Великая княгиня Елизавета, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, родная сестра императрицы россий-ской Александры Феодоровны, супруги Николая II, была замужем за великим князем Сергеем Александровичем, московским генерал-губернатором. Приняв в замужестве православие, она отдавала все силы служению дел милосердия. Ходила по больницам для бедных, посещала приюты для беспризорных детей и богадельни, раздавая одежду, еду, деньги, заботилась об улучшении жизни страдальцев. С началом русско-японской войны Елизавета Феодоровна стала помогать и фронту. На свои день-ги сформировала несколько санитарных поездов, устроила госпиталь в Москве. Организовала мастерские, где шили обмундирование для солдат и офицеров.
Но с 1905 года начинается иное, воистину иноческое ее служение Вере и Церкви. В феврале 1905 года великий князь Сергей Александрович погиб от бомбы, брошенной террористом Каляевым (к прискорбию, какое-то время он работал корректором в ярославской газете «Северный край»).
С истинно христианским великодушием простив убийцу, великая княгиня еще четыре года носила черное платье, строго постилась, соблюдая полный траур по мужу. Она раздала свои наряды, драгоценности. На собственные средства основала Марфо-Мариининскую обитель, где собрала семнадцать подвижниц, готовых, как и она, посвятить жизнь великому делу мило-сердия.
«Я оставляю мир, где занимала блестящее положение; вместе с вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страждущих», – говорила она. Помогала сиротам, нищим, обездоленным, занималась устройством общежитий для тех, кого нынче мы называем людьми без определенного места жительства, вчерашних арестантов, беглых каторжников. «Народ – дитя, он неповинен в происходящем. Он введен в заблуждение врагами России», – обычно объясняла она.
Елизавета Феодоровна отвергла все предложения покинуть Россию в 1917 году, когда произошла буржуазная революция. В апреле 1918-го, в ночь на четвертый день Пасхи, настоятельницу Марфо-Мариининской обители арестовали красноармейцы-латыши. Так начался ее путь на Голгофу, который разделила с ней келейница Варвара. Пермь, Алапаевск, старая, заброшенная шахта, куда ночью 18 июля мучители живыми сбросили Елизавету Феодоровну, других членов императорского дома и инокиню Варвару. «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят», – молилась Елизавета о своих убийцах. Рассказывают, что со дна шахты несколько дней слышались женские голоса, певшие Херувимскую – Ангельскую песнь, во время исполнения которой все замирает в церкви, ибо совершается Великий Вход – символическое изображение шествия Христа на страдания и смерть за грешный род человеческий.
Мощи преподобномучениц были подняты из шахты несколько месяцев спустя, когда Алапаевск на короткое время заняла армия Колчака. Через Китай, по океанам и морям они были доставлены в Иерусалим. Когда-то великая княгиня, стоя у подножия Гефсимании, обронила: «Как бы я хотела быть похоронена здесь...»
В Ярославль ковчег с мощами преподобномучениц Елизаветы и Варвары прибудет в воскресенье рано утром из Сыктывкара. Святыни будут находиться в Феодоров-ском соборе ровно сутки, в это время к ним можно будет приложиться, постоять, помолиться у них.