Вчера корреспонденты «Северного края» побывали в Соловьёвке. В коридоре, часть которого завешена простынями, в уголочке притулилась средних лет женщина. В заплаканных глазах застыло неизбывное горе. Оказывается, там, за простынной занавеской, лежит её дочь. Она после аварии возле Лесной Поляны в сознание ещё не пришла.
– У дочери разрыв почки, – сквозь слёзы говорит Надежда Алексеевна Трошкина, работница троллейбусного депо № 1.
В другой палате лежит вторая дочь Трошкиной – Елена. У неё травма головы, огромный синяк под глазом. Рядом дежурит её муж Константин, не выпуская из своей руки руку супруги (на снимке). Елена попросила, чтобы её лицо в кадр не попало.
У других пострадавших травмы тоже очень серьезные: переломы трубчатых костей, повреждения внутренних органов, черепно-мозговые и политравмы. И спустя почти сутки после аварии они не могут оправиться от шока, отказываются от встреч с журналистами.
Не могут прийти в себя и жители посёлка Лесная Поляна, с которыми мы разговаривали вчера. Татьяна Тимофеева и Людмила Сорокина работают в посёлке в районном метод-центре.
– Минут пять шестого мы подошли к остановке, – рассказывает Татьяна Сергеевна, – и сразу увидели толпу людей. На дороге была страшная пробка с обеих сторон, машин было много и на поселковых улицах. Стояли маршрутки, автобусы без пассажиров, не могли проехать. Я как услышала, что там произошло, даже подходить не стала, просто ужасно. Говорили, маршрутка в город ехала, была переполнена людьми, многие пострадали.
Её коллега оказалась ближе к месту аварии.
– Сквозь толпу я рассмотрела сбитый автобус. Он был страшно искорёжен. Посреди дороги стояла огромная машина, наверное, та, с которой произошло столкновение. А возле маршрутки на асфальте лежали двое: ребёнок, не знаю, жив он был или нет, и женщина. Она погибла. Её лицо закрыли какой-то подушкой.
Глава администрации городского поселения Лесная Поляна Татьяна Милакова не сразу очутилась на месте происшествия.
– В этот день я была в городе, в областной и районной администрации, – рассказывает она. – Возвращалась обратно, но до посёлка не доехала из-за пробки. Машину оставила и побежала туда. Словами не передать, насколько там было страшно. Несколько человек благодарили судьбу, что не смогли втиснуться в эту маршрутку.
Школьница Полина Тюрина живёт в посёлке в доме, который стоит как раз возле злосчастной дороги.
– Мы с мамой увидели сначала «пробку»,– рассказывает девочка. – Я побежала посмотреть, из-за чего она. Там было очень много людей. Возле сбитой маршрутки – «скорая», милиция. Кто помогал людям, те всё делали спокойно, а кто только подошёл, всё кричали: тому помогите, этому помогите. Пострадавших было много. Их складывали прямо на землю. Мы сначала думали, что они все умерли, но некоторые начали шевелиться, стонать. «Скорая» их увозила, но машин не хватало. Потом из домов поблизости принесли одеяла, из машин сиденья вытаскивали, чтобы людей положить. Кондуктор сидела и прямо из своей головы осколки стекла вытаскивала. Я видела девочку, которую в больницу увезли, у неё вся голова была в крови.
Двое пострадавших детей находятся в третьей детской больнице.
В реанимационное отделение поступила девочка 1998 года рождения в очень тяжелом состоянии. Врачи отделения вчера не стали комментировать её состояние. Единственное, что удалось узнать, что ребёнок жив. Мальчик 1992 года рождения поступил в травматологию. Как сообщил заведующий этим отделением Павел Борисов, состояние пациента удовлетворительное, у него сотрясение мозга и перелом голени. Скорее всего, через неделю его в гипсе выпишут домой…
Самое ужасное, что эта авария на дороге Ярославль – Очапки не единственная. Серия страшных трагедий началась около восьми часов вечера в четверг на минувшей неделе.22 ноября в районе остановки общественного транспорта «Бутрево» в ДТП погибли четыре человека, столько же были травмированы. Автомобиль «Опель-Корса» с пятью женщинами в салоне в момент обгона врезался в маршрутное такси № 93. В результате лобового столкновения три женщины скончались на месте, одна из двух, оставшихся в живых, умерла по дороге в больницу (см. «Северный край» за24 ноября).
Едва успели похоронить четырёх несчастных, как на четвёртом километре той же автодороги 26 ноября в 16-15 случилась очередная трагедия. Тридцатидвухлетний водитель автомобиля ВАЗ-2114 на полном ходу врезался в КамАЗ. Шофёр легковушки скончался. Следствие установило, что владельца авто подвела лысая резина, оказавшаяся бесполезной на скользкой дороге.
Но последствия аварии, случившейся во вторник, беспрецедентны.
– Такого массового, практически одномоментного поступления пострадавших в результате дорожно-транспортной аварии лично я, проработавший в медицине почти два десятка лет, не припомню, – говорит заведующий отделением реанимации и анестезиологии больницы имени Соловьёва Дмитрий Строганов. – Сразу семь человек поступили с очень тяжёлыми и средней тяжести повреждениями. Ввиду чрезвычайной ситуации главный врач нашей больницы Александр Александрович Дегтярёв отдал распоряжение о вызове в больницу даже тех хирургов-травматологов и анестезиологов, которые отдыхали после дежурства. Вызваны были также операционные медсёстры. Сразу на нескольких столах работали несколько бригад хирургов.
В реанимационном отделении Соловьёвки и вчера сохранялась очень напряжённая обстановка. Врачи и медсёстры с сосредоточенными лицами входили и выходили из палат с капельницами, медикаментами.
– Вот вы говорите, Дмитрий Гельевич, – обращаемся мы к завотделением реанимации Строганову, – что столь массового поступления серьезно пострадавших в вашу больницу не было давно. А если, не дай бог, возникнут и более серьезные ситуации, справитесь?
– К великому сожалению, от массовых аварий и техногенных катастроф застраховаться нельзя. Все это накладывает огромную ответственность на нашу больницу – главную, можно сказать, «скорую помощь» города. Поэтому мы должны быть без всяких оговорок обеспечены всем необходимым – металлоконструкциями, наркозно-дыхательной аппаратурой, мониторным оборудованием. Конечно, на месте мы не стоим. Совсем скоро после капитального ремонта откроется отделение реанимации на первом этаже на 15 коек, оснащённое современной аппаратурой, функциональными кроватями, консолями. Приобретена дыхательная аппаратура повышенного класса. В то же время не хватает инфузионных систем, некоторых других видов оборудования. Но нас всегда готовы подстраховать коллеги из других больниц, в первую очередь областной.
Конечно, хорошо, что медики всегда начеку. Но пора уже всерьёз подумать и о наведении порядка на дорогах. И начать бы надо именно с маршруток, многие из которых не только в переносном, но и нередко в прямом смысле слова всё чаще становятся настоящим орудием убийства. Вот лишь некоторые цифры и факты, которые сообщили нам вчера сотрудники областного УГИБДД.
За 10 месяцев этого года инспекторами ГИБДД в ходе рейдов и проверок зарегистрированы 1884 случая (!) нарушения водителями маршруток правил дорожного движения. 23 водителя были отстранены от управления «пазиками» и «Газелями», поскольку не удосужились пройти техосмотр. В адрес управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области за 9 месяцев направлено 76 сообщений о фактах нарушения перевозчиками лицензионных требований. 34 перевозчикам предъявлены предписания, а 19 «чэпэшников» привлечены к административной ответственности. Трижды «снимались с пробега» водители маршруток, «позволившие себе» за рулём.
Маршрутные такси, если быть максимально объективными, конечно, существенно разгружают городской пассажиропоток. Особенно в часы пик. Но, с другой стороны, в безумной погоне за рублём водители часто пренебрегают элементарными правилами перевозки людей. В «Газелях» и автобусах пассажиров порой набивается больше, чем шпрот в консервных банках. Да и сами пассажиры нередко провоцируют водителей, заставляя тех тормозить где вздумается.
Словом, давно пора вводить в оглобли водителей «Газелей» и «пазиков». Особенно в свете аварий, случившихся за несколько последних дней.