пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

среда, 12 декабря 2007

Проблем с прудами – хоть пруд пруди

нет фото

В редакцию пришло письмо от жителей деревни Дубки Некрасовского района. Они с тревогой поведали историю о том, как в порыве раздражения сосоед сравнял с землёй единственный противопожарный пруд. «А между тем в нашей деревне, – пишет Виталий Васильевич Игнатьев, – пожары случаются довольно часто. Сравнительно недавно именно из-за нехватки воды сгорел в Дубках дотла дом. Пожарные приехали с пустом, а водоёма поблизости не оказалось. Пока ездили заправляться за тридевять земель, вместе с домом сгинул в огне сын пожилой домохозяйки».

автор Валерий ПРОХОРОВ

 

ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА...

А мне вспомнилась давняя история, связанная с прудами. Как-то, ещё в советские времена я получил повестку. В ней мне как офицеру запаса предписывалось срочно явиться в ярославский Дом офицеров. Там какой-то бравый мужик в майорских погонах разъяснил мои обязанности «на случай войны»: как офицер запаса я должен на сборном пункте эвакуированных в пошехон­скую деревеньку обеспечить содержание тамошнего деревенского пруда «в идеальном состоянии», что позволит переселенцам пить чистую воду, даст возможность постирать исподнее, да ещё останется влаги на тушение пожара, если таковой в результате ядерного бомбометания будет иметь место. Во как! Всё было чётко рассчитано: откуда, в какое время, каким транспортом часть населения огромного Ярославля должна была эвакуироваться в ту или иную «заданную точку».

Надо сказать, что те меры на «случай чего» в общем-то лишними не были. А что касается прудов, то они в сельских безводопроводных населённых пунк­тах содержались в относительном порядке и регулярно чистились по распоряжению местных властей.

А ДО ПЕСКОЛДЫША ДАЛЕКО

Сейчас в десятках деревень Ярославщины пруды или вообще перевелись, или находятся в таком плачевном состоянии, что даже если завтра не война, а просто рядовое стихийное бед­ствие в виде того же весеннего пожара, то тушить огонь будет нечем.

Года четыре назад, помню, сидели мы с соседом Алексеем Павловичем Чирковым 1 мая на лавке между нашими домами в любимской деревне Парфеньево и мирно закусывали. Оба мы, заметьте, некурящие. Но коварная искра из печной трубы сделала своё черное дело. Сухая трава вспыхнула в момент, и огонь заметался между избами, поднялся стеной. Кинулись к одному колодцу – тот давно высох, побежали к другому – ведро, намертво приваренное к цепи, оказалоь бесполезным. Огонь уже к нашим домам вплотную подобрался. До лесной речки Песколдыш под горой – метров 400, до пруда наверху ближе, но водоём давно зарос камышом, заилился до такой степени, что по его глади можно было ходить, яко по лугу. Мы бегали с соседом, как очумелые, от его крыльца к нашему крыльцу и когда встречались на «демаркационной линии» возле пограничного клёна, то почему-то всякий раз здоровались за руку.

Положение спасла моя супруга, выросшая в деревне. Она копалась в теплице и когда вышла оттуда, сразу поняла, что до пожара – рукой подать. Она как была с лопатой, так и стала ею обстукивать траву по краям разбушевавшейся огненной стихии. Втроём с помощью совковых и штыковых инструментов мы за каких-то полтора часа с пожаром покончили.

На радостях съездили с Палычем в соседнее село Воскресенское, где имеется магазин, и впервые за много лет взглянули на тамошний пруд профессионально, с точки зрения противопожарной. В водоёме под липами можно было делать что угодно: запускать кораблики, даже тонуть по пьянке, но ни пить, ни черпать воду в целях борьбы с огнём из обмелевшей, заросшей лужи однозначно было нельзя. Не случайно ведь намедни благополучно сгорел дом напротив школы (метров 50 от пруда), в котором квартировали молоденькие учительницы.

ПРУД – НЕ РОСКОШЬ

Та же участь не столь уж давно постигла один из деревянных жилых домов в деревне Путятино Даниловского района. А всё из-за того, что подъезда нормального к пруду не было.

Есть в Путятине ещё пруд – под горкой на Осенней улице. Как-то в июльскую жару полез я в него с удочкой. Сразу же ушёл в плотный слой ила по пояс, с трудом выбрался на берег, а потом до обеда отдирал от икр и бёдер с десяток пиявок. Самочувствие от потери крови, конечно, улучшилось, а вот надежда на то, что моя изба на той же Осенней улице в случае пожара не будет благополучно сожрана огнём, как-то сама собой улетучилась.

В своё время Ильф и Петров то ли в шутку, то ли всерьёз говаривали: дескать, статистика знает всё. Оказывается, не всё. Год назад успешно проведённая в стране и области сельскохозяйственная перепись показала, что под прицел дотошных членов всевозможных комиссий взяты каждая корова, курица и даже куст смородины в огороде. А вот пруды сосчитать не сподобились.

А поскольку даже областное статуправление с его сверхмощным кадровым составом точно не знает, сколько именно этих самых прудов на ярославской земле, при подготовке этого материала приходилось, что называется, собирать данные с миру по нитке. К примеру, заместителя главы Бурмакинского сельского поселения Геннадия Смирнова наш вопрос врасплох не застал.

– В нашей «епархии» 87 деревень, в которых насчитывается 80 прудов, – без запинки отрапортовал Геннадий Сергеевич. – В одном только посёлке Бурмакино два пруда. Около пожарной части, правда, яму водоёмом назвать можно с большой натяжкой – скорее это свалка, наполовину затянутая илом. А вот у плотины пруд довольно приличный. Хорошие пруды – в селе Кувакине, в деревне Измайлово.

Если иметь в виду требования, которые предъявляют (или должны предъявлять) к прудам пожарные, то водоёмы должны иметь «мощность» не менее 50 кубических метров. Но таких прудов мало.

– Я уж и не припомню, – вспоминает Смирнов, – когда у нас в последний раз производилась капитальная чистка деревен­ских прудов. Но даже если пруды будут глубокими и чистыми, это ещё не повод к тому, чтобы бить в барабаны. Вам вопрос на засыпку: за сколько минут может сгореть деревенский дом?

– Не поджигал, точно не знаю.

– А я знаю, – уверенно заявил Геннадий Сергеевич, – за 15 минут.

– И что?

– А то, что в нашем районе пожарные машины лишь в райцентре и в Бурмакине, и они не до всех деревень успевают вовремя добраться. К примеру, из Бурмакина до Никольского 25 минут езды. Значит, брандмейстеры застанут одни головешки. И никакой тут пруд не поможет.

ЧТОБЫ НЕ ГОРЕТЬ,НАДО «ГОРЕТЬ» НА РАБОТЕ

Геннадий Сергеевич не совсем прав. Пруды всё же помогают. В той же деревне Путятино нынче ранней осенью повалил густой дым из окон избы, в которой живёт 40-летний бобыль Саша, работающий то ли дворником, то ли водовозом в придорожном кафе, что в километре от этой лесной деревеньки. Саша, отстояв трудовую вахту и сытно пообедав в этом самом кафе, вернулся в избу и заснул сном младенца, но с зажжённой сигаретой в зубах. Естественно, возник пожар. Его вовремя заметил старожил деревни 75-летний Василий Харчёв, местный, кстати, пчеловод. Пасечники, они все как на подбор, сообразительные, крепкие и хваткие, невзирая на возраст. Харчёв примчался к загоревшемуся дому быстрее любой машины, да ещё с бадьёй. А рядом с домом спящего на тлеющем матрасе Саши есть пруд. Харчёв сделал пятнадцать ходок к водоёму, пожар потушил да ещё вытащил дрыхнущего с бодуна погорельца Сашу на улицу. Очухавшись, весь мокрый до нитки, но живой Саша обвинил деда Васю в том, что тот, мол, ему в матрас «напрудил»...

Глава Вахтинского сельского поселения того же Даниловского района Светлана Иванычева, вежливо выслушав эту противопожарную историю, поведала о своих проблемах.

– На территории нашего поселения 60 деревень и столько же прудов. Они очень нужны, поскольку по нашей земле не протекает сколько-нибудь серьёзной реки. В основном такие, как, например, Шаготка, а то и вовсе струятся ручьи без названия. Поэтому без прудов нам нельзя. Если честно, то ни один пруд не стоит у нас на чьём-либо балансе. Они бесхозные.

Местным полуразвалившимся хозяйствам, по словам Светланы Николаевны, пруды «не по зубам». К примеру, в колхозе имени Ленина трудятся всего35 работников, техника полудохлая. В СПК «Колос» и вовсе12 крестьянских штыков осталось. Тракторный «парк» – с пяток машин. Только на территории СПК «Дружные всходы» имеется пожарная машина. «Радиус» её действия – сама центральная усадьба (село Шаготь), да одна-две ближайшие деревни. Остальные могут рассчитывать лишь на «милость» пожарных из Данилова.

– А до самой дальней деревушки в нашем поселении –43 километра, – вздыхает Светлана Иванычева. И добавляет:

– Но пруды всё же нужны. И детворе местной на радость, и дачникам, и огородникам, и рыбакам.

ЛИСТОВКОЙ ПОЖАРНЕ ПОТУШИШЬ

И в самом деле, водоём, пусть самый скромный, является украшением любой деревни. Но главное предназначение пруда – пожары помогать тушить. В фильмах о деревенской жизни нередко есть сцены, когда селяне всем миром сражаются с огнём. Выстраиваются цепочкой, тянущейся от ближайшего пруда к дому, и непрерывно передают из рук в руки вёдра с водой. Если бы не помогало – не выстраивались бы в цепочку...

Не так давно в Даниловском сельском поселении, которое возглавляет Николай Павлович Калетин, один за другим сгорели несколько домов. И в этом случае, да и во многих других несчастье к людям пришло... в образе «красного петуха» в том числе и по объективным причинам. Безусловно, уснувший с сигаретой нетрезвый домовладелец или селянин, не обкосивший возле дома с осени траву, превратившуюся весной в порох, являются прямыми виновниками пожара. Но есть и косвенные причины возгораний: плохие подъездные пути, например, никудышная связь, и, наконец, эти самые пресловутые пруды.

По словам начальника управления оперативного реагирования ГУ МЧС России по Ярославской области подполковника Эдуарда Иванова, в области имеется 2350 водоёмов, но 780 прудов не пригодны для целей пожаротушения. Федеральный закон «О пожарной безопасности» предписывает главными огнеборцами считать... местную власть. То есть полномочий у тех же глав районных администраций – выше головы, а денег – с гулькин нос. К примеру, чтобы подготовить один пруд по всем правилам (он должен быть глубоким, чистым, со штатными подъездными путями и т.д.), нужно потратить от 25 до 70 тысяч рублей. Для сравнения: вышеупомянутому Вахтинскому сельскому поселению дали на «прудовое хозяйство» аж четыре тысячи рублей. Этих денег хватит лишь на монтаж сигнализации в одном-двух административных зданиях да на выпуск скромной листовки типа: «Маленький окурок этот вот может сжечь огромный завод»...

Но листовкой пожар не потушишь и в водяную струю не превратишь.

– Добровольные пожарные дружины, которые были на содержании крупных совхозов и колхозов, приказали долго жить, – говорит начальник отдела по надзору за пожарной безопасностью того же ГУ МЧС по Ярославской области подполковник Николай Бычков (из 240 ДПД дотлевают 55, остальные «погорели» из-за безденежья).

Сейчас, правда, на областном уровне собираются создать 27 пожарных частей, которые будут оперативно выезжать на тушение огня по так называемому «радиусу выезда». Раньше по такой же схеме действовали МТС, снабжавшие техникой «безлошадные» колхозы.

И ещё одно счастье обрушилось на тех, кто отвечает за укрощение огненной стихии. В конце лета этого года на заседании правительства области утверждена областная целевая программа пожарной безопасности на 2008 – 2009 годы. На её реализацию из областного бюджета будет выделено140 миллионов рублей. Если эти деньги будут расходоваться по назначению, то и на ремонт прудов хватит, и даже на вёдра и багры останется.

Читайте также
  • 16.04.2011 О чём «Северный край» писал 110 лет назад ДЕРЕВНЯ ШАЧЕБОЛ ДАНИЛОВСКОГО УЕЗДА. 16 апреля произошёл здесь пожар при необыкновенных условиях. Деревня ежегодно во время разливов Волги окружается водой,
  • 09.10.2010 Без кнута – никуда Прошедшее лето всей стране запомнилось главным образом засухой и возникшими из-за этой засухи страшными пожарами, в дыму которых едва не задохнулась даже гордая Москва.
  • 14.08.2010 Битва у Дивной Горы
  • 29.04.2010 Весенние палы приводят к пожарамТри дачных домика уничтожил во вторник в 16.00 огонь в Гаврилов-Ямском районе. От пала сухой травы загорелись три избы в деревне Колюбаиха Митинского сельского
  • 26.07.2008 О чём писали «северяне» 100 лет назадДЕРЕВНЯ ГОРИТ! Ко всем тяжёлым и мучительным сторонам деревенской жизни с наступлением лета прибавляется ещё одно страшное зло, разрушающее последнюю основу
  • 22.07.2008 Когда к пожарному пруду не подобратьсяВсего 25 минут потребовалось двум экипажам Данилов­ской ППЧ-53, чтобы домчаться из райцентра до деревни Скоково, где во время недавней грозы шаровая молния
Комментарии

Гость | 22.10.2010 в 18:02 | ответить0

с какой все-таки периодичностью должны чиститься эти водоёмы?

 

Гость | 22.10.2010 в 18:13 | ответить0

????????

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Глас вопиющего к облдумеВ газете «Северный край» за 9 ноября была опубликована заметка «Ярославских пенсионеров поделят по возрасту».
  • «Битва за «Мологу» продолжается Я принимал участие в областной дискуссии о национальном парке «Молога», проходившей в департаменте
  • Виктория ГЕФЕЛЕВ «Северном крае» с 2009 по 2013 год. НАГРАДЫ в журналистских конкурсах: Специальный диплом