четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 28 февраля 2009

Трефолев не жил на улице Трефолева?

Недавно обнародована цифра: за последний год около семидесяти зданий и сооружений области признаны полноценными памятниками историко-культурного наследия. У каждого из них есть теперь паспорт, подтверждающий этот статус. Значительную часть предшествующей этому сложной работы выполнила искусствовед Елена Барбашова.

автор Татьяна ЕГОРОВА    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Рыбак ловит рыбу, учитель учит, строитель строит. А что делает искусствовед? Выведывает разные тонкости, касающиеся предметов искусства. Если речь идёт о таком виде искусства как архитектура, то выясняет, чем именно то или иное здание или сооружение прельщает глаз и ум, почему достойно нашего внимания.

Составление паспорта на памятник культурного наследия – это настоящая научно-исследовательская работа. Привлекаются архивные документы, делаются натурные обследования, выполняются фотофиксация и необходимая для полноты картины графика. Даже если живой сегодня памятник не сохранится, память о нём останется навсегда.

Елена Михайловна занимается этим уже полтора десятка лет и считается по этой части одним из лучших экспертов в области. С удивлением узнаю: за плечами у этой молодой жизнерадостной женщины, оказывается, уже большой и очень серьёзный профессиональный путь. Родилась в Угличе, росла, по её словам, в атмосфере древней истории и древней культуры, места детских игр – кремлёвские закоулки, монастыри. Работала в библиотеке, в Угличском музее, училась. Потом был Ярославский художественный музей (отдел древнерусского искусства, увлечение изразцами). Затем судьба занесла в областную архитектуру, несколько лет работала искусствоведом с архитектором Богородицким над схемой зон охраны памятников истории и культуры Ярославской области.

– Эти памятники надо было выявить, поднять исторический материал, а прежде всего – добраться до каждого из них: пешком, на тракторах, на дрезинах, на вертолётах – то были самые счастливые годы, – улыбается она.

Так что, когда в 1993 году Елена написала свой первый паспорт, она была далеко не новичком.

Тот, первый, и несколько последующих паспортов были сделаны по Угличскому кремлю, и сразу дал знать о себе характерный барбашовский подход: она не ограничилась планом и описанием зданий и сооружений, как было принято раньше, а стала дополнять паспорта подробностями из их истории – в Москве, в Институте искусствознания, где паспорта утверждаются, это сразу было замечено и одобрено. Есть у Елены Михайловны и сейчас такой «червячок»: любит она покопаться. В числе исследованных ею объектов – монастырские комплексы, городские и сельские храмы, старинные усадьбы, промышленные, общественные и жилые здания, инженерные сооружения, представляющие историко-архитектурную ценность, – ей интересно всё.

Она никогда не остановится на первой попавшейся в руки информации.

– Никому не доверяю, – смеётся, – проверяю всех, кто работал до меня. Исправляю чужие ошибки. А что делать? В паспорте должна быть только достоверная информация.

Примером такой работы над чужими ошибками могут служить результаты её совместной работы с историком Натальей Землянской. Исследовались объекты, представляющие собой памятники истории, – здания в Ярославле, связанные с именами известных деятелей русской культуры. На улице Трефолева (быв. Варваринской) есть дом 12/15. На нём – мемориальная доска с надписью, что Леонид Николаевич Трефолев жил именно в нём. То же утверждают и местные жители. Однако архивные документы эту версию не поддерживают.

– На сегодняшний день можно считать достоверным только тот факт, что здесь в 1872 – 1876 годах располагалась редакция газеты «Вестник Ярославского земства», в которой работал Трефолев, утверждаем мы с Натальей Сергеевной Землянской. – Подобная метаморфоза произошла и с домом № 8 по улице Революционной. Архивные исследования и анализ литературных первоисточников, к сожалению, не подтвердили предположения некрасоведов, что здесь в гимназические годы квартировался поэт Некрасов. Но зато выяснилось, что в 1860-е годы тут жил литературовед, этнограф, библиограф, юрист, сын декабриста Якушкина Евгений Иванович Якушкин. Ошибочно считается местом, где жил Ушинский, дом № 30 на улице его имени. На самом деле его квартира была в доме 16а, южном флигеле бывшей усадьбы Вахрамеева.

Составленные Барбашовой паспорта содержат исчерпывающую информацию об истории объекта, его датировке, строительных периодах, конструкциях, художественной и общественной значимости. Многое помогают устанавливать фонды Государственного архива Ярославской области и его филиалов в Угличе, Ростове Великом, Рыбинске, документы, хранящиеся в наших музеях, в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Опытному глазу многое может рассказать и само здание: Елена Михайловна с увлечением изучает каждый раз способ кладки стен, планировку, отдел­ку дома. А если удаётся обнаружить в архивах старые проекты, фотографии или описания первоначального облика здания, считает это особой удачей: такие находки станут неоценимым подспорьем в реставрации памятника.

Кстати говоря, она старается сделать каждый раз такой документ, который удовлетворил бы не только начальство в Москве и не только местный комитет историко-культурного наследия, который пополняет её паспортами свою картотеку, оставляя сведения о наших памятниках на века. Елена Барбашова стремится, чтобы паспорт на памятник мог служить и рабочим документом для наших современников, предпроектным исследованием для вероятных реставраторов или тех, кто будет заниматься, скажем, его ремонтом. В паспорте всё, что ей удалось узнать о здании, его владельцах, прилегающей территории. Здание-памятник кроме всего прочего – объект недвижимости, и она, искусствовед, случается, помогает «разруливать» связанные с этим проблемы. Памятники берут в аренду, продают и покупают, а где, например, граница их территории? Вот где – ответит Барбашова, выкладывая поднятые из архивных недр межевые планы. Не согласны? Идите в суд, но документ прилагается.

Там, где есть серьёзные исследования, обязательно случаются открытия – большие или маленькие, как повезёт. Когда-то в Угличе, на берегу Селивановского ручья, была обнаружена постройка, представлявшая из себя кустарный кожевенный завод первой половины XVIII века. Через несколько лет это единственное в городе древнее производственное здание было утрачено. Прошло время, и вот недавно Барбашовой удалось выявить там же целую группу таких кустарных заводов того же времени. Оказывается, производственные здания превратились с годами в жилые, полностью сохранив приметы своей уникальности, в том числе полуподвальные этажи с характерными сводчатыми двухстолпными палатами.

Многие такие открытия не вмещаются в рамки паспорта. Тогда, по выражению Елены Михайловны, она откладывает их в свой «багажничек» до лучших времён, когда будет время продолжить исследования. Лежат в таком «багажничке», например, материалы по дому Переславцевых в Угличе. Считается, что он построен в 1806 году по образцовому плану неких петербургских авторов. Но ряд фактов всё больше склоняет исследовательницу к другому имени: возможно, предполагает она, проект разработан под руководством самого Карла Росси.

– К сожалению, суток на всё, что бы хотелось сделать, катастрофически не хватает. Господи, когда же ты дашь мне время, молю я, но пока безуспешно.

– Говорят, вы ночной человек, работаете исключительно ночами. Это правда?

– Я сова не по природе – по необходимости. Сижу вечером за компьютером, работа получается, остановиться не могу, как самолёт в воздухе. Вот и «лечу», пока не закончу – бывает до четырёх утра, а то и до шести. Недавно отдыхала в Египте, так как миленькая вставала в семь. Я просто жёсткий организатор своего времени.

– У вас есть конкуренты?

– Есть люди, которые успешно занимаются паспортизацией, есть те, у кого это не очень получается или не получается совсем. Я никого не воспринимаю как конкурентов. Дух соревновательства во мне есть, но это другое. Использовали мой материал? Бога ради! У меня столько идей, столько наработок – только успевай писать. Нашёлся бы издатель, который бы сказал: вот срок, мы сделаем книгу на вашем материале – тоже бы согласилась.

При всём при том тексты её паспортов уже использованы в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России».

Многотомный «Свод» был задуман Министерством культуры СССР в далёком 1972 году. Объём работы даже трудно себе представить. Была поставлена цель переписать (поштучно!) все памятники истории культуры огромной страны с указанием, чем именно они ценны и уникальны, как выглядят и т. п. А только в Ярославле и области их больше пяти тысяч. Внимание государства к этой огромной и кропотливейшей работе за это время то угасало, то вспыхивало снова – с одной стороны, она стоит больших средств, с другой – надо же государству в конце концов знать, чем оно владеет.

И вот только что стало известно: группа специалистов Государственного института искусствознания за работу над этим «Сводом» отмечена премией Правительства Российской Федерации за 2008 год. В числе награждённых – Елена Геннадьевна Щёболева, которая курирует работу над «Сводом» в нашей области. Таким образом исследования, которыми занимаются ярославские искусствоведы и в том числе Барбашова, через руки которой прошёл значительный объём изученных памятников, оценены по достоинству.

И всё-таки многие наши памятники так и не имеют паспортов: с одной стороны, не хватает исследователей такого уровня, как Барбашова, с другой – паспортизация идёт по мере поступления финансирования. Правда, с недавнего времени паспорта могут заказывать не только официальные органы, но и пользователи исторических зданий и сооружений. Сейчас Елене Михайловне заказан, например, паспорт для многострадального «дома со львами» в Мукомольном переулке. Как и во всех других случаях паспорт подтвердит высокий имидж исторического здания в глазах его будущих обитателей и тех, с кем они будут иметь дело.

А вообще паспорт – это гарантия. Хотя бы в том смысле, что ревнителям старины не придётся бросаться под бульдозер в случае какой-либо угрозы памятнику, как это уже в нашем городе бывало.

Читайте также
  • 31.07.2012 Мародёры обнаглелиПредставители Ярославской организации Союза архитекторов России и областной экологической организации «Зелёная ветвь» в минувшую пятницу провели
  • 10.12.2011 Безнаказанность порождает произвол Публикации «Северного края» о бессистемной и часто незаконной застройке центральной части Ярославля, меняющей его исторической облик, привлекают
  • 15.11.2011 Волжская набережная теряет облик В номере «Северного края» за 9 ноября в статье «Вроде всё правильно говорите, а Ярославль жаль» упоминалось о том, что
  • 26.08.2011 Какофония в зоне ЮНЕСКО По нескольким фактам градостроительных нарушений представители общественности подали заявление в прокуратуру Кировского района. Жители Ярославля, защитники
  • 18.02.2011 Парадный вход на задворках Любопытную картину можно видеть во дворе дома № 6 по улице Ушинского. Там рабочие колдуют над эвакуационной, пожарной, лестницей – перила приваривают.
  • 10.09.2010 Перед гостями – не стыдно, самим – приятно В дни юбилея Ярославль окажется под прицелом тысяч фотокамер. И наивно было бы предполагать, что в кадр попадут только знаковые, проходящие под грифом
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают