среда 25

Тема дня
Ярославская Знаменская церковь возрождается

10 декабря православный мир чествовал икону Божией Матери Знамение. В ярославской Знаменской церкви в этот день состоялся престольный праздник. Божественную литургию служил митрополит Ярославский и Ростовский ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, каким ярославским улицам пришла пора вернуть исторические названия? (Вы можете проголосовать за несколько позиций опроса.)
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 19 июня 2012

Театр и разруха – вещи несовместные

Волковский театр на ремонте. Что происходит по ту сторону драпировочных баннеров?

Корреспондент «Северного края» встретилась с директором театра Юрием Константиновичем ИТИНЫМ.

автор Татьяна ЕГОРОВА.    фотограф Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

 

– Давайте, Юрий Константинович, начнём с денег. Ведь в такой ситуации важнее быть ничего не может.

– Раньше я тоже так думал. Сейчас я убедился, что это важная, но не единственная составляющая такого сложного понятия, как ремонтно-реставрационные работы на таком уникальном объекте, как театр. Есть не менее важная составляющая – механизм принятия решений, представляющий из себя приведение различных хозяйствующих структур, разных бюджетных отношений и много чего ещё разного в одно подчинение. Мы имеем здесь федеральное финансирование, соединяющее федеральные деньги, регионального подрядчика, областной надзор, ярославских архитекторов и московских экспертов – вот это всё вместе.

– Наверное, это связано с тем, что театр – объект всё-таки не рядовой. Иначе, вероятно, и быть не может.

– Здание театра имени Волкова – такой же символ Ярославля, как храм Ильи Пророка или памятник Ярославу Мудрому. Более того, театр – это архитектурная доминанта основной площади города. И поэтому его внешний вид, каким он до сих пор был, а мы пока будем говорить о внешнем виде, у любого человека, который чувствовал себя хотя бы в какой-то степени патриотом города, вызывал только одно чувство – недоумения.

Когда мы с главным режиссёром Евгением Жозефовичем Марчелли в апреле прошлого года приняли театр, то столкнулись кроме творческих с двумя проблемами в этом плане. Первая – то, что видели все – это просто скандальное состояние исторических фасадов. И вторая – скрытые от взгляда со стороны, но тем не менее очень опасные для всего здания аварийные моменты, прежде всего – чудовищное состояние кровли.

Поэтому в прошлом году мы начали с крыши. За прошедшие месяцы выполнены самые первоочередные работы: заменена кровля колосниковой зоны. Это был первый этап. Сейчас мы приступили ко второму этапу – замене всей остальной части кровли. Вся она делается из оцинкованного металла с полимерным покрытием. Кровля в таком здании, как театр – не просто крыша, кроме чисто функционального назначения она несёт и эстетическую нагрузку, так как видна со многих точек: даже если она не течёт, на ней не может быть ржавых пятен. Кроме того, нельзя привести в порядок фасад, если кровля протекает на только что отделанную поверхность.

– Но перед началом нашего с вами разговора я ещё раз обошла здание и увидела, что, несмотря на то, что кровля ещё до конца не восстановлена, работы по реставрации фасадов тоже идут вовсю. Не окажутся ли горель­ефы вскоре опять испорченными?

– Восстановление исторических фасадов и замена кровли ведутся параллельно. Кровля меняется частями. План работ составлен так, что реставрация горельефов начинается только тогда, когда участок кровли над ними приведён уже в порядок. Оба подрядчика хорошо понимают зависимость одного от другого. Надо ведь обезопасить скульп­турные группы не только от внешних, но и от внутренних протечек – не менее опасных. Даже крошечные, буквально микронные дефекты внутри камня от накопившейся влаги могут уничтожить скульптуру за какие-нибудь два года.

– Вы извините, но я снова о деньгах. Ведь предыдущие ремонты, уже начавшись, застревали именно на этом. Есть уверенность, что сейчас такого не случится?

– Да, я наслышан. Начали – бросили, половину сделали – прекратили. При одном руководстве часть помещений внутри сделали в одном стиле, при другом руководстве остальные сделали в ином стиле. Но сейчас мы пока говорим о том, как театр воспринимается снаружи, о его внешнем имидже. Естественно, большая часть ответственности за состояние принадлежащего ей имущества лежит на федеральной власти. Скажу честно, это непростая задача ходить по кабинетам, доказывать, но я очень благодарен тем людям, которые нас услышали и в Министерстве культуры, и не только там, благодарен за понимание сложившейся ситуации с учётом очень непростой истории предыдущих ремонтно-реставрационных работ. Так что будем надеяться.

Ремонтом кровли и восстановлением фасадов занимаются два разных подрядчика. По тому и по другому направлению деньги федеральные. Что касается бюджета Ярославской области, то на сегодняшний день он никак не обременён расходами по восстановлению театра.

 – Итак, сейчас речь идёт о кровле и исторических фасадах. Сроки окончания этих работ как-то обозначены?

– К открытию театрального сезона – Волковского фестиваля. В этом году мы открываем Волковский фестиваль 19 сентября. Но перед подрядчиками стоит задача – закончить всё к концу августа. Ярослав­ская публика и гости города должны увидеть театр обновлённым, театр и разруха – вещи несовмест­ные. Параллельно с тем, что делается снаружи, ведутся многочисленные мелкие ремонтные работы внутри: предстоит заменить техническое оборудование сцены, обновить кассовый вестибюль, туалеты в зрительской части, отремонтировать пол в репетиционном зале, преду­смотрен ремонт реквизитор­ского, бутафорского и некоторых других цехов и т. п. Это не столь глобальные работы, не столь затратные, но тоже необходимые для нормального функционирования театра.

– На театре работают ярославские организации. Будет ли привлекаться ещё кто-то со стороны?

– Структура взаимоотношений такая: есть заказчик и есть подрядчик. Внутри этого тандема могут идти консультации, а дальше уже вопрос профессиональной компетенции подрядчика, его ответственности. Причастные к этим работам ярославские организации ООО «Альфарекон» (кровля) и ООО «Тауэр XXI» (фасады) не с неба упали. Их руководители и их люди здесь живут. Так что речь идёт не только о юридической, а прежде всего о моральной ответственности за то, что они делают. Со своей стороны мы не снимаем ответственности с себя как с распорядителей бюджетных денег.

– Есть ли смысл в нашем с вами разговоре затрагивать какие-то моменты работ, предстоящих в будущем? Может быть, вы их просто обозначите хотя бы коротко?

– То, что сейчас начато, конечно, должно быть продолжено. После названных мной первых двух этапов (кровля, исторические фасады) надо будет выходить на неисторическую часть здания. Это игра «в долгую». Принцип, как всё у нас в культуре, известный – «от возможного». Сколько Большой театр реконструировали? По плану должно быть четыре года, а растянулось на десять. Это я так, к слову. Хочется надеяться, что нам повезёт больше. Может быть, будем двигаться вперёд небольшими шажками – посмотрим. В прошлом году мы сделали ремонт уникального паркета в зрительном зале. В самое ближайшее время, но не в этом году, попытаемся заменить кресла.

– Обивка кресел, занавес будут меняться?

– Их цветовое решение несёт определённый посыл, физическое состояние занавеса и кулис терпимое. Так что если понадобится, будем менять, но внешне всё останется тем же, что сейчас.

Есть более сложная вещь – планшет сцены. Он делался несколько десятилетий назад, в прошлом году мы его циклевали, но проблема не исчерпана. Там был положен абсолютно не высушенный лес, сучковатый, занозистый. Будем убеждать учредителей в том, что необходима его замена, сами оплатим проект – с тем, чтобы в следующем году он был заменён.

– У вас есть какие-то пожелания местным властям?

– Театр строился как городской. Сохранилась старая фотография с большими буквами на фасаде: «Городской театр». Это потом он стал федеральным, академическим. Но в документах областного департамента культуры он и сейчас значится как памятник истории и культуры «Здание городского театра, 1911 г.», архитектор Н. А. Спирин. Это к тому, что какой бы ни была его принадлежность сегодня, ответ­ственность города Ярославля за театр имени Волкова, как мне кажется, всё равно сохраняется. В ходе предыдущих работ был поднят тротуар, в результате здание театра после дождей сейчас затапливается – нужно привести в соответствие тротуарную плитку. Необходимо принять меры, чтобы отрегулировать движение на прилегающей площади, ведь не секрет, что перед спектаклем и после него люди толпами вынуждены перебегать дорогу перед идущим транспортом. Здание театра нуждается в подсветке. Убеждён, при заинтересованном отношении города эти и другие возникающие проблемы могут быть решены.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают