среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 22 марта 2008

Выдающийся авиаконструктор

нет фото

23 марта исполняется 100 лет со дня рождения академика Архипа Михайловича Люльки – гениального российского ученого и конструктора, выдающегося организатора, первооткрывателя двухконтурного реактивного двигателя.

автор Иван РЫБИН

 

Жизненный путь Архипа Люльки – одного из основателей конструкторской школы НПО «Сатурн» и отечественного двигателестроения в целом – это великая часть истории турбореактивных двигателей (ТРД) России. Его творческие достижения стали достоянием всего человечества. Именно поэтому 100-летие академика Люльки отмечает вся мировая научная общественность, а 2008 год авиационное сообщество объявило годом академика Люльки.

Архип Михайлович родился в селе Саварка Киевской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1931 году окончил Киевский политехнический институт. С 1933-го по 1939 год преподавал в Харьковском авиационном институте. Уже там, в 1937 году, Люлька начал работу над проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Двигатель предполагалось установить на истребитель ХАИ-2. Работа, однако, опережала технические возможности того времени.

В этот же период конструктор разработал проект ТРД с осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в Ленинграде. Там же Архип Михайлович создал первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. В апреле 1941 года Архип Люлька получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.

Война отодвинула планы создания авиационного реактивного двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом заводе в Челябинске. Однако с 1943 года он продолжил работу над ТРД. 30 марта 1946 года было образовано ОКБ-165 по разработке и созданию отечественных турбореактивных двигателей, а Люлька был назначен его руководителем. Этот день стал датой основания ОКБ «Сатурн» А. М. Люльки.

Под руководством Архипа Михайловича был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. Впоследствии КБ Люльки создало целый ряд удачных реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно из них в те годы семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110), АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению правительства двигатели, созданные в ОКБ А.М. Люльки, стали именоваться инициалами конструктора: «АЛ» – Архип Люлька.

На следующих модификациях конструктор оснастил АЛ-7 форсажной камерой – двигатель АЛ-7Ф был предназначен для первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1. Двигатель получился настолько удачным, что авиаконструкторы решили оснастить им свои новые самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1, Микояна – И-7У и И-75, Лавочкина – Ла-250. А на С-1 с двигателем Люльки впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза превышающая скорость звука.

Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации были внедрены в серийное производство сразу на нескольких заводах.

С 1950-го по 1960 год профессор А.М. Люлька преподавал в МАИ. В 1957 году он стал генеральным конструктором ОКБ-165, и ему было передано ОКБ-45, работавшее до того над двигателями В. Я. Климова.

В 1965 – 1970 годах в стенах ОКБ появилось новое поколение двигателей – семейство АЛ-21Ф. Там же родились проекты малоразмерных газотурбинных и жидкостных ракетных двигателей.

В начале 70-х годов Архип Люлька обратился к реализации своего изобретения – схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на изобретение которого он получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.

В 1976 году коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию двигателя IV поколения АЛ-31Ф для установки на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот двигатель стал вершиной творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986-го по 1988 год было установлено более 30 мировых рекордов.

Страна должным образом отметила заслуги конструктора: в 1975 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами и медалями СССР, является лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР.

В 1978 году, выступая перед коллективом созданного и возглавляемого им ОКБ «Сатурн» по случаю своего 70-летия, Архип Михайлович сказал: «Нас теперь называют пионерами создания отечественного турбореактивного двигателя. Прежде всего – это обязывающее определение и, конечно, очень приятное. В нем есть что-то от нашей молодости, которую забыть нельзя. Наше конструкторское бюро, его замечательные люди прошли большой и очень нелегкий путь от первых опытов и конструкторских проработок в области реактивного двигателестроения до становления и полного утверждения ТРД как основной двигательной установки на современном самолете любого типа и назначения. Это была эпоха энтузиастов, выбравших совершенно самостоятельный путь».

После смерти Архипа Михайловича в 1984 году его имя было присвоено предприятию, которое он возглавлял с 1946 года. Именем академика Люльки названа также площадь Москвы рядом с его ОКБ и опытным заводом.

В начале ХХI века «Научно-технический центр им. А. Люльки» и «Лыткаринский машиностроительный завод», которые были созданы и долгое время возглавлялись Архипом Михайловичем Люлькой, вошли в состав ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», его коллектив работает над проектами новых авиационных двигателей, которым по традиции присваивается марка АЛ – Архип Люлька.

В связи с юбилеем выдающегося авиаконструктора, одного из основателей компании генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин отметил:

– Мы всегда должны помнить, что усилиями Архипа Михайловича Люльки, усилиями его соратников были созданы великие двигатели марки АЛ, которые производились и производятся тысячами штук, которые стоят на вооружении российских ВВС и армий десятков стран мира. Двигатель АЛ-31, бесспорно, стал техническим бестселлером ХХ века. Сегодня мы празднуем 100-летие Архипа Михайловича, но в это время тысячи двигателей, созданных им, ежедневно поднимают в небо сотни самолетов таких глобальных стран мира, как Россия, Индия, Китай.

Есть такое понятие – конструкторская школа. У Архипа Михайловича Люльки была сформирована собственная школа, школа создания суперсовременных реактивных двигателей для боевых самолетов. Наследие – это знания, как теоретические, так и практические, которые были накоплены десятилетиями.

Приумножение традиций школы Архипа Михайловича Люльки – это, конечно, перевод тех знаний на современные рельсы. Сегодня совершенно другие информационные и технологические возможности как в стране, так и в мире, и все это очень активно используется НПО «Сатурн» при создании современных двигателей.

Самая главная задача, которая стоит перед нашей компанией, – создавать не менее удачные образцы двигателей, вводить их в эксплуатацию, обеспечивать новыми силовыми установками следующее поколение самолетов ОКБ Сухого. Мы создаем сегодня вместе с нашим партнером – Уфимским моторостроительным производственным объединением – новый двигатель для ОКБ Сухого, для самолетов пятого поколения. Недавно поднят в небо нашими двигателями 117С и успешно проходит летные испытания совершенно новый самолет – многофункциональный истребитель Су-35. И мы не сомневаемся, что все задачи, которые стоят перед компанией в рамках обеспечения ОКБ Сухого современными силовыми установками, – будут выполнены.

Вот это и есть главное сегодня – модернизировать существующее производство, сохранять школу, отбирать лучших людей, чтобы они потом вырастали в таких же генеральных конструкторов. Это и есть наилучший способ сохранения наследия великого конструктора – Архипа Михайловича Люльки.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают