понедельник 15

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

http://asiaauto43.ru

Наличие запчастей б/у на разборах

asiaauto43.ru

http://ros-znak.com

Лента для ограждения от производителя. Выгодные цены. Доставка в Москву

ros-znak.com


на печать

Комментировать

среда, 25 мая 2005

Под сенью крестов православных

Небольшое белое зданьице в обрамлении молодой зелени и свежепосаженных цветов, рядом с кафедральным Федоровским собором. Когда-то здесь размещалось управление Ярославской епархии Русской православной церкви. Но вот уже год после переезда его в свое историческое помещение на Богоявленской площади оглашается этот уютный особнячок детскими голосами.

автор Ирина ХРУПАЛОВА.

 

На торце его крупная надпись: «Губернская Православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова». Медный колокольчик извещает о начале перемены, и ребятня, высыпавшая во двор, дополняет картину. Она словно из фильма про старинную жизнь. Девочки в удлиненных платьях-сарафанах с ниспадающими с плеч полурукавами-крылышками и мальчики в строгих френчах цвета хаки и черных отутюженных брюках. Форма – это визитная карточка гимназистов, и, похоже, они единственные в Ярославле из воспитанников общеобразовательных учебных заведений, кто имеет ее. Причем носят свою форму дети с большим удовольствием.

В разработке фасона принимала участие вся гимназия – и учителя, и родители, и сами ребята. А когда он был найден и принят к исполнению, помог архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. В прошлом году к празднику Покрова Пресвятой Богородицы он вручил учащимся форму, сшитую полностью на средства епархии. Она, можно сказать, пестует этих отроков и отроковиц. Вот и здание свое отдала им, чтобы снизить плату за обучение. Ведь гимназия – негосударственное заведение, и родителям приходится платить 1100 рублей в месяц. С арендой помещений сумма была бы куда выше. К тому же многодетным семьям, чьи дети учатся в гимназии, полагаются скидки. Но и из тех денег, что отдают родители, 600 рублей уходит на питание ребят. Оно здесь двухразовое, с полноценным обедом в середине дня и... обязательным соблюдением постов, что очень устраивает православные семьи. Ведь в обычной школе с этим всегда проблемы.

Всего второй год существует в Ярославле это учебное заведение. Но оно – как вымоленное у Бога и выстраданное родителями дитя. Много лет велись в городе разговоры о необходимости православной школы. Родителей-мирян поддерживали священники, об открытии учреждения служились молебны в православных храмах. Но желание создать иное, альтернативное современной школе учебное заведение объяснялось вовсе не конфессиональной принадлежностью, а скорее негативным восприятием нынешней школы, череды преобразований в ней, лишенных подчас не только воспитательного, но и образовательного стержня. Не раз поднимали родители и представители Ярославской епархии на встречах с работниками управления образования вопрос об открытии такого учебного заведения. Но идея эта вызывала у них сомнения и даже опасения. Ведь Церковь у нас отделена от государства – объясняли чиновники свой отказ.

И все-таки ситуацию удалось переломить. Сказалось, конечно, то, что в России за последнее десятилетие появилось немало подобных школ и гимназий. И в нашей области они есть – в Переславле, Тутаеве, селе Ивановском Борисоглеб­ского района. Так что, присмотревшись к ним, решили попробовать и ярославцы.

Был, считают многие педагоги и родители, даже из числа тех, кто не связан с гимназией, и еще один фактор, поспособствовавший делу: кандидатура будущего директора гимназии. Маргарита Владимировна Белосель­ская, заслуженный учитель России, много лет возглавляла общеобразовательную школу № 55 – одну из лучших в городе. И отчасти полагаясь на нее, управление образования города дало добро.

– Чем же отличается ваше учебное заведение от обычных общеобразовательных? – задаю вопрос Маргарите Владимировне.

– Воспитательные цели у нас совершенно иные, – говорит она. – В основе их и преподавания многих предметов лежит идея богоцентризма. Есть специальные дисциплины – основы христианского мировоззрения, православной культуры, на которых вопросы, связанные с религией, изучаются непосредственно. Но и на уроках истории, литературы, церковно-славянского языка, пения, биологии, да почти всех мы стремимся не только дать детям знания, предусмотренные стандартом образования, который обязательно соблюдаем, но и расширить их христианским пониманием науки и жизни вообще, очень современно звучащим сейчас. Гимназия как бы возвращается к истокам образования и возрождает утерянный его смысл.

И хотя говорить о каких-то достижениях и результатах этого учебного заведения пока все-таки рано, приметы перемен в детях видят и учителя, и родители, отмечая, как дисциплинирует гимназия детей, пробуждает в них интерес к знаниям, к процессу обучения. Вот и о приближающихся летних каникулах ребята здесь думают с некоторой грустью: пусть и ненадолго, но придется расстаться с учителями, друг с другом. Хотя немалую часть лета гимназисты все же проведут вместе, отдыхая в православном лагере или путешествуя по святым местам родного края.

Паломничества – одна из составляющих обучения в гимназии. И в этом учебном году ребята, например, сумели побывать в Рыбинске и селе Покровском Вологодской области, где родился и провел детские годы человек, имя которого носит их гимназия, – святитель Игнатий Брянчанинов. Познакомились там с сотрудниками музея, открытого в его честь, и даже родственницей святителя, проживающей ныне в Австралии, которая приехала на родину предков.

Вчерашний день – День славянской письменности – в гимназии, естественно, был праздничный. Причем, в отличие от сверстников в обычных учебных заведениях, воспитанники ее, пожалуй, могут считать его по-настоящему своим. Ведь великое наследие просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия они изучают непосредственно на уроках церковно-славянского языка, которые ведутся здесь с четвертого класса, пения, истории, литературы, да и современного русского. Вслушиваясь в мелодику славянской речи, знакомясь с жизнью предков, их мироукладом и бытом. Сравнивая потери и приобретения языка сегодняшнего дня.

На учебном пособии в первом классе, где только что прошел праздник прощания с букварем и встречи с церковно-славян­ской азбукой, это можно увидеть наглядно. Аз, буки, веди, глаголь, добро... – перечислены на ней буквы алфавита, составленного Кириллом и Мефодием еще в 863 году. «Я буквы знаю, говорю хорошо» – так можно перевести их названия на современный русский язык. По этим буквам русские люди столетиями не только учились читать, но и постигали жизненную мудрость. Например, такую: како, люди, мыслите, тако, слово, рцы (говорите). И это тоже названия букв из алфавита наших бабушек и дедушек. Не правда ли, разительное отличие от безликих и знакомых нам: к, л, м, т, с, р.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Унесенные ветром переменДеревни – эти атомы огромного организма, называемого Россией, тысячелетиями определявшие ее самобытную
  • Счастливый комманданте КУБА. В день своего 76-летия, отмечавшегося во вторник, Фидель Кастро сказал, что он "самый счастливый
  • Требуются личности Личность начинается с ответа на простой с виду вопрос: "Кто я?" - и объяснять это вряд ли требуется.