Минувший же год в этом смысле был просто «райским»: непрекращающиеся дожди свели на нет пожароопасность, и очагов серьезного возгорания было зафиксировано лишь четыре. (Это, правда, у нас, на Урале, например, возникало до 100 пожаров в сутки.) Что готовит нам год нынешний? Специалисты определяют два цикла пожароопасных лет, малый и большой (соответственно 3 и 12 лет). Нетрудно подсчитать, что в соответствии с малым циклом сезон будет жарким. Готовы ли специальные службы к потенциальным пожарам? Увы, скорее нет, чем да.
На днях во Владимире состоялось совместное совещание Федерального агент-ства лесного хозяйства, органов государ-ственной власти субъектов РФ Центрального федерального округа и аппарата полномочного представителя президента в округе. В работе совещания от нашего региона принял участие заместитель директора департамента АПК, председатель комитета по учету и использованию природных ресурсов Владимир Степанов.
Цель совещания была прежде всего в том, чтобы угнаться за лихорадочно меняющимся законодательством. Раньше существовала система «двух ключей», когда федеральные власти согласовывали свои действия с региональными и наоборот. Кроме центрального финансирования в бюджетах областей и муниципальных округов была и строчка расходов на профилактику и борьбу с пожарами. Но когда принимались местные бюджеты на этот год, уже действовал злополучный федеральный закон № 122, который, в частности, лишал регионы всех прав на лесопользование, в том числе и противопожарные меры оставил за центром. В результате эти строки расходов из региональных бюджетов исчезли. И вдруг – бац, в конце ноября появляется закон № 199, корректирующий закон № 122. В частности, теперь функции пожаротушения лесов возлагаются на субъекты Федерации, причем в полном объеме. (Не могут у нас не шарахаться из крайности в крайность.) А деньги где? В местных бюджетах ведь они не предусмотрены. Мало того, под защиту региональной власти отдали так называемые сельские леса, которые до того были под эгидой Министерства сельского хозяйства (а это около 40 процентов лесных угодий области). Причем о нормативных документах, регламентирующих передачу, как-то подзабыли. Под все это дело обещали субвенции из центра (на нашу область чуть больше 14 млн. рублей). Но эта цифра лишь в предварительном протоколе. Пока ее утверждают, согласуют, пока, наконец, деньги дойдут по назначению, лесные пожары сами могут погаснуть, присыпанные снегом следующей зимы. А ведь чтобы подготовиться к пожароопасному сезону, нужно действовать уже сейчас: завезти горюче-смазочные материалы, подготовить и обновить технику (состояние которой на нынешнем этапе весьма плачевное), укрепить кадровый состав, поскольку работники лесхозов разбежались из-за мизерной зарплаты. Финансировать все эти приготовления региональная власть просто не имеет права, можно дофинансироваться до прихода прокурора. Вот такой парадокс. Так что в данной ситуации стоит уповать лишь на высшие силы, которые, несмотря на расчеты ученых, все же польют леса профилактическим дождем, да на сознательность граждан – может, они не станут разбрасывать по лесу окурки и оставлять непогашенные костры.