пятница 30

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 08 сентября 2001

Наталия ТЕРЕНТЬЕВА: «Я никогда ни на кого не обижалась...»

Сегодня народной артистке России Наталии Ивановне Терентьевой исполняется 75 лет. Вечером она будет играть в гастрольном спектакле волковцев на сцене Малого театра. В этом есть что-то мистическое - в день 75-летия работать на старейшей сцене Москвы, в которой родилась артистка. Удивительно и то, что жизнь в Ярославле для неё начиналась тоже в день рождения 45 лет назад. Накануне юбилея Наталия Ивановна дала интервью «Северному краю».

автор Марина ШИМАНСКАЯ    фотограф Юрий БАРЫШЕВ

 

- Многие девчонки хотят стать актрисами, но становятся далеко не все. Как родители отнеслись к вашему решению стать актрисой?

- Нормально, очень положительно. Бабушка хотела стать актрисой, у неё был дар, но она выбрала другой путь. А вот её подруга, Ольга Леонидовна Книппер стала актрисой. Моя мама работала со Станиславским. Она преподавала сценическую речь в студиях Станиславского, в оперном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Так что семья была близка к театру. А когда я решила стать актрисой, мама отвела меня к Ольге Леонидовне Книппер, чтобы та меня послушала. Тогда она дала мне много советов. Но я ещё ничего не понимала, хотелось стать актрисой - и всё. Голос был, темперамент, речь хорошая.

- Кто из преподавателей запомнился больше других?

- У меня были очень интересные преподаватели. Тогда возглавлял МГТУ актёр МХАТа Владимир Васильевич Готовцев, народный артист. Я его очень часто вспоминаю. Больше остальных дала Ольга Александровна Бронгулеева. Она была ученицей Мейерхольда, преподавала сценическую речь.

- Вам тогда было 18, а ей - 50, вы из её советов, наверное, могли взять только на свои 18? И что остаётся на всю жизнь?

- Когда я пришла в театр, я не умела ничего. А потом на протяжении всей жизни это вспоминаю, возвращаюсь туда, в молодость: мне же говорили! С опытом приходят и воспоминания, которые я могу приложить в своём творчестве да и в жизни.

- Всё складывалось - вам остаться в Москве...

- Нет, во-первых, мы были пара с Сергеем Константиновичем, мы поженились ещё в училище. Я показывалась в театре - меня брали, а его не брали. В другом - его брали, меня не брали. И предложили нам поехать в Иркутск, работать в ТЮЗ. И мы поехали, и начали свою самостоятельную жизнь.

- С чего она начиналась?

- Мы жили в гостинице, в каморочке, но было очень интересно. Всегда самое начало вспоминается ярко. Я совсем ещё ничего не умела, хотя мне давали ответственные роли - Марии Александровны Ульяновой например. Сначала режиссёр чуть не махнул на меня рукой: ничего не умеешь, ничего не знаешь. Но он лепил из меня, буквально лепил, пока я не поняла, что от меня требуется.

- Как же вы жили с этим чувством - «я ничего не умею»?

- Это очень сложно, когда тебе говорят: «Наташка, не так». Он со мной работал как с собачонкой, которую дрессируют. Это было при моих товарищах по сцене. Я очень стеснялась, плакала. Наконец он перестал мне делать замечания. Я его спросила: «Что, так плохо, что вы даже не делаете замечания?». На что он ответил: «Нет, всё нормально, теперь в этом образе ты можешь анекдоты рассказывать».

- Сложно, когда молодые актёры - семья, на глазах друг у друга - начинают работать, что-то не получается. Так может и любовь пройти.

- Кроме того, что мы очень любили друг друга, мы были и большими товарищами. Он мне помогал, я - ему. Так было до самых последних дней его жизни. Друг перед другом мы не стеснялись, помогали, искали пути.

- Когда появился сын Никита, он рос в театре?

- Он появился в Иркутске, в этих каморках. Потом приехали из Москвы и предложили нам переехать поближе к столице. Но сделать это было трудно, мы упрашивали своё руководство. Нам сказали: проведите сначала гастроли по области. А это поездки на открытом грузовике - куда же мы с ребёнком? И тогда мы его отправили с совершенно чужим человеком в Москву, к моей маме. Было ему тогда девять месяцев, мы очень волновались. И только, когда получили сообщение, что Никита в Москве, успокоились. Мы провели гастроли по области, ездили по лагерям заключённых. Это было интересно и очень опасно. Потом переехали в Псков. Начали работать. Наш бедный сынишка рос со случайными няньками - не с кем его было оставить.

- Актёр работает душой, нервами. С одной стороны, нужен регулярный отдых, с другой - постоянная подпитка. Как вы это совмещали?

- В нас было очень много заложено семьёй - духовное начало было основательное. И потом, существуют книги, музеи. Мне приходилось много трудиться и дома. Но мы находили моменты и отдохнуть, и сбегать кино посмотреть. Не было ещё вековой усталости, которая появляется в зрелом возрасте. Много общались с интересными людьми, а для души это необходимо.

- Как же из Пскова попали в Ярославль?

- А вновь приехали москвичи и снова спросили: «Не хотите ли поехать поближе к Москве?» Конечно, мы хотели. Нас пригласили в Москву и предложили несколько городов, в том числе и Ярославль. Мы сказали, что будем думать. Пришли домой - звонок из Ярославля от Василия Павловича Топтыгина, которому нужна была пара. Мы сговорились, что приедем показаться. И 9 сентября, после своего дня рождения, в 1956 году мы приехали. Так и остались здесь. Я никогда об этом не пожалела. Хотя я была москвичкой, но Москва для меня - чужой город. Сейчас в Москве сын, очень зовёт. Но здесь всё родное Ярославль, эта квартира, где я прожила 45 лет, - это мой дом. А куда я из дома пойду?

- Как складывалась жизнь в таком непростом театре, как Волковский?

- Я очень много работала. Сначала играла только отрицательные роли. Даже сын говорил: «Почему ты таких противных тёток играешь?» Я всегда получала удовольствие от работы. Мне было трудновато - дом держала в руках, преподавала речь в студии, 23 года была депутатом. Я как-то организовалась. Конечно, были просчёты, были взлёты и падения. Многого не сыграла, что хотела бы сыграть, но я ничего не требовала.

- А какую свою роль вы считаете главной неудачей?

- После одного случая я на всю жизнь зареклась просить роли. Очень просила роль Татьяны в «Разломе» Лавренёва. Пошли репетиции - и я поняла, что ошиблась: ни я, ни зрители от этой работы удовольствия не получили, я сама была себе самым строгим критиком.

- А Сергей Константинович был для вас критиком?

- Да, мы оба друг для друга были самыми строгими судьями. И то, что мы могли сказать друг другу, никакой критик бы нам не сказал.

- Что в человеке ценили в молодости, изменилось ли это сейчас?

- Всегда любила открытых. Мне кажется, что я открытый человек, так была воспитана. Когда встречаю иных людей, ищу в них меня привлекающее - ум, что-то общее. Даже вруны иногда врут так красиво, что можно им поверить. Меня часто обманывали. Но я не могу ненавидеть человека, не могу никому пожелать плохого.

- Ничего нет в жизни страшнее, чем уход близкого человека. Как вы пережили смерть Сергея Константиновича?

- У меня ощущение, что в соседней комнате кто-то есть. Я не боюсь этого, значит, он со мной. Я пережила его уход, но было очень трудно.

- Театр - одна семья, в которой надо жить, ведь нет в городе другого такого театра. И вся долгая жизнь на виду у коллег, и трудно что-то скрыть. Наверное, это не всегда приятно?

- По-разному было. В молодости мне казалось, что меня не любят все. Сейчас мне кажется, что все ко мне доброжелательны. Может быть, кто-то и нет. Но я этого не вижу и не хочу видеть. С самого начала взяла за правило - никогда никому не врать. Наверное, поэтому и мне не врут.

- Театр принимать не всех. В чём тут дело?

- Театр принимает тех, кто интересен, кого интересно слушать, от кого можно что-то взять. И это нормально.

- Когда вы последний раз участвовали в сценических приколах?

- О, у меня сейчас другие проблемы. Нужны силы, чтобы выполнить то, зачем я вышла на сцену. Хотя, когда вижу, что коллеги прикалываются, иду за ними.

- В сегодняшнем театре вас всё устраивает?

- Да, сегодня я занята в репертуаре. Мне предстоит ещё бабушку играть в «Игроке».

- Актёрская профессия спасает от одиночества?

- Как любое дело. Только это спасает от одиночества. Пока у меня этой проблемы нет. Хотя иногда думаю: «Так, что делать, надо бы поесть. Хорошо бы с кем-то поговорить». Но вот телефончик есть. Пока я мысли об одиночестве к себе не пускаю.

- Самые счастливые минуты в жизни с чем связаны?

- С семьёй. Всегда считала, что для меня главное - семья. Когда она была. Сейчас сын в Москве. Я большие деньги каждый месяц вынимаю из кошелька за телефонные разговоры. Но мне это важней. Лучше я себе что-то не куплю.

- Это не обижает, что вы, народная артистка, не можете себе позволить долгие телефонные разговоры?

- Никогда ни на кого не обижалась. Всегда жила скромно. Зарплата моя была 1000 рублей, так и осталась, ещё 1000 губернатор прибавил. Как народная, я получаю надбавку в 50 рублей. Смешно? А мне не смешно. Надо уметь прожить на то, что тебя есть. Будет лучше - хорошо, найду куда выбросить лишние 100 рублей. Я выросла в семье, где о деньгах не задумывались. Я - народная артистка, у меня никогда не было меховой шубы. В прошлом году я болела, и мне сноха купила тёплую шубу. Я её надеваю по праздникам.

- Вы считаете себя счастливым человеком?

- Да. Жизнь со мной обошлась хорошо. С мужем я прожила долгую и трудную жизнь. Но хорошую! Многого не было. Может, ещё будет. Я могу сказать, что жила интересно.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают