пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 21 июня 2002

Пацаны

Учителя и воспитанники Красноборской специальной общеобразовательной школы закрытого типа обижаются, когда несведущие люди называют ее колонией для малолетних преступников.Да, несовершеннолетние мальчишки

 

от 12 до 15 лет по решению суда отбывают здесь наказание. Многие успели нарушить закон не единожды. Двое совершили убийства. Однако, побывав в этом заведении в качестве гостя, трудно не согласиться с мнением его обитателей: на колонию это действительно похоже мало.

Камуфляж своими руками

Школа-интернат для малолетних правонарушителей под Тутаевом стоит в душистом сосновом бору, окруженная ветхим деревянным забором. Никакой колючей проволоки, железных дверей, вооруженной охраны, сторожевых вышек и прочих атрибутов режимных учреждений. Мы приехали в интернат, когда там принимали гостей – таких же подростков, воспитанников детских спортивных школ. Вдоль песчаной дорожки расставлены красные знамена. Среди мальчишек, уже гоняющих мяч по футбольной площадке, «узников» отличишь не сразу: кажется, дети как дети. Только присмотревшись, замечаешь, что несколько человек одеты в камуфляжную форму.

– Ее ребята шьют себе сами. Выучились всего за несколько недель – старались успеть ко Дню защитника Отечества, – рассказывает директор школы Владимир Миронов. Сам Владимир Федорович в этой должности с июня 2000 года – тогда же обновилось и 90 процентов персонала.

В 30-е годы на месте Красноборской школы был санаторий «Красный шинник», затем жен-ская колония для несовершеннолетних, которую в 1965 году переориентировали в «спецшколу общесоюзного значения» для девочек от 11 до 15 лет. В 1994 году, после следующей реорганизации, она превратилась в областную спецшколу для мальчиков. В июне 2000 года из 48 воспитанников учреждения 36 человек находились в бегах. Бегают и теперь, но значительно меньше, а на настоящий момент в невозвращенцах числится только один:

– Парню четырнадцать, а он не умел даже читать. Мы его научили за полгода. Видно, распознал на карте слово «Ярославль» и рванул отсюда в родное Брагино!

В 2001 году спецшкола получила лицензию на профессиональное обучение по пяти направлениям: столяр, слесарь, портной, мастер по ремонту сельскохозяйственных машин, мастер парникового хозяйства. Год назад здесь был создан центр патриотического и физического воспитания «Гармония», у руководства появилась идея примкнуть к скаутам. Открылись и спортивные секции: футбольная, самбо, настольного тенниса, легкой атлетики и боди-билдинга. Есть и кружки: художественной росписи, резьбы по дереву, ремонта мебели, фотографии, танцевальный. Парные танцы здесь – мечта несбыточная, но ребята пока с удовольствием обходятся хип-хопом и брейком, лихо раскручиваясь на полу в спортивном зале. Одно из послед-них нововведений – компьютерный класс, планируется даже выход в Интернет.

– Учиться они не любят, как и все мальчишки! – рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе Владимир Бордиловский. – Что же делать, я в их возрасте тоже не любил. До того, как попасть к нам, все они от учебы вообще уклонялись – она для них как для тараканов дуст! Поэтому в одном классе и сидят ребята разного возраста. Но сейчас двоечников у нас нет. Домашние задания готовят только под присмотром воспитателей, классы маленькие: по пять – максимум десять человек. С этого года мы ввели ускоренную программу: ребята проходят материал 8-го и 9-го классов за один год. Даем им возможность закончить девятилетку здесь: ведь в обычную школу после спецучреждения берут неохотно. Скоро начнем выдавать свидетельства и о профессиональной подготовке – легче будет работу найти. Дети должны быть постоянно заняты – вот и вся система воспитания.

Ни минуты покоя

В будни свободное время у воспитанников бывает только с 8.30 до 9.00 утра. Подъем в Красноборской школе в половине восьмого, зарядка, завтрак, уроки. Каждый день с понедельника по пятницу – четырехчасовая работа в мастерских, после этого – два часа на занятия в кружках. Ужин, приготовление уроков. И отбой – в половине десятого. В выходные – уборка, баня, а вечером – кино или дискотека. В летние каникулы – огороды, туристические походы, спортивные соревнования.

На шестьдесят шесть учеников приходится почти вдвое больше персонала. Воспитатели живут в специальном городке за пределами школы. Работают посменно, не оставляя ребят без присмотра даже ночью: в спальном корпусе дежурят по четыре человека.

Воспитанники разбиты на отряды по 5 – 7 человек разного возраста. Для каждого отряда отдельная спальня: покрывала на кроватях одинакового цвета, подушки расставлены треугольником – никаких признаков индивидуальности. Все личные вещи – в так называемых «отрядных комнатах». Открываешь дверку тумбочки – там занавесочка с бахромой. Их здесь вешают многие – чтоб вид был домашний. Внутри шкафчика обычные безделушки: открытки, коробочки, сигареты. Вообще-то курить на территории школы запрещено, но те, кто «подсел» на курево с четырех-семи лет, отучиться уже не могут.

На тему наказаний руководство школы распространяться не любит. Провинившимся объявляют выговоры: строгие заносят в личное дело. Могут не отпустить на дискотеки или домой на каникулы. Время от времени здесь формируется специальный штрафной отряд с воспитателями-мужчинами: как правило, в него попадают после неудавшегося побега. Ребята выполняют всю черновую работу: убирают навоз на соседней ферме, мусор. Сейчас отряд закрыт – так говорят и сами ученики.

«Больше не буду!»

Владлен Нуждин, четырнадцать лет, семиклассник. Здесь он уже два с половиной года и теперь выходит на свободу. Аккуратно подстриженные светлые волосы, пухлые детские щечки, доброжелательный взгляд. Не сразу решаешься спросить ангелоподобного ребенка, за какой же проступок его отправили в спецшколу.

– За воровство, – искренне отвечает юный художник.

Владлен рос без отца, а мама тогда долго была без работы, мальчиком не занималась. Сейчас ее дела пошли на поправку, уже сделала в квартире ремонт, ждет возвращения сына.

Уйти домой он мог уже в марте, но захотел остаться в школе до конца учебного года. Здесь его не устраивает только одно: нельзя выходить за пределы территории. За все время пребывания Владлен не заслужил ни одного серьезного выговора, поэтому на каникулы его отпускали домой. Занимался в кружке ярославской кистевой росписи, в конце мая ездил вместе с учительницей на 5-й Московский фестиваль искусств и ремесел, получил диплом. Иногда привозил маме подарки собственного изготовления – расписанные цветочным орнаментом доски, или покупал у других ребят резьбу по дереву (у каждого воспитанника свой лицевой счет).

– Мои любимые предметы – география и музыка, немножко играю на гитаре. Занимался в фотокружке. Фотографировали друг друга, снимали на видеокамеру фильмы о Красном боре, птицах, деревьях. Делали кино про дятлов, грачей (под бесхитростным названием «Грачи прилетели». – Ю. К.), ящериц, змей – все они тут водятся. Несколько раз видели в бору живого лося. У нас тут есть и кинозал: показывают боевики, фантастику, комедии. Я, правда, больше люблю ужасы, типа «Чужой». Из последних фильмов запомнил «А зори здесь тихие». Вы тоже смотрели, да? Очень жалко девушек, которые погибли. Летом ходили в походы или на рыбалку, а в каникулы нас возили в Тутаев, Ярославль: были в цирке, на «Шиннике». Здесь нормально – не скучно. Нет, друг с другом мы не деремся. С будущего года пойду в вечернюю школу – там учиться полегче и работать можно. А после девятого класса хочу в художественное училище.

– Владлен – хороший мальчик, – говорит преподавательница рисования Марина Белякова. – Смог самостоятельно бросить курить, а это здесь большая редкость.

У двенадцатилетнего Саши Веселова под глазом ссадина и синяк:

– Да это «асфальтовая болезнь»! – отмахивается мальчишка.

В спецшколе он меньше года, срок истекает зимой, но могут добавить – за побег. Навещают Сашу только папа и бабушка, мама лишена родительских прав и сама находится в розыске.

– Воровал, нюхал клей, убегал из дома. Больше не буду. Я понял: зачем воровать, если у тебя и так все есть? Зачем клеем дышать – испортишь здоровье раньше времени, не погуляешь, как все нормальные люди! Из дома убегал тоже зря – там нормально. Больше всего люблю, когда родственники привозят поп-корн, потому что он соленый. А сладкое нам и так дают – фрукты каждый день.

В выходные школа устраивает дискотеки.

– Как же без этого! Приглашаем школьниц из Тутаева, поначалу они боятся спецучереждения, думают, тут изверги живут, – рассказывает Владимир Бордиловский. – А потом убеждаются, что ребята у нас хорошие, и с удовольствием приезжают еще.

Именно так Саша Веселов познакомился с девочкой Олей, о которой говорить стесняется. Видится с ней приблизительно раз в две недели, пишет письма, бросает в специальный почтовый ящик, который выставляют в зале дискотеки. На 8 Марта подарил шоколадку.

На танцах все как положено: темнота, светомузыка и «медляки».

– Ходим в футболках и тренировочных. Брюки и рубашки тоже носим, но без пиджаков – это старомодно, – объясняет Саша.

Шестьдесят шесть племянников

Любимчиков воспитательницы целуют в лоб, почти как родных.

– Никак не могу приучить обращаться по имени-отчеству. Все называют «тетя Галя». Сколько же тогда у меня племянников?! – шутит воспитательница Галина Смирнова.

– В этом году мы выпускаем тридцать человек, – рассказывает Владимир Бордиловский. – Раньше эти дети обитали на помойках, некоторые ни разу в жизни не видели чистого белья. Многие – из неполных семей, почти все матери пьют. А тут хотя бы поживут в нормальных условиях. На финансирование не жалуемся – спасибо областному департаменту образования. Питание у нас хорошее, по сладкому бывает даже перебор: дни рождения чуть ли не каждый день. В коррекционные школы направляют тех, кого, по мнению судей, еще можно перевоспитать. В основном, это осужденные впервые. Но вот они выйдут отсюда, а поддержать некому. Вся система адаптации малолетних правонарушителей в стране разрушена. В итоге немало наших воспитанников возвращаются к прежним занятиям, только попадают уже в СИЗО.

Юлия КАМЕНЕВА

Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 14.10.2011 Слёт в Великом собирает друзей В селе Великом Гаврилов-Ямского района вчера открылся третий слёт учащихся православных школ и гимназий России.  
  • 21.01.2011 Горожане едут учиться... в деревню Сельская Коптевская школа отнюдь не испытывает недостатка в учащихся, в её учебных аудиториях всегда многолюдно, хотя окружающие деревни не очень богаты детьми.
  • 18.11.2010 Свой дом в Багряниках Воспитанники детских домов, находясь на полном государственном обеспечении в течение многих лет, выходят во взрослую жизнь неприспособленными к ней. Зачастую
  • 04.09.2007 Двадцать пятый раз в журналистский классВ ярославскую школу юных журналистов имени Николая Островского пришло письмо из Сочи. Сотрудники литературно­мемориального музея Н. А. Островского пригласили
  • 18.11.2006 Страна детства без фейерверковВсеобщий день детей был установлен ООН в ознаменование принятия этой международной организацией Декларации прав ребенка. Было это 20 ноября 1959 года,
  • 31.05.2006 Кормит пионеров земля, а не «денежное дерево»На подворье Кирьяновской сельской школы, что на волжском правобережье стоит возле старой угличской дороги, в эти дни от вспаханной борозды смачно пахнет навозцем.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают