пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 22 апреля 2003

Погоны под мантией

Военная прокуратура и военные суды – пережиток тоталитарного государства. Их нужно упразднить, а рассматриваемые ими дела передать в органы гражданского правосудия. Такова позиция членов фракции «Яблоко» Игоря Артемьева, Алексея Арбатова и Сергея Иваненко, которые уже внесли в Госдуму РФ пакет законопроектов, направленных на ликвидацию военных судов.

 

– Военные судьи выступают резко против этого предложения, – говорит председатель Ярославского гарнизонного военного суда Станислав ЛАПИН, которого мы попросили прокомментировать инициативу депутатов. – Военные суды России сегодня активно защищают интересы и права военнослужащих. Впервые в истории армии начиная с 1993 года люди в погонах получили реальное право обжаловать в суде неправомерные действия своих начальников. Число обращений в военные суды России растет: если в 1993 году их было всего три тысячи, то в 2002-м уже более 150 тысяч, причем девять из десяти исков удовлетворены. Военная коллегия Верховного суда России рассматривает даже жалобы военнослужащих на нормативные акты президента, правительства и руководителей силовых ведомств. В прошлом году 12 нормативных актов были признаны незаконными и отменены. – А вот авторы законопроектов считают, что военные суды и прокуратура лишь формально независимы от органов военного управления и командования. Военные судьи, прокуроры и следователи носят офицерские звания, и уже в силу этого возникает сомнение в их объективности. – В России военные суды выведены из состава Вооруженных сил и не подчиняются ни Министерству обороны, ни Министерству юстиции. Их материально-техническое обеспечение и финансирование лежит на судебном департаменте Верховного суда и соответствующих управлениях в субъектах Федерации. В соответствии с федеральным законом 1999 года «О военных судах в РФ» эти учреждения относятся к судам общей юрисдикции и входят в единую систему под эгидой Верховного суда России, а не являются какой-то самостоятельной и обособленной ветвью судебной власти. Военные суды руководствуются тем же законодательством, что и гражданские. – С формальной точки зрения ваша логика безупречна. Между тем дезертировавшие солдаты почему-то обращаются не в органы военной юстиции, а в комитеты солдатских матерей. Обиженные военнослужащие пишут депутатам, а не в военный суд. Разве не так? – Если бы военнослужащие не видели в военных судах реального защитника своих прав и законных интересов, разве обращения были бы столь многочисленными? В настоящее время уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, составляют лишь четверть от всего объема дел, рассматриваемых военными судами, а три четверти – гражданские дела по обжалованию действий командования и должностных лиц. Это ли не показатель независимости и беспристрастности военных судов? Что же касается разговоров о необъективности военных судов, то они беспредметны. Каждое уголовное и гражданское дело индивидуально, и если заинтересованные стороны усматривают основания для обжалования решения военного суда, то они подают жалобы в порядке, установленном процессуальным законодательством. И еще о независимости. Конкретный пример. Военный судья нашего суда еще в звании капитана рассматривал гражданское дело. В зале суда присутствовал в качестве участника генерал, через которого, кстати, раньше мы получали денежное довольствие. Так вот, этот генерал при входе судьи в зал не поднялся со стула, как все присутствующие. И председательствующий – этот самый капитан – за неуважение к суду оштрафовал генерала на десять минимальных размеров оплаты труда. А затем начальник этого генерала в соответствии с частным определением суда еще и наказал его в дисциплинарном порядке. – Возражения сторонников сохранения военных судов известны: мол, не могут разобраться гражданские лица в специфике военной службы. Если следовать этой логике, нужно создавать, скажем, медицинские, строительные или торговые суды, ведь в этих сферах тоже много специфических моментов. Но при необходимости всегда можно провести соответствующую экспертизу, в том числе и специалистами в области военного дела. – Необходимость сохранения военных судов общей юрисдикции обусловлена прежде всего спецификой организации Вооруженных сил. Во многих регионах, где расположены войска, просто не существует других судов, кроме военных. Ликвидация военных судов чрезвычайно затруднит доступ к правосудию военнослужащих, особенно в отдаленных местностях. – А депутаты и не призывают к сокращению штатов или денежного довольствия военных судей и прокуроров. Просто они снимут погоны, но останутся на государственной службе в судах и прокуратуре РФ. – Довод понятен, но неизвестен механизм перевода военной юстиции на гражданские рельсы. При проведении подобного реформирования около четырех тысяч работников военной юстиции придется сначала уволить из рядов Вооруженных сил. Увольнение судьи или прокурора обойдется бюджету в среднем в 200 – 300 тыс. рублей. Где взять такие деньги? Поэтому, я считаю, Госдума поступила по-деловому, возвратив проекты названных законов на доработку, поскольку они были представлены без экономического обоснования. Записал Сергей КУЛАКОВ.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают