суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 26 декабря 2003

Есть в Отечестве места...

Тютчев – явление всерусское. Но есть в Отечестве места, где память о поэте хранят особенно трепетно, – среди них и мой родной Мышкин. Она передается из поколения в поколение некой драгоценной эстафетой.

 

Мои ровесники – мышкинские школьники сороковых – пятидесятых годов – приняли ее от наших старых учителей. Особенно выделялся из них преподаватель литературы, старейший краевед города Александр Константинович Салтыков. Читая Тютчева, он перемежал стихи рассказами об усадьбе Знаменское Мышкинского уезда Ярославской губернии, откуда пошла вся мужская линия рода Тютчевых. Салтыков был великолепным рассказчиком. И с начальных классов любимые строки о весенней грозе у нас дивно сочетались с отрывками из семейной хроники Тютчевых.

Знаменское было неблизко, после советских административных преобразований оно отошло к Угличскому району, но мы бывали там, и каждое посещение западало в душу.

Но память о славном роде окружала нас и в Мышкине. Ведь и здесь Тютчевы много трудились по земским делам. У нас сохранился дом, где они жили.

Близок и дорог мышкинцам был Александр Алексеевич, родственник великого поэта, замечательный земский русский деятель, чьи труды провинциальная Россия должна бы высоко ценить и вечно помнить. Этот выдающийся организатор, глубоко интеллигентный руководитель открыл в мышкинском Верхневолжье десятки школ, библиотек, больниц. Больше двадцати лет возглавляя уездное земство, он вовлекал в общие просветительские дела и гордых родовитых дворян, и богатых независимых купцов, и многознающих неуступчивых чиновников. Сумел пробудить живые гражданские чувства даже у недоверчивых к властям крестьян.

Его стараниями в Мышкине действовала уникальная библиотека. Благодаря последовательной настойчивости Александра Алексеевича наше земство поддерживало многие культурные начинания в Ярос-лавской губернии и постоянно помогало семи различным учебным заведениям России. Заботами А. А. Тютчева в Мышкине действовало и замечательное издательство, выпускавшее научные книги, ему даже удалось (вторым в России) издать полное собрание «Русских летописей» («Древнюю Российскую Библиофику»).

Уезд гордился этим человеком, люди любили его. Особенно крестьяне. Именно они ходатайствовали и добились присвоения имени Тютчева стационару сельской больницы в селе Рождествено, строительство которой он возглавлял. Обо всем этом мы знали от наших учителей. Но знали и нечто еще более волнующее и светлое – чудесный рой здешних тютчевских легенд. Не сказок! А именно легенд, потому что в основе каждой была жизненная реальность. О романтических (и страшноватых!) приключениях деда великого поэта Николая Андреевича, о страстной любви Александра Алексеевича к простой девушке Вассе, об их взаимности и счастье. Знали и о старинной изящной карете, об элегантных платьях Вассы Евсеевны Тютчевой, о строгих красивых черных перчатках Александра Алексеевича... Знали об участии Тютчевых в постановках здешнего театра, где они, конечно, играли роли влюбленных!

Двадцать пять лет назад установились добрые творческие отношения мышкинцев с замечательным тютчеведом Г. В. Чагиным. В первый раз он побывал у нас по пути в Знаменское – родовую усадьбу Тютчевых. Геннадий Васильевич дарил нам свои книги, а мы «дарили» ему наше наивное доверие к народным толкованиям тютчевской жизни. Одни из них ученого трогали, другие смешили, третьи интересовали. Он их внимательно «сортировал» и всему давал оценку.

«Сортировать» было что, ведь Мышкин памяти Тютчевых был так привержен, что легенды не только жили, а множились, в том числе и явно необоснованно. Так, до сих пор живо предание о том, что Васса Евсеевна Тютчева уже в советские годы вернулась в Мышкин и скончалась именно здесь, в городе своей любви и своего счастья.

Вот какое у нас с Геннадием Васильевичем было «тютчеведение» – начальное, откровенное, трогательное. За большее, за научно-краеведческую работу, мы до поры не брались. Не хватало уверенности. Но всему свое время.

И оно пришло. За два года до нынешнего юбилея мы решили начать. Основа для этого имелась: мышкинцы уже давно ведут систематическую конференционную деятельность, на нашем счету пятнадцать ежегодных Опочининских чтений (по истории и культуре), пять Касьяновских (по историко-духовной тематике), несколько межрегиональных экологических конференций. Еще чаще мы проводили литературные Ковалевские чтения. Можно дерзать на тютчевские? По благословению Геннадия Васильевича Чагина решили, что – можно.

Год ушел на «фронтальный просмотр» литературы по тютчеведению (от И. С. Аксакова до С. Б. Экштута). И, конечно, все труды известных тютчеведов. Одновременно «оглядывались», исподволь подыскивая свою нишу в этом, подбирая «стартовые» документальные источники. И были вознаграждены: и нишу приглядели, и богатый слой источников нащупали.

Первую тютчевскую конференцию провели в Мышкине еще за год до нынешнего юбилея. Она удалась. Благодаря доброму участию Г. В. Чагина и обоих тютчевских центров – Брянска и Муранова – обрела серьезный характер. Мы сами участвовали в ней четырьмя докладами, сделав скромную, но смелую заявку на появление ярославского тютчеведения.

Потом был Брянск, Всероссийская юбилейная конференция тютчеведов. Она оказалась крупномасштабной (от Мурманска до Екатеринбурга). Мы представили два доклада. С. Н. Темняткин, руководитель межрайонного клуба «Кацкая летопись», рассказывал о прежнем и нынешнем Знаменском, а я о земской деятельности А. А. Тютчева. Нас приняли тепло и душевно. Внимание к ярославцам было подчеркнутым. Мы оказались в самом центре серьезного тютчеведения. Но нам в нем следует не только объявиться, но и утвердиться. Как?

Мы хотим, чтобы в Мышкине стал действовать научно-музейный тютчевский центр. Для этого администрация города и района предоставила нам здание бывшего дворянского собрания, где много лет работал Александр Алексеевич Тютчев. Не отлагая, начали ремонт помещений. Одновременно определились, каким будет экспозиционное использование здания, какие основные направления избрать. У нас есть ощутимые наработки по теме: «Мыслительные искания и творчество Тютчева по славянскому вопросу». Будет также уделено внимание земской деятельности Тютчевых, не окажется забытым творчество мышкинских писателей разных времен.

Неминуемо возник вопрос и о потомках Тютчевых. Начали поиск, и вот, вернувшись с научной конференции в Калуге, наши представители привезли первые адреса ныне живущих потомков этого славного рода. Вскоре познакомились с ними заочно. А потом мы привезли в Мышкин семью Игоря Александровича Тютчева, в недавнем прошлом капитана первого ранга, подводника. Мы посетили с ним все тютчевские места в Мышкине, определились, что и как будем вместе делать.

Игорь Александрович привез немало тютчевских документов, фотографии своих родителей, бабушки. Глянула на нас с давних снимков гордая и нестареющая кружительница сердец мышкинских дворян Васса Евсеевна Тютчева. Вот какова она!

Что же впереди? Есть перспектива создания ярославского тютчевского кольца. В него войдут Углич, Мышкин, Мартыново, Знаменское, Малое Богородское. Последний пункт интересен и как владение Тютчевых, и как родина святого Паисия Угличского.

И, конечно, будет продолжена издательская деятельность по тютчевской тематике. В новых книгах особое внимание будет уделено ярославской ветви знаменитого рода.

Владимир ГРЕЧУХИН, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.

Мышкин.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают