суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 27 января 2010

ГОЭЛРО по-ярославски

Ни для кого не является откровением факт, что кризис больше всего ударил по автопрому. Причём это случилось как в нашей стране, так и во всём мире. Сокращения заводов «отвёрточной сборки» «Опеля» в Европе по-прежнему остаются новостью номер один. Экономика Ярославской области завязана как раз на обрабатывающую промышленность «тяжёлого» автопрома.

автор Олег ТАТАРЧЕНКОВ    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Правительство РФ кардинально решает проблему затоваренности производителей всех автобрендов, работающих в России: предлагает 50 тысяч рублей тем, кто захочет поменять свой старый автомобиль на новую марку. Правда, почему-то это делается исключительно в регионах Поволжья… Как будто в других областях страны люди давно в массовом порядке поменяли свои «лады» и «запорожцы» на «форды фокусы» и «рено». Впрочем, это тема для отдельного разговора.
На фоне коллапса среди производителей легковых автомобилей проблема реализации грузовиков и вообще крупнотоннажных автомобилей как-то вообще сошла на нет. Хотя производство «серьёзных» авто в нашей стране («Урал» и другие) и у смежников в ближайшем зарубежье (МАЗ в Белоруссии, КрАЗ на Украине) упало на шесть­десят процентов. Не следует забывать, что грузовик – не легковой автомобиль, он и стоит дороже, и покупается под экономические проекты – например, строительство. И если «падают» отрасли, в которых используется такая техника, обвал неизбежно накрывает и заводы по производству грузовиков.
Сорок пять процентов российского рынка и рынка ближнего зарубежья охватывают именно моторы с маркой ЯМЗ. Так что ярославскому сердцу близки эти проблемы.
На последних совещаниях и деловых встречах губернатор Ярославской области Сергей Вахруков заявлял прямо: чтобы восстановить ярославские обрабатывающие производства автопрома, потребуется как минимум три-четыре года. Это при условии, если на предприятиях произойдёт кардинальное перевооружение как оборудования, так и технологий.
Процесс выползания из ямы кризиса будет долгим. Однако и жить в это время нужно. Поэтому на ЯМЗ и был изначально придуман проект по производ­ству когенерационных установок (КГУ), о которых «СК» писал на прошлой неделе.
Однако после того, как первая такая КГУ была успешно пущена в ход на базе котельной в Большом Селе, губернатор и немецкие партнёры проекта из группы компаний «Wolf» пришли к выводу, что ставить на малые объёмы производства, предназначенные исключительно для области, будет не совсем дальновидно. Ярославские КГУ могут выйти на российский рынок как отдельный продукт со своим брендом.
Впрочем, это может произойти только в том случае, если ярославские моторостроители смогут освоить немецкие технологии… Вот здесь и кроется, как говорил первый президент России Ельцин, закавыка. Впрочем, об этом ниже…
Напомним, что собой представляет когенерационная установка (ещё её можно назвать газопоршневой) выпуска Ярославского моторного завода.
Она создана на базе дизельного двигателя ЯМЗ-240, который в результате доработки в германских цехах был переведён на природный газ в качестве топлива. К нему подсоединён генератор, который вырабатывает электрическую энергию. Здесь же крепится преобразователь энергии, который переводит её в тепло.
Схема преобразователя проста и основана на принципе водяного охлаждения двигателя. Вот эта нагретая до состояния кипятка вода и попадает затем в трубы парового отопления жилого и социального сектора.
КГУ довольно экологична. На это делался особый упор во время его презентации в Большом Селе и на последующем совещании в ОАО «ЯМЗ».
Во время работы двигателя появляется так называемый «тепловой хвост» из продуктов горения – выхлопные газы. В обычном варианте на грузовиках они просто выбрасываются в пространство при помощи выхлопной трубы. Здесь же вновь попадают в переработку и превращаются в часть тепловой энергии. Доля вредных выбросов в атмосферу сокращается значительно. Это очень существенная деталь.
Ресурс КГУ составляет шесть тысяч часов в год беспрерывной работы. То есть двести пятьдесят дней из трёхсот шестидесяти четырёх, составляющих год. Затем должны последовать профилактические работы. Выхлопы «теплового хвоста» без очистки за этот период подпортили бы чистый воздух ярославского села. Будем надеяться, КГУ не станет в селе единственной установкой по выработке электроэнергии, и в период чистки жители не останутся без света.
Коэффициент полезного действия КГУ составляет, по разным оценкам, от 80 до 90 процентов. Немыслимые цифры! Для сравнения: обычные тепловые котельные имеют максимальный КПД в 35 процентов.
Таким образом затраты на производство тепловой и электрической энергии уменьшаются в два-три раза. Установка окупается соответственно тоже за два-три года. В серийном производстве ярославско-немецкий вариант КГУ снижает эксплуатационные расходы и саму её стоимость на 30 процентов по сравнению с «чисто» зарубежными аналогами.
Назовём установку КГУ «ЯМЗ-240». Для ясности, поскольку в официальных документах она пока не имеет своего имени (в немецком варианте проходит под аббревиатурой GTK 195).
Итак, КГУ «ЯМЗ-240» обладает электрической мощью в 195 кВт и тепловой в 330 кВт. Она может быть подключена к электрическим и тепловым сетям как отдельных социально важных объектов (школы, больницы, детские сады), так и населённых пунктов. Их жители смогут платить за ресурсы более низкую цену.
Финансирование этого проекта основывается на наиболее модном сейчас государственно-частном партнёрстве. С государственной стороны инвестиции должны будут поступить в большей части из Внешэконом­банка, в меньшей – из областного бюджета. Для всех желающих поучаствовать в проекте частных компаний дан «зелёный свет». Кстати, общая его стоимость – 13 млрд. рублей. По словам губернатора, над этим проектом работа велась несколько последних лет, однако не могла быть воплощена в реалии из-за действующего на тот момент российского законодательства. Согласно ему, ограничивалось подключение других источников электроэнергии к локальным электросетям. То есть одна из двух главных составляющих КГУ «ЯМЗ-240» не могла быть использована, и таким образом эксплуатация установки лишалась смысла. Теперь это противоречие в законе устранено, и ярославские населённые пункты не будут зависеть от аварий на подстанциях.
Кроме того, мощности генератора КГУ хватает для «запитки» и небольших предприятий, действующих в сельской местности. Фермы, обрабатывающие сельхозпродукцию цеха… Все они могут иметь в будущем более дешёвую, чем сейчас, электроэнергию.
– Не секрет, – сказал Сергей Вахруков, – что низкая конкурентоспособность ярославской продукции связана с её высокой ценой. А цена в свою очередь формируется в том числе и из высоких тарифов на электроэнергию и тепловые ресурсы. Снизив их в два раза, мы сможем поддержать нашего производителя.
По оценкам экспертов, сейчас потребность Ярославской области в установках такого рода состоит из 150 единиц. К концу 2010 года совместными ярославско-гамбургскими усилиями должны быть выпущены 10 КГУ. По словам Сергея Алексеевича, планируется их монтаж в Переславском, Рыбинском, Ростов­ском и Ярославском муниципальных районах. В тех населённых пунктах, где уже подведён газ.
По другой информации из правительства области, эти установки в текущем году могут быть смонтированы и в Мышкинском, Любимском, Некоуз­ском, Некрасовском муниципальных районах. Там, где сейчас проходит газификация.
Не будут забыты и возможности рыбинского НПО «Сатурн», производящего аналогичные по действию установки, только гораздо более мощного действия. Их собираются использовать уже в городах Переславле, Рыбинске, Ростове, Тутаеве.
Как бы там ни было, сеть газопоршневых КГУ должна сначала покрыть ярославское село, а затем и выйти на россий­ский рынок.
Впрочем, вот тут-то и кроется закавыка, о которой я говорил в начале своего материала. Дело в том, что всё техническое перевооружение ярославского двигателя ЯМЗ-240, после чего он, собственно, и стал газогенераторной установкой, делалось в Германии руками немецких рабочих и инженеров.
На совещании в ОАО «ЯМЗ» партнёры делали на этом особый упор. Не имеет смысла возить «базовые» ярославские дизельные движки через две границы, увеличивая таким образом их себестоимость за счёт пограничных сборов и транспортных расходов. Линию с полным циклом следует налаживать в Ярославле. Немцы готовы предоставить для этого всю необходимую техническую документацию.
Коллеги из Германии мыслят масштабно. Они уже намерены поделиться опытом по созданию сервисной сети по обслуживанию когенерационных установок. Причём с обязательным обучением в ярославских учебных заведениях будущих профильных инженеров, техников и рабочих. Им неинтересно выпускать оборудование для нужд одного региона. Экономический «drang nach Osten», одним словом.
А что ярославцы?
Перед совещанием на моторном немцев специально водили по цехам, демонстрируя возможности завода. После чего директор группы компаний «Wolf» Фритц Хелле заявил, что он оптимист. Если вспомнить расхожую поговорку, что «оптимист – это хорошо информированный пессимист», то у ярославских специалистов шансы есть. Шансы на повышение квалификации и на новый прорыв в автопроме.
Я имею в виду перспективу, если газопоршневой движок с такими высокими характеристиками вновь вернуть из котельной под капот грузовика… Вот вам и инновации, и новые технологии, и прорыв! Впрочем, это пока фантазии. Сначала нужно научиться делать КГУ в Ярославле без немецкой помощи.

• Ресурс КГУ состоит из шести тысяч часов в год беспрерывной работы.
• Коэффициент полезного действия КГУ составляет, по разным оценкам, от 80 до 90 процентов. Немыслимые цифры! Для сравнения: обычные тепловые котельные имеют максимальный КПД в 35 процентов.
• Таким образом затраты на производство тепловой и электрической энергии уменьшаются в два-три раза.
• Установка окупается соответственно тоже за два-три года.

Читайте также
  • 16.01.2013 За тепло – по отдельным квитанциямЖителей многоквартирных домов Фрунзенского района Ярославля, снабжаемых тепловой энергией от ТЭЦ-3, ждут нововведения в коммунальных расчетках.
  • 30.11.2012 «Шиннику» придётся заплатить штраф за шоу фанатов 28 ноября в Доме футбола на Таганке в Москве прошло очередное заседание контрольно-дисциплинарного комитета Российского футбольного союза.
  • 27.11.2012 Устали к концу матча?«ШИННИК» (Ярославль) – «СКА-ЭНЕРГИЯ» (Хабаровск) – 2:2 (2:0). Ярославль. Стадион «Шинник». 4000 зрителей (вход бесплатный).
  • 30.03.2012 За тепло платить истопнику Рыбинск положил начало решению проблемы растущих долгов управляющих компаний города по счетам МУП «Теплоэнерго» за по­ставки тепловой энергии.
  • 18.03.2011 Потребитель не хочет считать ТГК-2 продолжает реализацию энергосберегающих мероприятий в Ярославле.  
  • 06.11.2008 Монополистам придётся заплатитьБолее восьми с половиной миллионов рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке производства и передачи тепловой энергии в пределах территории,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Директор и его победыСегодня свой 60-летний юбилей отмечает генеральный директор ЗАО «Верхневолжский территориальный монтажный
  • В Москву меньше чем за час Все оживленнее становится в аэропорту «Туношна». В этом году число самолето-вылетов с его
  • Деньги до бюджета не дошли В первом квартале большие задержки по выплате зарплаты начались в Рыбинском и Некоузском муниципальных