Поселок Поречье Ростовского района – тихое, спокойное место. Жителей – около трех тысяч человек. Как здесь появилась банда и как удалось ее задержать, рассказал начальник криминальной милиции Ростовского ГОВД майор милиции Анатолий Петрович Тяготин.
– Осенью 2001 года в поселке регулярно стали совершаться кражи из автомобилей, оставленных возле домов, и дачные кражи. Причем воры оставляли после себя демонстративный беспорядок. В одном из домов у московского охотника было украдено три ружья и два охотничьих ножа. Из этого оружия затем была обстреляна школа. Преступников – трех четырнадцатилетних подростков из достаточно благополучных семей, установить удалось быстро. Выяснилось, что и кражи – тоже их рук дело. В результате зимой 2002 года они были осуждены на 2,5 года условно. На том судебном процессе общественным обвинителем была бывший председатель поселкового совета 60-летняя Л. Морозова.
А спустя несколько месяцев 22 мая в своей квартире она была найдена убитой. Причем удар ножом в сердце был нанесен очень сильно – перебиты два ребра. В поселке поползли слухи, что ее убили из мести те, кого она «крестила», то есть в чьих судебных заседаниях участвовала. Но поскольку судимых в поселке более 6,5 процента, а преступление совершено ночью и никаких зацепок не было, установить убийцу сразу не удалось.
– Как развивались события дальше?
– Через две недели после этого произошло убийство семьи Яворских, и стало ясно, что это дело рук одной преступной группы. В милицию позвонила чудом оставшаяся в живых мать Яворского. Как рассказала она, ночью неизвестные попытались угнать со двора старенькую белую «шестерку». На шум вышел сын. Грабители набросились на него и нанесли 12 ножевых ранений. Вслед за мужем на улицу вышла супруга. Ее тоже убили. Тела бросили в машину и вывезли за поселок. А перед тем как уехать, обшарили весь дом и, не найдя ничего ценного, дважды ударили ножом восьмидесятилетнюю бабушку. Истекая кровью она доползла до соседей.
Труп ее 54-летнего сына с многочисленными ножевыми ранениями был обнаружен на свалке. А в пяти километрах от него, у деревни Зверинец с ножевыми ранениями была найдена и его жена. Через два часа была обнаружена и сгоревшая «шестерка». Но проливной дождь не оставил практически никаких следов.
В поселке поселился страх. По подозрению в совершении этих страшных убийств были задержаны трое местных жителей, один из которых ранее судим. Но эта версия оказалась ошибочной.
– Как же удалось выйти на настоящих преступников?
– В день убийства Яворских после осмотра места происшествия я отправился в Поречье, решив навестить одного из той самой судимой за кражи троицы. Он в их компании был заводилой. У его родителей хороший дом. Спрашиваю его: «Что делал ночью?» Он ответил, что всю ночь проспал. Улучив момент, проверил постель. Все свидетельствовало о том, что он этой ночью не ложился. И тогда мы стали приглядываться к этому семнадцатилетнему парню.
Через месяц после убийства Яворских – 1 июля в селе Скнятинове, что в двух километрах от Поречья, в своем доме с отрубленной головой была обнаружена 80-летняя Е. Абрамова. Соседи обратили внимание, что днем она не вывела своих коз, а дверь была заперта изнутри, и вызвали милицию. Выяснилось, что убийцы ночью, выбив окно, влезли в дом. Пришли без масок, так как знали, что свидетелей не останется. В доме был разбит телевизор, а рядом на полу нашли пятнышко крови. Это значило, что один из преступников порезался. К часу ночи был определен круг подозреваемых. А утром опять-таки интуитивно завернули все к тому же старому знакомому. Родители, очевидно, догадываясь о виновности своего чада, в дом нас не пустили. Но он выглянул в окно, и я увидел свежую повязку на большом пальце руки. Его задержали в тот же день, и он стал давать показания. После этого мы установили и задержали всех трех подельников – 1986, 1987 г. р., собрали весомые доказательства их вины.
Как оказалось, первое убийство пенсионерки Морозовой совершил сосед-подросток, один из членов этой банды, за то, что она якобы не заплатила ему за ремонт дверного звонка. А машина Яворских недорослям нужна была, чтобы покататься. Убийство совершалось ножом, похищенным на даче у московского охотника в 2001 году. Все преступления совершались в пьяном угаре, ради куража.
На вопрос: «Как такое могло случиться в тихом поселке?» Анатолий Петрович ответил: «Очевидно, в первый раз наказание за их преступления было слишком мягким, и они почувствовали вседозволенность. Остается надеяться, что в этот раз виновные будут наказаны по справедливости...»
Даниил КАРИМОВ.