суббота, 09 апреля 2011

«Чайка» так не волновалась даже в космосе

Предстоящие Всемирный день авиации и космонавтики и 50-летие полёта Юрия Гагарина Ярославль отмечать начал одним из первых в стране, причём не на словах, а на деле. Самым первым праздничным мероприятием стал, конечно, запуск космического корабля «Гагарин» и стыковка его с МКС. А родина «Чайки» вывела на вы-сокую орбиту культурно-образовательный центр её имени (о нём наши публикации «В глубь Вселенной с Терешковой и Гагариным» и «Он привёз из космоса улыбку» в номерах «Северного края» за 18 марта и 7 апреля). На трассе «запуска» центра наши корреспонденты пообщались с некоторыми его «пассажирами».

автор Юлиан НАДЕЖДИН

– Так, как сегодня, наверное, не волновалась я и в кабине космического корабля. Радость переполняет моё сердце, – сказала на открытии нового планетария Валентина Владимировна Терешкова. – Это хорошее место, особенно для молодёжи. Центр будет давать им дополнительные знания и о Вселенной, и о зарождении жизни на Земле, и о том, какой путь за полвека прошла космонавтика в нашей стране.

Не скрывая чувств, легендарная «Чайка» сердечно приветствовала своих коллег космонавтов Алексея Леонова, Валерия Быковского, Петра Климука, Валерия Токарева. Сердечно поблагодарила всех, кто своим участием помогал этому замечательному событию состояться, важному «не только для ярославцев, но и для всей области, и для тех, кто придёт к нам в гости».

В одном ряду звучали в тот торжественный час имена губернатора Сергея Вахрукова («Наш губернатор», – сказала «Чайка» о Сергее Алексеевиче), мэра Виктора Волончунаса, строителей СУ-5 ОАО «Ярнеф-техимстрой», их партнёров на этой суперстройке. На равных с ними героями дня стали автор проекта центра, выпускник Ярославского техуниверситета Илья Клягин, монтировщики уникального стального каркаса застеклённого купола планетария из Обнинска, специалисты всемирно известной немецкой фирмы «Карл Цейс», наладчики аппаратуры «звёздного зала» из Соединённых Штатов Америки.

С этого зала, где установлен цейсовский проектор четвёртого поколения, каких в мире не больше трёх десятков, и началась первая экскурсия почётных гостей. В «путешествие» по Вселенной отправились мы вместе с Валентиной Терешковой и Алексеем Леоновым. Навстречу нам «под музыку сфер» мчались звёздные миры, пролетали мимо кольца Сатурна, туманность Ориона, кометы и метеорные потоки. После сеанса мы прямо в зале о первых впечатлениях спросили у Алексея Архиповича Леонова. Впрочем, ответ на наш вопрос при желании можно было легко прочесть по его просветлённому лицу.

Может быть, ещё и поэтому в обстановке цейтнота его эксклюзивное блицинтервью «Северному краю» получилось похожим на краткий отчёт о космической экспедиции:

– Должен сказать, что новый планетарий в Ярославле по своему оснащению, по образовательным возможностям – третий в нашей стране. Первый – большой Московский планетарий, он сейчас после рекон-струкции готовится к сдаче. Второй – наш профессиональный, в Центре подготовки космонавтов, где во многих подробностях молодёжь изучает звёздное небо. А третий – ваш, и храмом науки и культуры сегодня на открытии я назвал его вовсе не для красного словца. Поздравляю!

Тему продолжил лётчик-космонавт, Герой России Валерий Токарев:

– Ответ на ваш вопрос, как космонавтика может помочь развитию образования, напрашивается сам собой. Она связана с передовыми технологиями, по её программам ведутся колоссальные исследования. Опираясь на эти достижения, космонавтика помогает узнать и осмыслить то, что находится вне нашего обыденного зрения – начало и смысл мироздания, его развитие в дальнейшем. Без этого очень сложно будет сохранить цивилизацию на Земле. Так что все мы жизненно заинтересованы, чтобы наши познания о Вселенной углублялись. А начинается всё со школы, с уроков физики и математики, с азов астрономии. Если заглянуть в завтрашний день, то в жизни всё больше будут востребованы люди креативные, способные в любой экстремальной ситуации мыслить нестандартно.

Своё краткое слово о новом Ярославском планетарии наш собеседник подытожил так:

– Широкий кругозор нужен не только космонавтам, для расширения его одно из самых испытанных средств – наука астрономия. Такой цели на дальнюю перспективу, прежде всего школе, и послужит открытый сегодня культурно-образовательный центр имени Валентины Терешковой.

Праздник открытия центра закончился посвящённым 50-летию полёта Юрия Гагарина торжественным вечером в театре имени Фёдора Волкова. Мемориальная доска на фасаде его напоминает, что осенью 1967 года здесь – всего за полгода до гибели – приветствовал ярославцев первый покоритель космоса.