вторник 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 14 ноября 2003

Есть такая партия

В ходе агитации партий и блоков, начавшейся 7 ноября, мы убедимся еще раз, как мало внимания уделяется программным тезисам. Тем не менее страна остро нуждается в продуктивных идеях, которые поддержал бы российский народ. И президент вправе ожидать от политических партий, претендующих сформировать корпус законодателей, понятной избирателям и выверенной стратегии. Президент готов вести за собой страну, но ему нужна популярная политическая сила, которая стала бы проводником его воли и обеспечила ему обратную связь с народом.

 

Так сегодня стоит вопрос, заставляя задуматься о том, какая из партий способна выполнить эту ответственную миссию. За время своего первого президентского срока Владимир Путин старался прислушиваться ко всем идеям, которые шли на пользу возрождению страны, откуда бы они ни исходили. Так, коммунисты аплодировали возвращению музыки советского гимна, правые с энтузиазмом восприняли военную реформу, а партии центра работали над законами, которые помогли бы небогатым соотечественникам. Однако, оглядываясь назад, мы можем сказать, что это были меры необходимые, но не достаточные для поступательного и уверенного развития страны – сегодня ей необходима четкая стратегия. Думская кампания призвана выявить волю народа, помочь президенту выбрать стратегический курс и указать политические силы, которые в состоянии его реализовать.

Левые, центристы и правые, пусть пунктиром, но обозначили свои приоритеты. Подавляющее большинство россиян поддерживает идею сильного государства – именно здесь правые, левые и центристы обнаруживают общность, поскольку не могут идти против пожеланий своих избирателей, и в то же время здесь они расходятся.

Коммунисты продвигают в массы идею «советской империи»: Россия вновь должна собрать вокруг себя братские республики, восстановив научную, промышленную и военную мощь СССР, обеспечив населению средний достаток и вернув социальные завоевания. Вопрос заключается в том, как это сделать. С точки зрения КПРФ, для этого нужно вернуть государству собственность, приватизированную «воровской олигархией». Союз правых сил предложил симметричный ответ, выдвинув идею «либеральной империи». Эта идея тоже предполагает собирание постсоветского пространства вокруг России, но инструментом должны стать интересы крупных частных собственников, прибирающих к рукам электростанции, газо- и нефтепроводы, промышленные предприятия и научные институты.

Почему президент не может опереться ни на ту, ни на другую силу? Левые не сомневаются, что государству сподручней вести национальное хозяйство, если собственность будет казенной. Между тем государство – это тьма чиновников. Думать, что можно заставить эту «руку миллионопалую» кровно заботиться об интересах России – значит быть не просто неисправимым идеалистом, но и опасным утопистом. На деле попытка построить идеальную бюрократическую машину обернется чистками, не искоренив ее врожденные пороки. Да и граждане страны, понявшие, как взыскательны руки хозяина, не верят в способность бюрократии обеспечить России экономический рывок. Словом, коммунисты тянут президента, озабоченного радикальным переустройством административного аппарата, назад на пару десятилетий.

Ну а правые партии? Во-первых, их порыв так и не получил внятной поддержки сопредседателей СПС, погрязших в распрях, и тем более партийных боссов «Яблока». Во-вторых, приравнивание интересов частного бизнеса национальным интересам России выглядит натяжкой. Во всем мире крупные транснациональные концерны мечтают не о том, как послужить интересам общества и государства, а о том, как бы поставить себя над ними. Между тем у президента Путина совершенно другая задача – служить благу избравшего его народа. И в этом смысле цели высшей государственной власти России нередко серьезно расходятся с интересами крупнейших компаний, частью зарегистрированных в офшорных зонах, частью слитых с международным капиталом. Владимир Путин заинтересован не в том, чтобы отдать частному бизнесу свободу политической инициативы, полностью развязав ему руки, а в том, чтобы сохранить у государства рычаги, которыми оно направляло бы усилия крупного капитала в русло национальных интересов.

Владимиру Путину необходима партия, которая располагала бы реальным влиянием, но не плененная старинными учениями, не оправдавшими себя, и не состоящая на содержании у крупного капитала. Такова логика современной российской политики. И сегодня мы, к счастью, можем сказать: «Есть такая партия!» Не стоит смущаться повторением ленинских слов – признано историками, что в политических условиях 1917 года только партия большевиков могла выполнить миссию спасения страны от распада; но в обстоятельствах 2003 года историческая миссия – в руках «Единой России».

Партия возникла не на пустом месте. Все годы первого срока президента Путина заботливо монтировались ее механизмы, подбирались кадры, исправлялись ошибки. И сегодня «Единая Россия», наконец, готова к серьезной работе, доказывая это конкретными делами. Оценку россиян демонстрируют социологические опросы, которые в ноябре вывели партию на первое место с отрывом в 5 процентов от ближайшего преследователя (к примеру, опрос ФОМ от 1-2 ноября: 21 процент у «ЕР», 16 процентов у КПРФ).

В отличие от прочих партий, в списках «единороссов» крупный бизнес не имеет серьезного веса. Зато здесь собраны динамичные государственные управленцы, свободные от старых догм и бюрократической круговой поруки.

Денис Сорокин.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают