пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 17 июля 2007

Арлекин, или Похождения авантюрного сюжета

Сегодня спектаклем «Мнимый больной» Мольера торжественно закрывается юбилейный гастрольный тур русского национального академического театра драмы Республики Беларусь. Ярославль полон добрыми отзывами и восторженными зрительскими откликами на спектакли минчан. Мы уже рассказывали читателям «Северного края» о классике на сцене театра (см. номер за 11 июля). Сегодня, в день закрытия гастролей, хочется поговорить о том, как театр умеет сочетать поэтику высокой классики и «кассово-массовый» развлекательный репертуар в одной афише, не теряя при этом своего лица. Причина проста – театр нашел стиль, который условно можно назвать «Стиль Арлекин».

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

НА ГРАНИ ПАРОДИИ

Мало кому известно, что любимой ролью великой актрисы мирового кинематографа Греты Гарбо была роль сотрудницы НКВД, посланной в Париж из Москвы на охоту за бриллиантами. Этот авантюрный сюжет был воплощен в легендарном фильме 1939 года «Ниночка», снятом режиссером Эрнстом Любичем. Понятно, что советским зрителям познакомиться с Гретой Гарбо в редкой роли советского комиссара было просто невоз- можно.

Идея нового рождения «Ниночки» на сцене русского национального драматического театра имени М. Горького в Минске принадлежит одному из французских дипломатов – сотруднику посольства Франции в Республике Беларусь. Фильм был культовым в его семье. Посольство предложило театру в Минске проспонсировать будущий спектакль.

Проект был сложным и соблазнительным. Режиссер-постановщик, народный артист Беларуси Борис Луценко оказался перед сложной задачей. Фильм с Гретой Гарбо был выдержан в тонах мелодрамы, характерной для того времени. Ставить мелодраму по поводу бриллиантов, советских комиссаров, княгинь и любовников – означало ходить по лезвию ножа... Могла выйти «развесистая клюква».

Французская пьеса создана в стиле агитационно-приключенческих повестей 20-х годов. Борис Луценко нашел спасительный ход – поставил спектакль на грани пародии, переходящей в самоиронию. Грань размыта, удачно найдена киноподпитка сюжета, со вставками из досье НКВД на горе-эмиссаров, почти по Штирлицу... Без иронического отношения к похождениям красных дипломатов на этот сюжет выглядел бы достаточно беспомощно. Согласитесь, везти инкогнито чемодан с бриллиантами, дабы пополнить советскую казну, – фантастически-лихая затея!

Тройка неудачливых продавцов бриллиантов словно сошла с картинок иллюстраторов «12 стульев». Наши герои в Париже, как на Марсе – почти в обмотках, с чемоданом драгоценностей, умирающие от голода... Гвозди бы делать из этих людей...

Ниночку играет Анна Маланкина. Ее комиссарша решена в тонах соцарта – плакатно, грубо, зримо, остроугольно. Ниночка укрощает первобытных персонажей эпохи военного коммунизма. Перед нами почти Шура Балаганов, Киса Воробьянинов вкупе с квази-Бендером – захмелевшие, нервные, восторженные, герои подмостков варьете. Или – Коровьев, Бегемот и Азазелло, три советских демона-шута, которые неуклюже кривляются и паясничают. Но актеры Виталий Быков, Александр Жданович, Василий Гречухин (на снимке) делают это почти с булгаковским пафосом!

Бриллианты узнает как фамильные русская княгиня. И бросает в бой своего любовника юриста Леона (вездесущий Сергей Чекерес). Его задача – соблазнить «комиссаршу». Элегантно танцуют в черных фраках слуги просцениума. Атмосфера парижского кафешантана или ностальгического кабаре 20-х годов. Но всё пронизано спасительной иронией. Перед нами тонкая, рафинированная игра стилей, которыми виртуозно владеет Анна Маланкина (Ниночка). Кстати, на днях ей присвоено звание заслуженной артистки Беларуси.

Однако «парижские тайны» Леона и Ниночки уязвимы. Как только уходят игра и маскарад, как только на сцене по сюжету возникает подлинное чувство, исчезает сценическая правда взаимоотношений... Из «профанного пространства» спектакль вступает в сферу сакрального. Этот переход требует каких-то иных решений, а не просто сопровождения видеопейзжей, шансонов.

Есть в спектакле некто Краснов, один из крупных чинов НКВД – персонаж почти мистический. Свирепый дракон, таким его играет Иван Мацкевич – плотоядный, грубый, плодящий смерть. И здесь смеховое начало уступает место пространству трагедии, ее поступь ощущается в шагах командора-палача Ивана Мацкевича, актера философски-глубокого, мыслящего парадоксально и остро.

Дети слишком женатого таксиста

Театр разыскал особый вариант пьесы Рея Куни «Особо женатый таксист», где дети героев знакомятся по Интернету. Спектакль – зрелище в стиле Comedy Club, однако актеры демонстрируют высокий уровень игры. Мэри Смит – Эмилия Пранскуте – искренне педантична и приторно заботлива. Андрей Захаревич обаятелен, энергичен, работает, как всегда, с самоотдачей и увлечением. Бесконечно разнообразный в своих ролях актер на сей раз заразительно и иронично преподносит бесцеремонного дядюшку-соседа Стэнли, косящего под обаяшку-гея.

В спектакле живут озорство, актерская вольница. Игра исполнена легкости, изящества, остроумия и бравады. Смех в зале головокружительный, но это смех ради смеха. Чистое развлечение. Режиссер Валентина Еренькова с арлекинской иронией создает комическую коммунально-симультанную квартиру с одним отцом, двумя близняшками-мамами, братом и сестрой – Гэвином и Вики, которые познакомились в Интернете и стремятся к союзу, не подозревая о родстве.

Говорят, что сегодня половина подростковых беременностей случается после знакомства в Интернете. Спектакль выиграл бы, если бы эта Сеть была заявлена в спектакле воочию. Образ компьютерного древа – гипертекстов, чатов, блогов – мог стать действенной метафорой спектакля, сделать и зрителей участниками этих самых многочисленных чатов, форумов... Дети чатов называют себя современными Чацкими, и это ситуация горя от компьютерного ума...

В «Пойманном сетью» есть брутальный отец – Алексей Шедько, а есть неповторимый юродивый Папаша в исполнении народного артиста Беларуси Александра Ткаченка. Это его величество Арлекин и Скоморох. На спектакль стоило идти только ради одной этой эпизодической роли.

Высокая комедия

Пьеса «Мнимый больной», пронизанная радостью жизни, стала последней для Мольера. Драматург писал ее, будучи смертельно больным. Это комедия об отце семейства, который с риском для жизни лечил свои болезни, выдуманные врачами.

Господина Аргана играет заслуженный артист России Александр Брухацкий, играет изобретательно, убедительно, энергично, проявляя недюжинный комедийный дар. Арган следует пародийному предписанию докторов – очищение, промывание и клистиры. Вокруг толпятся эскулапы-шарлатаны.

Отвергнутая Арганом дочь Анжелика (Юлия Кадушкевич) прелестна и органична в своей влюбленности. Сочно играют лекарей Виталий Быков и Андрей Захаревич – арлекинствующий лекарь-папа и обаятельный в своем идиотизме сын.

Один из смеховых центров спектакля – служанка Туанета (Эмилия Пранскуте). Скрипка в ее руках неожиданна, но тем Туанета и интригует. Актриса прекрасно владеет инструментом. Режиссер, народный артист Латвии и Украины Аркадий Кац балансирует на грани пародии, но в пародию не впадает – интересы жанра высокой комедии для него превыше всего.

В финале актеры, объединившись в «надежды маленький оркестрик», поют песню о Мольере, который для них бесконечен и вечен на все времена. Песню сочинил актер театра, заслуженный артист республики Андрей Душечкин. Лица и голоса трепетны и чисты. В этой светлой преданности театра – залог его будущего.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают