четверг 18

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 13 февраля 2002

Сергей Вахруков уехал, надолго ли?

Несколько лет назад мнение Сергея Вахрукова определяло многое в жизни нашей области. Госсекретарь, заместитель губернатора, спикер Думы, сенатор – человек, занимающий такие посты, не может не пользоваться влиянием в регионе. Но вдруг, неожиданно для многих, после проигранных губернаторских выборов, Вахруков уехал на Урал и практически выпал

автор Евгений СОЛОВЬЕВ.

 

из поля зрения ярославцев. Мы встретились с ним в здании администрации Президента России. Шестой подъезд гигантского корпуса. Постовой в зеленой форме проверяет документы. Длинные коридоры. На одной из дверей – табличка «Первый заместитель полномочного представителя Президента РФ

в Уральском федеральном округе Сергей Алексеевич Вахруков».

Внешне он практически не изменился. А о том, что изменилось в его жизни, Сергей Алексеевич рассказал в интервью «Северному краю».

– Вы уже более года не работаете в Ярославле. Расскажите, пожалуйста, как вы устроились в Екатеринбурге, где живете, нравится ли вам работа?

– Устроился я вполне нормально, работа нравится. Живу в служебной квартире. До этого жил в гостинице. Потом для нас приобрели служебные квартиры, и сейчас мы живем во вполне достойных условиях. В нашем семействе произошли изменения – у меня родилась внучка. Поэтому жена у меня пока не работает: Екатерина часто приезжает в Ярославль к старшему сыну, помогает им.

Младший сын Максим перебрался ко мне. Из ЯрГУ он перевелся на второй курс и учится на экономическом факультете в Уральском политехническом университете. Ему нравится, он играет в футбол, завел себе

друзей.

– А вы играете в футбол?

– Нет, но иногда играю в теннис. Уже появились люди, с которыми мы вместе отдыхаем и проводим свободное время.

– Часто выбираетесь на рыбалку?

– Да. Я с огромным удовольствием езжу на рыбалку на уральские реки и озера, часто с младшим сыном. Один раз удалось порыбачить на Севере. Там, конечно, совершенно другие масштабы и возможности. Урал и Сибирь – это очень красивая и богатая территория. Был дважды на охоте на пернатую дичь. Я люблю эту охоту. Должна быть полноценная жизнь: чтобы нормально работать, надо хорошо отдыхать.

– Вам было жалко покидать Ярославль?

– Конечно, жалко. В Ярославле я прожил больше десяти лет. До этого вся моя жизнь прошла в Ярославской области. Там остались мои родные: мама, сын с семьей. Первое время было особенно тяжело менять свою жизнь. Хотя для принятия такого решения свою роль сыграло предложение по работе.

– Часто ли вы бываете в Ярославле, следите за ситуацией в области?

– Сейчас нет. Я приезжаю к маме, реже – к сыну. Хочется бывать дома, родная Ярославская земля все равно тянет. Как бы там, на Урале, хорошо и красиво ни было, дома все равно лучше и уютнее. Из-за множества местных проблем у меня не всегда есть возможность следить за событиями на родине. Иногда мы созваниваемся с друзьями, ко мне нередко обращаются за советом.

– В чем специфика работы первого заместителя полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе?

– Работа интересна сама по себе. Она стала продолжением тех дел, которыми я занимался в администрации области и Госдуме. В Уральский федеральный округ входят Свердловская, Челябин-ская, Курганская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Выполнение моих обязанностей связано с большим количеством командировок. За полтора года я налетал, наверное, около 100 тысяч километров. Очень часто приходится бывать в Москве.

Шесть регионов, которые входят в наш федеральный округ, разбросаны на огромные расстояния, и до некоторых можно до-браться только на самолете. Напри-мер, только Ямало-Ненецкий АО занимает 350 тысяч кв. км, а Ярославская область – 50 тысяч. В Уральском федеральном округе живут 12,5 млн. человек. Сам по себе округ очень большой и обладает солидным экономическим потенциалом.

– Чем занимаетесь лично вы?

– Я решаю несколько принципиальных вопросов, за которые отвечает аппарат полномочного представителя Президента РФ. Одной из главных задач является осуществление в федеральном округе кадровой политики главы государства. По распределению обязанностей я отвечаю за согласование, назначение, резерв кадров и представление к награждениям руководителей всех федеральных ведомств и федеральных государственных служащих на территории шести регионов. В частности, мы занимаемся ротацией кадров в системе правоохранительных органов.

– Появилась информация, что Владимир Путин и его

команда поставили цель поменять больше половины руководителей федеральных ведомств в регионах. В первую очередь это касается правоохранительных органов, силовых структур и налоговой службы. Насколько это соответствует действительности?

– Да, такая установка есть. Во-первых, сейчас президент выстраивает вертикаль федеральной власти от центра в регионы. Все госслужащие должны четко выполнять государственные задачи и соблюдать законы. Во-вторых, нередко на местах возникают ситуации, когда руководители федеральных структур так тесно связаны с руководителями регионов, что от этого страдает общее дело и закон. Эти случаи мы обязаны пресекать, и такие чиновники подлежат смене в первую очередь.

– А вам при этом не показывают зубы местные руководители?

– Зубы можно показывать и через губы, и тогда этого никто не видит.

– Кроме кадров, какие вопросы решает полпред президента?

– Мы проводим судебно-правовую реформу и в первую очередь занимаемся становлением института мировых судей. Их еще ввели только в трех субъектах Федерации, в том числе в Ярославской и в Свердловской областях. Например, в Челябинской области мировые судьи рассмотрели сегодня более 35 тысяч дел или 45 процентов всех дел, которые разбирались в судах региона (включая 25 процентов уголовных дел). Эта разгрузка судов общей юрисдикции очень хорошо сказывается на качестве и быстроте работы судей.

Кроме того, в наши полномочия входят вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти России, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. До сих пор действуют договоры между центром и более чем 40 регионами, в которых есть противоречия с федеральным законодательством. Регионы в свое время получили большие дополнительные сферы деятельности, которые теперь не очень хотят отдавать. Эти договоры мы будем либо расторгать, либо приводить в соответствие с Конституцией и российским законодательством, чтобы все регионы имели равные права.

– Экономикой вы не занимаетесь?

– В нашем аппарате экономические вопросы курирует другой заместитель. Помимо вышеназванных направлений я решаю государственно-правовые вопросы. Мы занимались приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным и практически решили эту проблему. Последним штрихом стали изменения в уставе Свердловской области, которые мы пробивали около года.

В связи с тем, что иногда региональное законодательство шло впереди федерального, на местах создано немало правовых новаций. Мы сейчас все обобщили и отправили в президентскую комиссию более двух тысяч поправок в федеральные законы. В ближайшее время глава государства внесет их на рассмотрение Госдумы РФ. Теперь мы начали заниматься нормативными актами местного самоуправления и уже завершили приведение в соответствие уставов муниципальных образований.

– Это же темный лес?

– Да, было жутко. Когда органы прокуратуры и юстиции провели экспертизу, было установлено, что 89 процентов уставов муниципальных образований не соответствуют законодательству. Плюс ко всему около 9 тысяч правовых актов органов местного самоуправления также изданы с нарушениями.

– Политика «уравнивания» местного законодательства, которую проводит федеральная власть, не ломает устоявшиеся традиции в регионах?

– В России всегда действовало правило – жесткость законов нивелируется необязательностью их выполнения. Но в конце-то концов законы надо начинать исполнять. Жизнь очень своеобразна: каждый пытается рулить так, как он считает нужным, а что есть закон и его надо исполнять, многие просто позабыли. Поэтому президент и говорит, что у нас существует «чиновничья рента», масса других ухищрений, которые действуют на уровне регионов и мест-ного самоуправления.

Эти негативные явления возникают, когда местные руководители издают незаконные нормативно-правовые акты, которыми вводят совершенно новые, не существующие в Федерации «правила игры». Это мешает нормальному развитию бизнеса, жизни людей и решению многих проблем. Поэтому единое правовое пространство – это не какая-то чисто российская выдумка, которой президент вдруг решил заняться. Сама жизнь подтолкнула к этой проблеме. Во всех цивилизованных государствах законы действуют на всей территории. Человек должен знать, к кому и на какой уровень власти он может обратиться, если у него возникнет какая-либо проблема.

И самый, пожалуй, главный вопрос – ответственность власти. Сейчас редко в каком законе можно найти эти нормы, а если они и есть, то не применяются. А когда будут четко разграничены полномочия органов власти и появится единое правовое пространство, тогда во всех отношениях будет проще спрашивать с того или иного чиновника и устанавливать уровень его ответственности.

Это довольно серьезные во-просы. Я считаю, что единое правовое пространство даст возможность создать единое экономическое пространство на территории России. Сейчас по многим направлениям создаются вертикально интегрированные компании (холдинги). Это активно проявляется, в том числе и в Ярославле – НГК «Славнефть», ИПГ «Сибал». Для крупного российского бизнеса очень важно, чтобы во всех регионах, где располагаются их предприятия, требования к работе компаний были одинаковы. Чтобы не было препон и привилегий для одних в ущерб другим.

– На территории Уральского федерального округа есть такие проблемы?

– Были. Дело в том, что та же НГК «Славнефть», которая работает в Ярославле, добывает нефть у нас. В округе имеют свой бизнес все топливно-энергетические компании – «Лукойл», «Славнефть», «ЮКОС», «Сибнефть», ТНК и другие. Здесь добывается 92 процента российского газа, 70 процентов нефти. Кстати, я сейчас занимаюсь вопросами контрольной деятельности, соблюдения федерального законодательства и одинаковых «правил игры» для всех экономических субъектов всеми уровнями власти. В ходе проверок мы увидели, насколько значительна иногда была разница в подходах к установлению экономических норм для тех или иных фирм и предприятий.

– Ваша работа в этом направлении не вызывает противодействия со стороны региональных властей? Вы вы-кручиваете руки губернаторам?

– Это болезненный процесс, который вызывает довольно серьезное противодействие. Но я не считаю, что это является главным. Мы оцениваем это, в какой-то степени как угрозу нормальному движению и развитию экономики России. В решении вопросов мы не занимаемся выкручиванием рук. Зачем? У нас есть система убеждения и официальная схема работы.

Например, если региональная власть не удовлетворяет протест прокурора на незаконное решение, то он идет в суд. Мы не вызываем губернаторов на ковер и не говорим: положи партбилет «Единства» и «Отечества» и тогда можешь идти и делать что угодно. Вовсе нет, есть судебная инстанция. Если суд поддержал прокурора, то местная власть должна исправить нарушения. Тогда по закону полпред пишет представление Президенту РФ, чтобы он официально предупредил Думу о том, что она может быть распущена. После этого Дума тут же собирается и все изменяет. Силовых способов решения проблем мы не применяем. Мы показываем нормальный пример, как это должно быть в цивилизованном государстве.

Сейчас в оборонной промышленности также будут формироваться холдинги, которые должны создать основу для перспективного развития военной промышленности. Но эти предприятия расположены опять же в различных регионах, между которыми по ряду причин были прерваны нормальные интеграционные связи, что мешало их развитию. Плюс ко всему существует масса различных посредников. Ведь почему формируются холдинги? Потому что в экономике «паразитирует» куча посредников, которые, например, от добычи нефти до ее переработки перепродают сырье несколько раз, складывая прибыль в свой карман.

– Как к работе полпреда относятся губернаторы? Они не боятся создания конкурирующей властной структуры?

– В большинстве своем нормально и благосклонно. В послед-нее время даже в Свердловской области произошло движение навстречу со стороны губернатора Эдуарда Росселя. Здесь были свои сложности. Надо понимать, что, когда руководитель региона в сложное время взял на себя ответственность, подтащил ресурсы и начал решать те или иные вопросы, он уже к этому привык. Кстати говоря, тогда это было нормально, потому что федеральный центр был очень слаб, и если бы региональные лидеры и элиты не взяли на себя решение многих вопросов, то неизвестно, что было бы дальше.

Сейчас другая ситуация, поэтому, скажем, передача нам полномочий от регионов по федеральным структурам, особенно силовым, происходит очень болезненно. Есть проблемы, связанные с региональными группами влияния, которые формировались вокруг конкретных должностных лиц и поддерживали их на выборах. Естественно, там установились тесные отношения. Сейчас, когда эта схема ломается, в регионы приходят новые сильные экономические структуры. Конечно, это вызывает серьезные проблемы. В частности, это хорошо видно на примере соседей – Челябинской и Свердловской областей: как только бизнес из Екатеринбурга двинулся в другой регион, то тут же начались конфликты по поводу контроля над предприя-тиями.

– Не стараются ли эти холдинги использовать полпреда президента для решения своих проблем?

– Попыток очень много, но у нас действует четкая установка полномочного представителя – все должно быть в рамках закона. Если есть нарушения, то стороны долж-ны идти в суд, решения которого, какие бы они ни были, обязательны для исполнения. Игра на стороне какого-то хозяйствующего субъекта, холдинга или компании крайне негативно скажется на дальнейшей карьере и работе.

Если компания хочет нормально развиваться, наш аппарат организует в округе своеобразные презентации. Это рассказ крупных вертикально интегрированных холдингов о перспективах развития бизнеса для представителей федеральных структур и руководителей регионов. В частности, свои инвестиционные проекты на ближайшие годы уже представили «Лукойл», «СУАЛ-холдинг», «Сибур» и ТНК. Они открывают карты перед властью. Для того чтобы получить такую возможность, компании должны нормально платить налоги, вести прозрачный бизнес и не иметь проблем с законом. Наша задача – обеспечить равные правовые и экономические условия для развития бизнеса.

– Вы удовлетворены своей работой?

– Да. По ряду вопросов я уже вижу результат, которого удалось добиться. У меня сложились хорошие отношения с руководителями субъектов Федерации. Я знал многих и до своего нового назначения, а теперь мы вместе работаем. Появились друзья, и не только на работе, хотя она отнимает большую часть времени. Аппарат полномочного представителя президента в федеральном округе у нас очень маленький – с учетом главных федеральных инспекторов в шести регионах всего 63 человека.

– Недавно исполнилось десять лет работы Анатолия Лисицына в качестве губернатора. Как вы можете оценить десятилетие его пребывания во главе Ярославской области? Можете ли вы сравнить жизнь земляков с ситуацией в других регионах?

– Да, у меня появилась возможность сравнить, как живет Ярославская область и другие регионы России. Хотя область сильно выделяется по потен-циалу по сравнению со своими соседями – Костромой и Ивановом, но ей сложно конкурировать с уральскими регионами. С другой стороны, можно сказать, что Ярославская область развивается стабильно. Она не является каким-то локомотивом, но и не относится к середнячкам.

Конечно, в этом есть заслуга и власти. Здесь есть свои довольно серьезные плюсы. Наверное, есть и много недостатков. Я их знаю, о них говорил. Ряд вопросов можно было решать более эффективно, финансовые инвестиции можно было делать более продуманно, более разумно использовать бюджет. В любом случае, каждый руководитель сам оценивает перспективы развития региона и проводит ту или иную политику.

– Хоть вас и нет в Ярославле, но в политических кругах все равно остается ваша тень. После прошлых выборов и вашего соперничества с Анатолием Лисицыным многие считают, что вы можете вернуться в область. Возможна ли ситуация, что вы выставите свою кандидатуру на будущих выборах ярославского губернатора? Может быть, президент или его подчиненные «пошлют» вас в Ярославскую область как федерального чиновника?

– Меня устраивает сегодняшняя работа. Я вполне нормально и уверенно себя чувствую на своем месте, у меня сложились хорошие отношения с полпредом президента, представителями в других федеральных округах, с администрацией президента. Многие дела и проекты начаты, и их надо завершить. Это очень интересно. Мне нравится работать в команде главы государства.

Я нигде не работал на одном месте по полгода, обычно это были довольно большие промежутки в 3 – 4 года. Это дает возможность самому посмотреть, действительно ли то, что ты начинал, реально вылилось в конкретные результаты. Это было и в администрации Ярославской области, и в Госдуме, и сейчас. После полутора лет работы я считаю, что многие вещи находятся только в заделе.

Я не нахожусь на какой-то военной службе, чтобы без моего согласия меня куда-то послать. Президент меня может уволить, так как он меня назначил своим распоряжением. Но без меня не могут решить, чтобы я куда-то пошел работать. Хотя если будут какие-то более интересные предложения, наверное, я их буду рассматривать. Но это будут опять же предложения, а не приказы.

– Вы хотите что-то

передать ярославцам?

– Да. Сегодня вы живете на очень благодатной земле, по которой я скучаю. Я хотел бы, чтобы моим землякам жилось получше, чтобы их желания почаще исполнялись, а власть побольше внимания уделяла проблемам населения. Еще я хочу пожелать всем оптимизма, потому что не так все быстро и просто удастся исправить, чтобы наладить лучшую жизнь.

Беседовал

Читайте также
  • 11.05.2012 Губернатором области стал Сергей Ястребов 5 мая Ярославская областная Дума утверждала кандидатуру нового губернатора. В целом процедура прошла в рабочем режиме, хотя накануне депутаты двух фракций
  • 01.12.2011 Нужна только воля это сделать В ноябре Президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета в Хабаровске заявил, что «распределение средств должно смещаться
  • 18.03.2009 Бюджет придётся поменятьВ пятницу, 13 марта, в Москве в Александровском зале Большого Кремлёвского дворца прошло заседание Совета законодателей при Совете Федерации России. Несмотря
  • 17.03.2009 Регионы потуже затянут поясаВ минувшую пятницу председатель Ярославской областной Думы Виктор Рогоцкий принял участие в заседании совета законодателей при Совете Федерации России,
  • 14.09.2007 Ярославская область - в регионах-отличниках28 июня 2007 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  • 16.02.2007 Первый – по поводу третьегоГубернатор Ярославской области Анатолий Лисицын известен как политик, способный бросить вызов времени. Многие его действия и замыслы, поначалу выглядевшие
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Вечный земельный вопросОбсуждение основных вопросов повестки дня на вчерашнем заседании постоянной комиссии областной Думы по
  • Внимание: конкурс! Ярославское региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» объявляет
  • В интернет-приёмной нет очередей С 1 февраля на официальном сайте администрации Рыбинска действует интернет-приёмная, и любой гражданин