четверг 03

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Июль, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 14 ноября 2007

От «Острова» – к острову

нет фото

Каждый, кто видел фильм «Остров», поймёт мой интерес к пу-тешествию ярославских паломников на остров Анзер в Белом море – самый северный из Соловецких островов, самый маленький, самый уединённый из них и самый таинственный – он известен своими скитами. В составе группы была Татьяна Львовна Васильева, эксперт комитета историко-культурного наследия департамента культуры и туризма администрации Ярославской области. Мы расположились у её компьютера, на экране сменяли друг друга привезённые из поездки фото-графии, и я слушала её удивительный рассказ.

автор Татьяна ЕГОРОВА

 

ПРОСТО КИНО

– От Петрозаводска ехали на автобусе до города Кемь – там небольшая пристань, откуда катера ходят до Соловецкого монастыря. На окраине Кеми – посёлок Рабочеостровск.

Было пять часов утра, туман – ничего не видно. И вдруг из этого тумана стала выплывать церковь, прорисовываться берег, сложенный из камней, такие узнаваемые для каждого, кто видел картину «Остров» (на снимке).

Часов в семь туман стал рассеиваться. Нам показали кочегарку – её специально построили для съёмок, она так и осталась.

Погода менялась на глазах. Только что было пасмурно, и вдруг синее, синее небо, чайки. И солнце, лучи которого расходились радужными сияющими волнами. Казалось, что мы в сказке.

Катера там маленькие, человек на тридцать, монастырские, и названия у них соответствующие: «Голгофа», «Святой Филипп», «Святитель Илларион» и тот, на котором мы должны были плыть, такой же малышка «Святитель Николай».

Анзер ещё севернее Соловецкого монастыря. Стремятся туда многие, но из-за погоды это редко кому удаётся, и не каждый год. Просто счастье, как нам повезло.

На острове нет пристани, куда могли бы причаливать даже небольшие катера. Чтобы добраться до берега, с нашего кораблика пришлось пересаживаться на обычную вёсельную лодку.

ТУНДРА

РЯДОМ С ПЕРЕСЛАВЛЕМ

Вот и Анзер. Из-за погоды к мысу Кеньга, куда обычно подвозят паломников, даже на вёслах подойти не удалось. Нас высадили на противоположном конце острова, в Капельской губе, и двенадцать километров оттуда, через весь Анзер, мы шли пешком.

Природа чисто северная, ярких красок нет. И вместе с тем – красота необыкновенная. Сплошные озёра, каждое в окружении лесов, спокойная гладь, на многих – кувшинки, наши, жёлтые.

По дороге пересекли сразу несколько природных поясов. Начиная с лугов и лесов, обычных для нашей средней полосы, и кончая тундрой, с болотами, мхами, морошкой. А попадешь на Богородичный луг, кажется, что ты в Ярославской области, где-нибудь под Переславлем.

По преданию каждый монах или послушник, который приезжал сюда жить, привозил с собой семена из своих родных мест. Ещё когда мы плыли к острову, экскурсовод предупредил: новый человек, бывает, легкомысленно вырвет кустик клюквы или морошки. А ведь чтобы такому кустику снова отродиться в этой суровой земле, нужно лет пятнадцать, а то и двадцать.

Березки там карликовые, кривые, в земле ведь одни камни, корням не за что зацепиться. Чахлые сосны. Можжевельник в высоту не больше 25 – 30 сантиметров. Как вообще что-то растёт на пронизывающих ветрах с моря – диву даёшься.

Зато какие цветы! Ничего вроде вокруг нет, одни камни. И вдруг как вспышка – яркий клевер. Незабудки растут прямо сквозь камни. А колокольчики там гораздо крупнее, чем у нас, просто роскошные!

ИЗ ИСТОРИИ

Пустынная обитель на Большом Соловецком острове была основана в середине XV века. Постепенно братия умножалась, монастырь рос, и искатели пустынной жизни стали приглядывать для себя другое, более уединённое место.

В XVII веке монахи-отшельники во главе с преподобным Елеазаром появились на острове Анзер, «на самом краю тверди земной, за которой только бескрайнее Студёное море».

В начале XVIII века в центре Анзера, на крутом холме, именуемом Голгофа, появился скит, основанный преподобным Иовом, бывшим духовником семьи Петра I. В четырёх километрах от него в глубь острова ещё один скит – Свято-Троицкий.

С 1924 по 1939 год на острове действовало отделение Соловецкого лагеря особого назначения. В 1939 году он был упразднён, оба скита заброшены и долго пребывали в запустении. В 1967 году все постройки поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника. В 1994 году начались противоаварийные, а затем и реставрационные работы.

В 1999 году в Голгофо-Распятском скиту возобновлено иноческое житие. Остров на пятьдесят лет передан в пользование Русской православной церкви.

СЕВЕРНАЯ ГОЛГОФА

В Голгофо-Распятском скиту, да и на всём острове, особенно почитается священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский, погибший в лагере – там же, в скиту, он и похоронен.

Откуда такое название – Голгофа? Библейские параллели на самом деле не редкость. Даже в нашем родном Ростове в Спасо-Яковлевском монастыре есть храм, почти полностью повторяющий храм Гроба Господня в Иерусалиме. Да и сама история этих мест для добровольных страстотерпцев прошлого и тем более для мучеников ХХ века разве не Голгофа? Ландшафт напоминает о том же: очень крутой подъём, мощная гора, идёшь вверх с трудом, а на самом верху маленький храм в честь Распятия Господня.

С древних времён на Анзере ставили поклонные кресты. Как ни поразительно, сохранился деревянный крест, ещё 1917 года. Ставят такие кресты и сейчас, их делают разные мастера, один резчик из Молдавии создает настоящие произведения искус-ства.

Но самый удивительный памятник такого рода создан самой природой. В Свято-Троицком скиту нам показали берёзу, которая выросла в виде креста. Она стоит как распятие над всеми здешними могилами – известными и неизвестными.

КТО И КАК ЗДЕСЬ ЖИВЁТ

– На Анзере постоянно живут, если не ошибаюсь, одиннадцать послушников и монахов. Кроме них, мы там никого не видели. Одеты обычно: скромно, по-рабочему.

У каждого из них, видимо, есть своя причина, чтобы удалиться от людей и искать уединения. Прежде чем принять постриг, они живут так иногда по многу лет: помогают реставраторам, работают по хозяйству и на своих небольших огородиках. По уставу, который сохраняется ещё с основания первого скита, им не разрешается есть даже рыбу. Казалось бы, основной естественный продукт, но и в нём они дают обет ограничения.

Среди послушников оказался один ярославец. Он был очень рад встрече с земляками. Расспрашивал, как добрались, сразу активно подключился к обслуживанию нашей группы, там ведь надо было и книжечки купить, и свечки поставить, и записочки поминальные передать. Старался помочь всем чем только мог.

На вид ему лет тридцать с небольшим. Кто он такой, мы не расспрашивали. Это не принято.

Во время путешествия встретился ещё один земляк – Пётр, сын священника о. Димитрия Садовского из Рыбинска, он водит экскурсии по Соловкам и Анзеру. Экскурсоводы в здешних местах – отдельная тема. Много знаю людей этой профессии в Яро-славле и в области, в других городах России. Но такого класса специалистов, как там, еще, кажется, не встречала.

ПРО РЕСТАВРАЦИЮ

Что ещё поразило на Анзере, так это размах реставрации. И в Соловецкий монастырь в целом, и в храмы Анзера вкладываются сейчас очень большие деньги. Музей вёл такие работы и раньше, но в последние несколько лет объём выделяемых на это средств резко возрос, они поступают как из федеральных источников по программе «Культура России», так и от патриархии. Отреставрировано очень много.

Наибольшие трудности, по словам реставраторов, сопряжены с доставкой материалов. Если в Соловецком монастыре раньше было два кирпичных завода, то на Анзере и раньше, и сейчас он только привозной. С таким трудом надо везти каждый кирпичик, каждый килограмм извести... Поэтому больше стараются использовать лес. Но лес тоже привозной, ведь уничтожать тот, что растёт на острове, ни в коем случае нельзя: природный баланс там чрезвычайно хрупкий, легко лишишься последнего.

Наиболее активно восстанавливается Голгофо-Распятский скит. Обновлены фасады Распятского храма, идёт реставрация колокольни.

Как новенькая стоит под горой Голгофой маленькая церковь Воскресения. По преданию, когда-то она была выстроена наверху, потом её перенесли к подножию, а вверху построили новую.

Реставрируется храм в Свято-Троицком скиту. Состояние его особенно тяжёлое, перекрытия обвалились. Но службы изредка проводятся и в нем. Цар-ские врата и иконостас символизируют лоскут алого шёлка и по бокам две иконы – Спасителя и Богоматери.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Остров оторван от нашего мира. Но его собственный мир – и материальный, и духовный – так огромен и глубок, что люди уезжают отсюда совсем другими, чем приехали. Всё, что там видишь, оставляет очень сильное впечатление.

По размеру там всё небольшое – постройки, масштабы самого острова, но все наполнено огромным смыслом. Остров прекрасен, даже сказочен, хотя до-стигнутое здесь природное равновесие чрезвычайно хрупко.

Анзер суров и в то же время беззащитен перед глобальными процессами, происходящими вокруг. Сегодня он заповедная территория и, хочется верить, все-таки устоит и защитит территорию еще многих и многих душ.

Читайте также
  • 18.04.2012 Смелянский скомандовал: пли! В четвёртый раз в Ярославле встретились выпускники ведущих театральных школ страны. Фестиваль «Будущее театральной России», как и в прежние
  • 15.10.2011 Русская неделя на Корфу Память легендарного русского адмирала Фёдора Ушакова почтили участники российско-греческой конференции, которая прошла на острове Корфу.
  • 09.06.2011 Скорая помощь от ГИМС 7 июня сотрудники Рыбинского отделения Ярославской госинспекции по маломерным судам спасли жизнь человека, но не на воде, а на суше.  
  • 07.12.2010 А фронтовичке уж 88 лет Моя корреспонденция о фронтовичке Клавдии Сергеевне Грошевой повлекла за собой неожиданные события. Нашлись люди, которые в разное время несли службу на
  • 09.10.2010 О чём «Северный край» писал 110 лет назад АРХАНГЕЛЬСК. С Новой Земли вернулся пароход «Великий князь Владимир» и привёз следующие вести. В прошедшую зиму на Новой Земле оставалось 84
  • 11.09.2010 Чайки над поклонным крестом   Сентябрь, солнышко ещё будет, но лето в календарях, что ни го-ворите, мы уже перелистнули. Каждый прощается с ним по-своему. Одному из «северян» на
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают