? Моя бабушка мне сказала, что он клоун. Но она не знает, он заслуженный клоун страны или народный? Подскажите пожалуйста.

 

Гость | 24.01.2012 в 22:20 | ответить0

«Школьнику» — +10

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают