четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

суббота, 15 января 2005

Бизерта: опыт памяти

На самом севере Африки, в маленьком тунисском портовом городе Бизерта живет свой долгий век женщина, в судьбе которой Россия была лишь частью детства. Но навсегда осталась Родиной, землей отца и матери, архипелагом счастья и тепла. Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская – дочь русского морского офицера, оставившего родную землю вместе с Черноморской эскадрой Императорского флота в 1920 году. Бизерта стала местом последней стоянки русских кораблей и началом новой жизни русских эмигрантов в Тунисе.

автор Светлана ПАНОВА.

 

«Мы несли Россию в себе», – пишет о своих соотечественниках Анастасия Александровна в автобиографической книге «Бизерта. Последняя стоянка», год назад вышедшей в свет в петербургском издательстве фонда содействия флоту «Отечество». Однако эта книга – не только воспоминания. Это своеобразная попытка восстановить родословную, вернуть утраченные связи, найти родных в России, и в частности на нашей, Ярославской земле.

СО ВРЕМЕН ПЕТРА ПЕРВОГО

Анастасия Александровна пишет о том, что, «согласно свидетельству, выданному «Ярославским дворянским депутатским собранием», представленному ее отцом при поступлении в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, русская ветвь Манштейнов зарегистрирована во второй части родословной книги дворянства Ярославской губернии и «в дворянстве утверждена указом правительствующего Сената от 8 мая 1858 года под № 3127».

Отец Анастасии Ширинской, Александр Манштейн, стал первым моряком в династии офицеров русской армии, служивших России со времен Петра Первого. В качестве семейной реликвии в дар от отца он получил рукопись «Записки о России», составленную генералом Христофором Германом Манштейном. Эта известная в среде историков книга содержит сведения о социальном, экономическом и военном положении России в ХVII – ХVIII веках. Годы жизни автора рукописи (1711 – 1757) Анастасия Александровна уточнила по немецким архивам. Однако другие сведения о собственной родословной привели ее вовсе не в Германию, а в Ярославль. Здесь на Леонтьев­ском кладбище похоронен ее прадед, Андрей Андреевич Манштейн. Анастасия Александровна надеялась, что ярославские и рыбинские исследователи помогут ей восстановить истину. При чем здесь Рыбинск?

ВОЛГА ВПАДАЕТ В ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ

Имя полковника Генерального штаба Вадима Вадимовича Нефедова хорошо известно рыбинцам, ибо история и краеведение – его давнее увлечение. Он тоже «несет отечество в себе», даже тогда, когда судьба и карьера военного атташе уводят его далеко от Родины. «Волга впадает в Персидский залив» – эта шутка была особенно актуальна лет семь назад, когда в государствах Персидского залива было лишь два российских военных атташе – Вадим Вадимович Нефедов и Юрий Сергеевич Железнов, оба – родом из Рыбинска.

В Рыбинске Нефедова знают хорошо, потому что здесь он родился и вырос. А еще потому, что именно он уже более десяти лет последовательно и целенаправленно поддерживает рыбинских краеведов. С легкой руки историка Л. М. Марасиновой он ежегодно премирует исследователей истории края – отслеживает публикации, при возможности участвует в научных чтениях и конференциях.

С Анастасией Александровной Ширинской Нефедов познакомился в Тунисе. А затем по ее просьбе весть о ней привез сюда. Так к поискам родословной Манштейнов подключилась старший научный сотрудник Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Галина Борисовна Михайлова. Ее усилия привели к тому, что были обнаружены еще два поколения Манштейнов. Прапрадед Анастасии Александровны, имевший чин надворного советника, был городничим в Ростове. Кроме того, стало ясно, что более ранние сведения об этом роде следует искать в киевских архивах.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К НАДЕЖДЕ

Судьбы русских моряков в Бизерте были темой публикаций и телепередач еще в начале 90-х годов. Так постепенно открылась неведомая ранее страница истории нашей страны, ведь дети России и есть сама Россия. (Обобщить ее в одном из своих документальных телепроектов попытался и Никита Михалков, происхождение которого, как известно, тоже тесно связано с уездным Рыбинском.)

А Анастасия Александровна, уехавшая вместе с родителями и сестрами из России в восьмилетнем возрасте, стала верной хранительницей памяти. Она преподавала математику в мужском лицее Бизерты. Ее дети и внуки уехали в Европу. «С самого рождения, в 1969 и 1971 году, они регулярно проводят большие каникулы в Тунисе, – вспоминает Анастасия Александровна в своей книге, – и им удается убедить товарищей, живущих в Ницце, что ничего лучше Бизерты летом не существует. Они знают и любят места, мимо которых профаны проходят равнодушно. Они умеют заполнять пейзаж образами прошлого».

Среди этих «образов прошлого» – построенный в память о последней эскадре небольшой храм Александра Невского, одной из попечительниц которого была и остается Анастасия Александровна. Последним русским моряком, которого отпевали в этом храме, был ее отец, Александр Манштейн, умерший в 1964 году. Сейчас здесь хранится драгоценный дар – горстка земли, взятой у входа во Владимирский собор Севастополя, где в 1920 году русские моряки получили благословение на далекий путь из России.

В 1990 году Анастасия Александровна наконец побывала в России. Видела родину предков – Рубежное, которому посвящены десятки страниц ее мемуаров, видела столицу и многие другие места. В этой поездке она все еще оставалась иностранной гражданкой. И только в 1997 году ей вручили российский паспорт.

ПРОШЕДШЕЕ СДЕЛАЕТСЯ НАСТОЯЩИМ

«Прошедшее, так тяжело пережитое, такое богатое последствиями, через полвека сделается настоящим». Эта фраза, промелькнувшая в мемуарах Анастасии Ширинской, – лучшее определение для сегодняшнего восприятия истории последней русской эскадры и жизни наших соотечественников в Тунисе. В заключение – еще одна небольшая цитата, яркая иллюстрация того, как именно прошедшее делается настоящим. «Бизертская церковь ожила 1 апреля 1990 года, – пишет Анастасия Александровна, – когда владыка Феофан, прибыв из Александрии, торжественно отслужил в ней православную литургию. Маленькая церковь не могла вместить всех молящихся... Каждый молился по-своему. Некоторые, может, и совсем не молились. Но кто имеет право решать, чья молитва угодна Господу Богу? ... Я хотела надеяться на будущее для наших церквей, для памяти наших отцов, для всех тех, кто не умел молиться. Теперь, когда я пишу, я знаю, что эта надежда не была напрасной... Я знаю, что и храм Александра Невского в Бизерте тоже будет приведен в порядок, маленький, весь белый, с пятью голубыми куполами. И вспомнится, как давно на «Георгии» (один из кораблей эскадры. – Ред.) звучала наша любимая молитва: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!»

Читайте также
Комментарии

nullnebesnuyperezvon@yandex.ru | 14.11.2014 в 22:13 | ответить0

www.youtube.com/watch?v=SXUdJMHKd0M
Севастопольские поэт Юрий Акиничев и композитор Игорь Охрименко отозвались на 90-летие Великого Русского исхода из Севастополя в 1920 году. Тогда тысячи представителей лучшей части русского народа вынуждена была покинуть Родину. Примирение поколений, возвращение духовности — цель написания песни. Видеоряд и монтаж — Владимира Илларионова.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Губернатор поможет садоводам8 мая губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын встретился с руководителем Ярославского областного
  • Если завтра война? 11 сентября Владимир Путин, опираясь на устав ООН, заявил, что Россия может нанести удар по базам террористов
  • Не можешь ждать? Плати Приватизация не подорожает – именно это гарантировало жителям губернской столицы Ярославское агентство