суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 17 декабря 2003

К вопросу о счастье

«Что такое счастье, каждый понимал по-своему...» Вдохнуть новую жизнь в заштампованную еще во времена соцреализма фразу Гайдара – писателя, а не последующего реформатора постсоветской действительности – и не просто вдохнуть, а разложить на составляющие эту аксиому вознамерились художники и искусствоведы столичного государственного центра современного искусства. Для этого они объединили свои усилия в проект под названием «Рецепты счастья». Вчера состоялась его презентация в центре современного искусства «Арс-Форум».

автор Лариса ДРАЧ.

 

Поскольку художникам надоело отбиваться от обвинений, что, дескать, страшно далеки они от народа и без грамотного искусствоведа толком не поймешь, что же они наваяли, мастера решительно пошли на сближение. Умничать не стали – остановились на фотографиях как на наиболее доступных широкому кругу зрителей арт-объектах. Однако, чтобы не опроститься окончательно и оставить за собой право на произнесение знаменитой фразы «а я так вижу!» (и отвали, если не понимаешь), не устояли перед инсталляциями и перфомансами. Сие вообще доступно лишь нескольким индивидуумам, да и то, на мой взгляд, пускаясь в заумные рассуждения по этому поводу (я имею в виду те самые инсталляции и перфомансы), они больше интересничают, чем на самом деле понимают и разделяют художественную значимость происходящего. Однако вернемся к предложенным «Рецептам счастья». Первый представлен творчеством Константина Батынкова, он состоит из серии фотографий под названием «Внешний Тибет». На первый взгляд сходство с горными вершинами, покрытыми вечными шапками снега, очевидно. Но на самом деле мастер фотообъектива, лишенный возможности отправиться за впечатлениями на край света, обнаружил эти горы... в собственном московском дворике. Именно по этим сугробам пробираемся мы, буксуя, на работу, кляня на чем свет стоит нерадивых дворников. А чуть изменил взгляд – не сверху вниз, а снизу вверх – и вот оно, пожалуйста, «горные вершины спят во тьме ночной». Согласитесь, доступный каждому, даже самому ленивому, способ путешествия во времени и пространстве. Только взгляд незамыленный нужен да приличная фотокамера. Другого фотохудожника, Николая Полисского, манит сельский ландшафт. Там он резвится во всю прыть, создавая из подручного материала (как то скирды сена) масштабные арт-объекты. Резвится не один, а привлекая местных пейзан. Деяния своих и чужих рук, обозначенные как НПО – неопознанные полисские объекты, запечатлевает для потомков. По мнению искусствоведов, подобный опыт преобразования сельского ландшафта уникален и сам по себе «становится культурно-социальным центром местности». Только вот буренка нипочем не полезет на вершину этого сенного зиккурата, дабы прозаично пообедать. А стало быть, недолговечен этот культурно-социальный центр. Достаточно оригинальный рецепт для осчастливливания человечества выбрали и два других художника – Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев. Они решили бороться за счастье научным путем, для чего вывели два варианта ДНК: один состоит из компании кур-гриль, второй – из хитроумных переплетений деталей лего и киндер-сюрпризов. То есть пошли-то они, конечно, куда дальше лозунга «хлеба и зрелищ!», модифицировав его в требование «мяса и развлечений». Только вот подобные заумствования – игры ненаигравшихся в детстве мальчиков – максимум на что могут претендовать, так на гимнастику для ума. Когда ничего не можешь создать сам, почему бы не поиздеваться над тем, что уже создано? По этому пути пошел художник Александр Шабуров, предложив разделить вместе с ним рекламную кампанию «Гарри Шабуров против Гарри Поттера». Предложенная мотивация кампании – вступиться за честь российской волшебницы Тани Гроттер, на которую подали в суд адвокаты Гарри Поттера. Все бы ничего, да только сама эта Таня Гроттер есть не что иное, как чистейшей воды плагиат на раскрученном произведении английской писательницы. А сами арт-объекты представляют собой гигантские красочные плакаты с лозунгами типа «четыре литра пива заменяют женщину». В принципе тоже рецепт счастья – для одноклеточных. И это далеко не весь перечень представленных рецептов счастья. Выбирай – созерцание, ерничанье, путешествие, щелканье семечек на лавочке (и лавочка, и семечки – в специальном мешке-контейнере, вмонтированном с доски, – в наличии). Пожалуй, есть лишь одно «но». В день вернисажа все эти арт-объекты живут своей полноценной жизнью: что должно быть надутым – надувается, что должно быть продемонстрированным – демонстрируется на видео, остальное, будучи непонятым, озвучивается и растолковывается присутствующими авторами. Но после вернисажа, когда авторы разъезжаются творить новые шедевры, а выставка остается экспонироваться в режиме реального времени и уже никто ничего не надувает, не демонстрирует, не объясняет, как быть тем посетителям, которые пришли позже? Вот и получается, что до смычки обывателя и современного искусства еще далеко. Или уже далеко. А может, они просто идут в разные стороны и совершенно счастливы от своей непричастности друг к другу. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают