суббота 28

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 22 декабря 2011

Народ обманывать нельзя

Эту ключевую фразу произнёс председатель муниципалитета Ярославля Владимир Голов в завершение беседы, посвящённой подведению итогов работы представительного органа городской власти в 2011 году

В этой беседе также приняли участие его коллеги Владимир Ермолин, возглавляющий комиссию по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка, и Сергей Смоленский, председатель комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике. Оба, кроме того, входят также в состав комиссии по экономике, муниципальной собственности и развитию города. С обсуждения перспектив города через призму бюджета и началась беседа за «круглым столом» о результатах работы муниципалитета, который провёл за год 13 заседаний и 42 встречи депутатов в рамках постоянных комиссий, приняв в общей сложности более 190 актуальных для горожан решений.

 

автор Беседовал Антон БЕЛОВ    фотограф Анна ЛУКИНА

 

Социальный перевес

Первый вопрос – о результатах деятельности муниципалитета в уходящем году и перспективах на будущее, – «Северный край» адресовал Владимиру Голову.

Наш собеседник подчеркнул, что абсолютное большин­ство из 35 его соратников по муниципалитету – не жаждущие известности политики, а практичные хозяйственники. Главным мерилом своего труда они считают благополучие жителей. Согласно такому принципу, по мнению председателя, и формируется главный городской финансовый документ. На следующий год он был принят Ярославским муниципалитетом 7 декабря. Бюджет нынешнего года также находится под постоянным депутатским контролем.

Владимир Голов:

– За 2011 год по доходам бюджет будет исполнен практически на все сто процентов, а по расходам – примерно на девяносто четыре. Соответ­ственно в абсолютных цифрах это довольно значительные суммы – 7,8 и почти 8,8 млрд. рублей.

Владимир Николаевич, как бы вы сформулировали приоритеты муниципальной бюджетной политики?

В. Г.:

– Финансирование отраслей социальной сферы сейчас составляет больше половины бюджета. В следующем году их доля в городском «кошельке» возрастёт ещё на 4 процента. Хотя общие суммы доходов и расходов будут в 2012-м ниже прошлогодних, соответственно – 6,98 и 8,47 миллиарда. Дело в том, что все муниципальные учреждения здравоохранения перейдут с 1 января на областные рельсы. Кроме того, на динамику бюджетного процесса повлияет введение на территории города новой системы оценки земли, что влечёт некоторое снижение доходов от соответствующих платежей. Федерация отныне берёт на себя и финансирование полиции общественной безопасности. Это означает, что госпошлины за регистрацию транспортных средств, к примеру, пойдут государству, а штрафы ГИБДД – в региональный кошелёк.

Не могут ли подобные новшества отрицательно повлиять на качество обслуживания граждан в различных учреждениях?

– Так случиться не должно! И вот почему. Во-первых, перемены инициированы для того, чтобы улучшить, а не усугубить нынешнюю обстановку. Во-вторых, в нашем распоряжении остаётся такой эффективный инструмент, как депутат­ский контроль исполнения федерального и областного законодательства, решений местного самоуправления, по которым город и область будут выстраивать с нового года свои деловые взаимоотношения.

Кадры в тех же больницах и поликлиниках остаются прежние – ярославские. Они имеют высокую квалификацию. Значит, нет повода для опасений. Но, по всей видимости, медики получат иной, более достойный уровень оплаты труда, а учреждения здравоохранения обретут новые возможности для оснащения их самым современным медицинским оборудованием.

Кроме того, повсеместно сохраняется главный принцип: деньги из областной и город­ской казны всегда расходуются обдуманно. Наши бюджетные средства, например, предусмотрены главным образом на социальную поддержку нуждающихся в ней сограждан, на благоустройство городских территорий и дворов, содержание и ремонт городских автомобильных дорог, деятельность муниципальных учреждений, реализацию пакета муниципальных целевых программ. Следовательно, городская бюджетная политика направлена прежде всего на повышение качества жизни всех жителей Ярославля. Эту тему депутаты обсуждали, кстати, в нынешнем году во время беседы за «круглым столом», посвящённым актуальным проблемам жизнеобеспечения города, с участием мэра и его заместителей.

Сергей Смоленский:

– Муниципалитет и мэрия – это прежде всего хозяйствующие органы. Они, конечно, должны обращать внимание на политические течения и состояние общественной атмосферы, но основные усилия сосредоточивают на развитии и содержании городского хозяйства.

Поэтому мы стараемся сохранить социальную ориентацию бюджета, которая позволяет людям без лишних проблем жить, работать, учиться, ездить на транспорте, чувствовать себя в безопасности. Считаю, что Ярославль достойно вышел из кризиса. Конечно, мы несколько «упали» в социальных расходах. Но сегодня ярославский бюджет практически возвратился к докризисному уровню.

Безусловно, мы будем привлекать кредитные ресурсы, использовать механизм бюджетного дефицита, который заставляет, с одной стороны, покрывать расходы на первоочередные нужды, с другой – стимулировать деятельность исполнительной власти, чтобы как можно больше зарабатывать. Продолжим эффективно распределять полученные за счёт налогов и сборов сред­ства на приоритетные цели, которых с точки зрения руководства и большинства горожан надо достигать в первую очередь.

Логика здесь проста: чем выше уровень стимулирования экономической, предпринимательской инициативы граждан, тем больше поступит доходов в казну. Это касается создания новых предприятий и рабочих мест, открытия магазинов или офисов, а в итоге – софинансирования наряду с государ­ственными и областными структурами основных социальных потребностей населения. Важно не только сохранять достигнутое, но, по возможности, развивать и последовательно улучшать всё хорошее, чего уже удалось добиться.

Что можно отнести к удачным результатам усилий городской власти в контакте с регионом?

В. Г.:

– В текущем году Ярославлю повезло. Мы получили значительные федеральные деньги для строительства и ремонта внутригородских дорог, включая дворовые территории. Это помогло в больших объёмах организовать такие работы. Чересчур вязкие конкурсные процедуры привели, правда, к тому, что ряд объектов начали приводить в порядок лишь глубокой осенью. Столь громоздкую систему, по нашему убеждению, давно пора менять – на уровне государства.

Напомню, что серьёзный скачок в деле капитального ремонта жилья был совершён годом ранее, в связи с празднованием 1000-летия города. В 2010 году удалось привести в порядок 45 жилых зданий общей площадью свыше 10 тысяч квадратных метров, в результате 245 ярославских семей улучшили свои жилищные условия. Нынче город имел возможность распорядиться уже не 1,5 млрд. рублей, а гораздо меньшей суммой на подобные цели. Однако и она позволила охватить ещё 22 многоквартирных дома, обветшавших и остро нуждавшихся в капитальном ремонте.

Жизнь не стоит на месте. Работа непременно будет продолжена. При содействии Федерального и регионального фондов реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Тем более что в её результатах пока нуждаются почти 5 тысяч жителей Ярославля. Продолжит город и строительство нового жилья. Примерно половина его относится к категории эконом-класса. По плану 2012 года необходимо ввести не менее 460 тысяч кв. метров.

Какие изменения претерпели целевые программы в рамках одобренного муниципалитетом бюджета на новый год?

В. Г.:

– Их теперь уже двадцать четыре, и это не может не радовать. К прежнему перечню добавлены новые социальные проекты – «Семья и дети», а также «Благоустройство территорий и содействие садоводству». На ту и другую предусмотрено соответственно 41,6 и 2 млн. рублей. Первая сумма позволит сохранить традиционные направления дет­ского отдыха и оздоровления, обеспечить занятость подростков в каникулы. Вторая станет неплохим подспорьем нашим садоводам и огородникам.

Наибольший финансовый вес в новом бюджете имеет направление, связанное с развитием в Ярославле физкультуры и спорта – 130,3 млн. Следом идут благоустройство и озеленение территорий – 115,4 млн. На обеспечение жильём молодых семей предусмотрено 72 млн. Кстати, в прошлом году жильё по этой программе получили сто восемьдесят семей, в нынешнем – около ста.

На приведение в порядок дворов в городской казне запланировано 54 млн. рублей. Почти столько же – на безопасность дорожного движения. Для ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в ремонте жилья, выделена сумма в 21 миллион. Свыше 14 миллионов составит социальная поддержка при приобретении жилья. На развитие муниципальной системы образования пойдут около 16 млн. рублей.

В перечне целевых программ есть специальные проекты для молодежи (10 млн.) и развития культуры (8,9 млн.), профилактики правонарушений (8,3 млн.), а также борьбы с безнадзорностью несовершеннолетних (5 млн.) и патриотического воспитания (2,5 млн.). Поддержка малого и среднего предприниматель­ства обойдётся городскому бюджету в 5 миллионов. А вот энергосбережение и развитие уличных водопроводных сетей потребуют в новом году 37,3 и 4,7 млн. рублей. Намечены, кроме того, специальные программы снижения антропогенного воздействия на природу, реализации рекреационных возможностей Ярославля, международного муниципального сотрудничества и развития муниципальной службы. Причём муниципалитет прикинул стоимость их исполнения не только в будущем году, но и на три года вперёд.

С. С.:

– Всё это, пожалуй, даёт право на оптимистичный прогноз. Пусть бюджет стал чуть меньше по размерам доходов и расходов, но качество жизни от этого не должно ухудшиться. Другое дело, что все мы быстро привыкаем к хорошему, к тому, что сегодня становится чуть лучше, чем вчера. Само по себе это хороший стимул развития экономической и социальной сферы.

Городская среда

Каким образом депутатам муниципалитета удаётся позитивно влиять на структуризацию городской среды в интересах горожан? «Северный край» не раз писал, например, о пресловутой точечной застройке и негативном отношении к ней большинства обитателей жилых кварталов.

В. Г.:

– К решению этой проблемы надо подходить с умом, а не только через политическую призму. Особенно накануне выборов. Не буду отрицать, вопросы есть. «Северный край» часто их задаёт и анализирует вполне по делу. Но приведу положительный пример. Появилась новая гостиница в Первомайском переулке, и кому от этого стало хуже? Здание вполне комфортно вписалось в ландшафт, на мой взгляд, ничего не испортило в облике Ярославля. Такими, наверное, и должны быть в современном городе с вековой историей верные точечные строительные решения.

Что касается центральной части города, то правила, действующие для зоны, охраняемой ЮНЕСКО, никто не отменял. Свои особенности есть как на исторических территориях, так и в новых районах. Нормально развиваются в этом смысле микрорайоны Сокол, Брагино, Заволжье. Главное, чтобы это шло на пользу людям, не нарушая среду обитания. На «пятёрке», скажем, сокращена санитарно-защитная зона моторного завода. Есть возможность начать реконструкцию старой застройки. Появились желающие по­участвовать в процессе, поскольку в этой части города уже есть необходимая инфраструктура – транспорт, коммунальные сети.

Недавно мы вместе с мэром Виктором Волончунасом принимали очередного московского инвестора, который перебирается к нам на постоянное место жительства и планирует вложить деньги в аквапарк, плавательные бассейны и пару детских садов на коммерческой основе. Почему нет? Такие инициативы надо только приветствовать, если, повторяю, они не создают неудобства жителям.

Кстати, о детских садах – как реализуется необходимость расширения ёмкости этих учреждений?

В. Г.:

– В течение нескольких лет депутаты муниципалитета согласовывали оптимизирующие программы. Даже без вложения капитальных средств мы ежегодно наращиваем количество мест в детских садах на четыре, а то и четыре с половиной сотни. Это практически два садика в год! И это – только за счёт оптимизации существующих площадей. Скоро добавим таким способом еще 740 мест, поскольку появились новые технические условия и требования инспектирующих организаций. Таков верный подход. Как и решение губернатора Сергея Вахрукова выплачивать 4611 рублей родителям тех ребят от трёх до семи лет, которые не посещают дет­сады.

На ближайший год утверждено строительство двух новых детских комбинатов – на 55 и на 180 мест. За два с половиной года в Ярославле войдут в строй 8 – 9 современных детских комбинатов. Это более двух тысяч новых мест для ребятишек. Уверен, что мы надолго решим такими способами проблему дефицита детских дошкольных учреждений.

Оцените, с вашей точки зрения, нынешнюю ситуацию с общественным тран­спортом.

В. Г.:

– Каждое утро в Ярославле выходят на линию около тысячи единиц транспорта. Это 400 автобусов, троллейбусов, трамваев по городскому заказу, а также примерно 600 маршруток. Систему контроля движения транспорта мы переняли в своё время в Новосибир­ске и Брянске. Транспортная схема утверждена давно и действует эффективно. Появляются новые объекты и развязки, идут туда и пассажир­ские машины. Проблема не в том. Здесь другая объективная трудность...

С. С.:

– Таксисты, как правило, на «вменёнке», они такие налоги, как муниципальный транспорт, не платят. И льготников не возят. Пенсионеров и льготников, которые 50 процентов платят за транспорт, а некоторые категории совсем освобождены от платы за проезд, обслуживает муниципальный общественный транспорт. Этим занимается только город. Поэтому приходится дотировать транспортников.

Владимир Ермолин:

– Мы только что вели речь о детских садах... Проведу аналогию. Бюджетная дотация на выполнение социальных обязательств только по транспортному обслуживанию жителей Ярославля в наступающем году составит 200 млн. рублей. Сумма вполне сравнима со стоимостью возведения одного среднего детсада. Такие «добавки» – всегда реальное ущемление других социальных программ. Хотя справедливости ради надо заметить: жалоб на транспортное обслуживание сегодня стало гораздо меньше, чем в былые годы.

В. Г.:

– Чтобы транспортникам сводить концы с концами, обновлять парк машин, нужна стоимость проездного билета минимум в 16 рублей. Тогда вливания бюджетных средств сократятся или сойдут на нет. Тем не менее сегодня мы вновь предусматриваем те самые 200 с лишним млн. рублей. Повышения стоимости проезда, как минимум до лета следующего года, а возможно – и далее, явно не будет.

С.С.:

– Уточню, что цены сами по себе повышаться не могут. Есть соответствующие тарифные требования, предусмотренные российским законодательством. Но проблему всё равно, так или иначе, придётся решать, поскольку муниципальные транспортные предприятия не в состоянии нормально существовать вне зависимости от законов рыночной экономики.

Нормально работающий транспорт – это ещё и ключевой элемент создания доступной среды, когда люди с ограниченными возможностями чувствуют себя в городе комфортно.

В. Г.:

– На этот счёт в Ярославле многое делается. Но немало еще остаётся и проблем. Особенно в старых районах, где в своё время об этом никто не задумывался. А теперь там не хватает денег, чтобы приспособить прежние строительно-дорожные конструкции к потребностям инвалидов. Таковы контрасты: от современных лифтов внутри надземных переходов над Московским проспектом до непреодолимых порой лестниц и дверей. Особенно в подъездах старых зданий.

Радует одно, к нам уже ездят за опытом внедрения программы «Доступная среда», которая действует на областном уровне, значит, и в Ярославле. Такую просьбу на днях высказали коллеги из Костромского муниципалитета. Им показались интересными именно ярославские варианты организации такой работы.

Считаю, что здесь очень важно и воспитание самих горожан, их неравнодушие и сострадание к ближним.

Прокомментируйте, пожалуйста, свершившиеся перемены в городском спецавтохозяйстве и грядущие – в горводоканале.

– Новое руководство САХа заметно улучшило систему вывоза мусора с контейнерных площадок. Надеюсь в этом году на нормальную работу коллектива этого предприятия по очистке города от снега. Мы должны быть готовы к снегопадам и гололёду, поскольку живем всё же не на юге. САХ в этом смысле – основная муниципальная организация, на которую можно положиться. Но ей следует помогать всем городом. Вывозка мусора, скажем, привлекает частников, желающих участвовать в процессе. Но гарантируют ли они от возможных неприятностей – большой вопрос?

Хотя ярославский водоканал, говорят, может оказаться в частных руках?

– Это не совсем, точнее, совсем не так. ОАО «Ярославльводоканал» как был муниципальным предприятием, так им и останется. Все активы – деньги, транспорт, здания, оборудование – находятся в сфере влияния города. Но для того, чтобы эффективно управлять этой важнейшей структурой жизнеобеспечения, создаётся управляющая компания. Часть её акций и будет выгодно продана.

В. Е.:

– Мы наметили вполне современный цивилизованный шаг, который произойдёт в ближайшие месяцы – под депутатским контролем. В том числе – и над формированием тарифной политики.

В. Г.:

– Если всё получится, за счёт вырученной таким способом суммы в 1,8 млрд. рублей будет погашена часть город­ского долга, что позволит нормально развивать сетевое хозяйство. В ОАО «Ярославльводоканал» предусмотрена специальная инвестиционная программа обновления системы водоснабжения и водоотведения.

Системный подход

От чего, на ваш взгляд, зависят качество и эффективность работы депутатов муниципалитета?

В. Г.:

– Перефразирую известное изречение: изба красна пирогами, а муниципалитет – постоянными депутатскими комиссиями. Их у нас всего четыре, в отличие от большинства городов России, в том числе северо-запада. Союз городов этой части страны возглавляет ярославский мэр. Кроме тех, председатели которых участвуют в нашей беседе, есть комиссия по социальной политике. Руководит ею Станислав Белокуров. Его коллега Александр Волков умело направляет деятельность комиссии по экономике, муниципальной собственности и развитию города. Это профессиональные, эрудированные, умные, толковые люди. Все, как говорится, от сохи, поскольку хорошо знают жизнь в городе. Приходите на любое заседание и убедитесь, что активно работают и многие молодые депутаты.

Заседания муниципалитета всегда проходят быстро и по-деловому благодаря тому, что все спорные вопросы мы улаживаем и уточняем заранее. Не только на комиссиях, но и в специальных рабочих группах – совместно с мэрией. Главное сегодня – обеспечить условия для исполнения бюджета, снизив полуторамиллиардный дефицит следующего года.

Часто ли сами ярославцы на депутатских приёмах предлагают что-то стоящее?

С. С.:

– Интересно, что это в основном молодые люди. Многие уже понимают, что жизнь надо тратить не на стояние в подъезде с бутылкой пива. В основном просят помочь со спортивными объектами.

В. Е.:

– На эффективность и качество нашей работы наверняка повлияют нововведения. Срок полномочий депутатов составит на время следующего созыва 5 лет. На такой же период будем избирать и мэра города. Одна половина будущих депутатов пойдёт по партийным спискам, вторая – по одномандатным округам. Такая перспектива, признаться, беспокоит. Мы хотя и представительный орган власти, но всё же, как уже сказано, хозяйственники. И наверняка при новой системе будут возникать политические споры, и на принятие решений понадобится больше времени и сил. Но, так или иначе, всё зависит от честности и профессионализма людей, которые возьмут на себя бремя ответственности за город.

Что бы вы пожелали своим коллегам и жителям Ярославля в новом году?

С. С.:

– У граждан не должно быть равнодушного отношения к общественным делам. Каждый депутат обязан вникать во все вопросы, с которыми приходят наши избиратели на приёмы, и помогать их решать не на словах, а на деле. Хотел бы пожелать всем нам рассчитывать на собственные силы и верить, что этих сил достаточно, чтобы решить те проблемы, которые формулирует жизнь. Чиновники же пусть чаще вспоминают, что это они – для народа, а не наоборот.

В. Г.:

– Полностью согласен: народ обманывать нельзя! Нашему любимому городу, всем его жителям – самые добрые пожелания от муниципалитета в наступающем году! Хорошего настроения, оптимизма и понимания того, что старается делать власть, стремясь, по возможности, сделать жизнь всех ярославцев более удобной и комфортной. Конечно, с учётом здоровой критики, которая звучит порой в адрес муниципалитета и мэрии. Мы же продолжим адекватно реагировать, используя все наши возможности, на «узкие места» городской жизни.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают