Через Архангельский собор в Московском Кремле и храм Христа Спасителя прошёл в эти дни маршрут ярославского отряда межрегиональной научно-поисковой экспедиции «Под княжеским стягом». Руководитель отряда, краевед и фольклорист Надежда Балуева преклонила колени на панихиде в день памяти военачальника Смутного времени князя Михаила Скопина-Шуйского, чьё имя известно пока что, правда, больше историкам.
Между тем его войско, в котором набирались ратного опыта будущие народные герои Минин и Пожарский (а к слову, и предки наших классиков Фонвизина и Лермонтова), разгромило полки летучих гусар Речи Посполитой под Калязином, Переславлем-Залесским, Александровской слободой, сняло осаду Троице-Сергиева монастыря, расчистив путь на Москву.
Не дожившего и до 25 лет, отравленного на пиру талантливого полководца прочили в государи, называли спасителем Отечества. Не случайно на фризе знаменитого памятника «Тысячелетию России» во Пскове его автор Михаил Микешин фигуру Скопина-Шуйского поместил между Ермаком и князем Дмитрием Пожарским. А похоронен был юный полководец в алтарной части Архангельского собора – единственный из военачальников, удостоенный чести покоиться здесь вместе с царями из рода Рюриковичей.
О том, что усыпальница Скопина-Шуйского находится в этом соборе, специалисты музеев Московского Кремля лет десять назад впервые узнали как раз от инициаторов экспедиции «Под княжеским стягом». Теперь, в год 400-летия восстановления русской государственности, поисковики добиваются, чтобы память о нём была увековечена мемориальной доской на фасаде собора. Вопрос сложный и относится к компетенции главы государства. Проходивший в тот же день в храме Христа Спасителя с благословения патриарха Всемирный народный собор пункт о мемориальной доске записал в своей резолюции.