четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 06 июля 2002

Первый в мире

Исполняется 70 лет со дня пуска

автор Андрей СОЛЕНИКОВ.

 

в эксплуатацию Ярославского завода синтетического каучука – родоначальника целой подотрасли в мировой нефтехимии,

без которой сегодня просто невозможно создание шин, резиновых и асбестовых изделий, технических тканей, современных эмалей и грунтов, клеев, искусственных кож, влагостойких сортов бумаги и отделочных материалов, кабелей и герметиков. Автомобильная и авиационная промышленность, космонавтика, энергетика, электроника, связь сегодня не могут обойтись без синтетических каучуков и латексов.

В России и на территории бывшего Союза действует более десятка производств синтетического каучука, и первенец новой подотрасли промышленности – «СК-Премьер» по-прежнему в строю. Его коллектив отмечает юбилей предприятия восстановлением

и модернизацией цехов, наращиванием выпуска каучуков и латексов.

Выигрыш в мировом соревновании

«Невероятно! Это невозможно сделать!» – такое заявление в мае 1931 года Томас Эдисон сделал в интервью американской газете «Юнион», узнав, что в России на опытном заводе «литер А» получен первый блок синтетического каучука. Гениальный изобретатель безрезультатно бился над решением этой же задачи несколько лет. А буквально год спустя, 7 июля 1932 года, в Ярославле вступил в строй первый в мире завод по промышленному получению синтетического каучука, получивший название СК-1, ныне ОАО «СК-Премьер».

В рекордные сроки, всего за год, во многом благодаря энтузиазму первостроителей завода во главе с начальником стройки, а затем первым директором Лукой Трофимовичем Стрежем (на снимке) уникальное, не имеющее аналогов предприятие было сооружено и пущено в работу. И это при том, что основными орудиями на этой стройке были кирка, лопата и топор, а транспорт преобладал гужевой.

Первой продукцией предприятия был натрий-бутадиеновый каучук, полученный по способу академика, профессора химии Петербург-ской военно-медицинской академии Сергея Васильевича Лебедева.

Революцией мобилизованный

и расстрелянный

Трагична судьба первого директора завода СК-1. Петербуржец Лука Трофимович после окончания четырех классов городского училища работал на сланцевых рудниках неподалеку от Северной столицы. В 17 лет он ушел с продотрядом добывать для голодающего города хлеб, затем воевал на фронтах гражданской войны, которую закончил в звании военком-брига. Проучившись три года в военной академии, перешел в Московский институт народного хозяйства им. Плеханова и с отличием закончил его. Был директором крупных текстильных предприятий Костромы и Иванова, а в 1931 году возглавил строительство СК-1.

В 1937 году, уже будучи директором резиноасбестового комбината, он был обвинен в антинародной деятельности. Формальным поводом ареста стал ряд аварий, случившихся с 1932 по 1935 годы, в период освоения производства синтетического каучука.

Специалистам было ясно, что для процесса, не изученного нигде в мире и до того опробованного лишь на малых опытных установках, аварии неизбежны. Рабочие открыто выразили недоверие следователям НКВД, считая арест Луки Трофимовича ошибкой, что по тем временам было неслыханной смелостью, но в июне 1937 года Стрежа расстреляли.

СК-1 первый во всем

Тем не менее завод рос и развивался. По мере замены в отечественной резиновой и шинной промышленности натуральных каучуков синтетическими возникла потребность в том, чтобы наделить их самыми разнообразными свойствами для создания резин, выдерживающих мороз и жару, бензо- и маслостойких, а для электроэнергетики еще и обладающих высокими диэлектрическими свойствами. СК-1 становится лидером в разработке и освоении выпуска таких материалов. В 1938 году заводскими специалистами во главе с будущим академиком Борисом Долгоплоском были открыты возможности эмульсионной полимеризации и на основании этих разработок впервые в стране начато производство синтетического латекса. В годы Великой Отечественной войны Ярославский завод СК обеспечивал каучуком и латексом потребности оборонной промышленности, за что в марте 1946 года решением ВЦСПС и Наркомата резиновой промышленности СССР заводу передано на вечное хранение переходящее Красное знамя. Освоение новых каучуков и строительство цехов для их производства продолжались и в послевоенные годы. В 1947 году пущен цех бутадиен-нитрильных каучуков для маслобензостойких изделий. Этот цех под номером 9 стал первым, где каучук производился из непищевого сырья, что в условиях послевоенного времени приобретало не только техническое, но и социальное значение.

В пятидесятых годах лабораторией Б. А. Долгоплоска в Ленинград-ском ВНИИСК разработан и на Ярославском заводе СК, в опытном цехе, выпущен по новому методу массовый каучук СКД. Он по многим свойствам превосходил натуральный. Отработанная в Ярославле технология была с успехом внедрена на новых крупных производствах в Ефремове и Воронеже в 1964 – 1966 годах.

Освоение в широких масштабах выпуска каучука СКД было столь важно для народного хозяйства страны, что все наиболее активные участники разработки и освоения процесса стали лауреатами Ленинской премии. В числе лауреатов был и научный руководитель центральной заводской лаборатории Ярославского завода СК Павел Виноградов. Большая группа работников предприятия награждена орденами и медалями.

И по сей день над проходной завода можно увидеть изображение ордена Трудового Красного Знамени. Это награда ярославским эсковцам за ввод в строй в 1970 году и успешное освоение самого крупного в стране комплекса по производству бутадиен-стирольных латексов. В число новых объектов вошла уникальная и единственная в стране установка по выпуску латекса для пеногубчатой резины. Спрос на этот материал сразу же превысил проектные мощности, так как пеногубчатые материалы стали незаменимыми при производстве автомобилей и тракторов, мягкой мебели и многого другого.

Рассказывают, что, когда новый цех останавливали на плановый ремонт, на автотракторных заводах вынуждены были следом останавливать сборочные конвейеры. Производственные мощности цеха были в сжатые сроки освоены, а затем и превышены вдвое против проектных.

В начале семидесятых годов специалистами завода был разработан процесс получения одного из так называемых «жидких» каучуков – каучука СКДП-Н и с 1976 года организовано его производство в промышленном масштабе. Новый материал заменил пищевые растительные масла в производстве олифы, а затем нашел применение в различных строительных композициях.

Этапным моментом в истории завода можно считать пуск крупнотоннажного производства изопренового каучука СКИ-3 – полноценного заменителя натуральных каучуков. В тогдашней прессе это событие называли вторым рождением завода-ветерана. В кратчайший срок было освоено высокоавтоматизированное производство прекрасного сырья для шинной и других отраслей промышленности. С пуском комплекса СКИ-3 объем производства продукции на заводе вырос на две трети при незначительном росте численности персонала.

Опасный поворот

Тогда, в 1979 поду, вряд ли кто мог даже предполагать, что именно производство СКИ-3 окажется самым слабым звеном на заводе, которое не выдержит испытания рыночной экономикой. Рассказывает ветеран завода Валерий Куликов, руководивший им в 1986 – 1996 годах: «Когда строился СКИ-3, велась активная разработка богатейших нефтяных месторождений Западной Сибири, строились мощные нефтехимкомбинаты и не возникало вопроса о том, где взять сырье для нового производства. В качестве поставщиков изопрена за Ярославским заводом СК были закреплены Новокуйбышевский нефтехимкомбинат и Чайковский завод СК. Однако в 1993 году установки по производству изопрена на этих предприятиях были остановлены, и комплекс СКИ-3 в Ярославле оказался без сырья. Начался спад во всей промышленности страны, рушились экономические связи между производителями и потребителями в бывших союзных республиках. Мы начали самостоятельный поиск источников сырья. И после двухлетнего простоя в ноябре 1995 года комплекс СКИ-3 снова был пущен. Правда, «недолго музыка играла». В результате противодействия более сильного конкурента производство вскоре снова лишилось сырья и остановилось надолго».

К 1996 году в стране достигла апогея эпидемия неплатежей и бартерных сделок. Новое руководство решило сделать упор на выпуск ширпотреба – всевозможных клеев, шпаклевок. Ранее это было подсобное производство, невеликое по объему, но зато давало живые деньги. Однако последствием этого шага стало то, что более предприимчивые конкуренты вытеснили ярославский завод с рынка каучуков и латексов. Впрочем, хозяева, владельцы крупных пакетов акций ОАО «СК-Премьер», особо и не интересовались судьбой завода. Лишь в конце 2000 – начале 2001 года была предпринята попытка восстановить производственный потенциал, но ресурсов на это не хватило. Весь 2001 год ушел на поиск нового инвестора. Спасение пришло в феврале этого года, когда инвестор нашелся. Им оказалось ОАО «Группа Альянс», специализирующееся на антикризисном управлении и консалтинге. С его приходом на завод началось возрождение предприятия.

Синтетический каучук – бизнес прибыльный

Что представляет собой «Группа Альянс» и каковы ее намерения в отношении Ярославского завода синтетического каучука? Об истории «Альянса» и планах этой компании в отношении Ярославского завода СК мы попросили рассказать представителя управляющей компании нынешнего генерального директора ОАО «СК-Премьер» Александра Николаевича Таболина (на снимке вверху справа):

– Многопрофильный холдинг ОАО «Группа Альянс», образованный в апреле 1998 года, специализируется на антикризисном управлении, комплексном обеспечении оздоровления и реструктурировании предприятий в России и СНГ, оказании услуг по финансовому и юридическому консалтингу. Еще в момент создания в 1998 году «Группа Альянс» объявила о двух важнейших составляющих своей корпоративной стратегии. Это, во-первых, ставка на развитие кризис-менеджмента как самостоятельного, нового для российского рынка бизнеса. Во-вторых, это приоритет социальной миссии предпринимательства и взаимодействие в целях ее выполнения с государственными институтами, в первую очередь на уровне субъектов Российской Федерации.

За годы своей работы «Группа Альянс» занималась антикризисным управлением в государственной нефтяной компании «Роснефть», разработкой концепции создания национальной нефтяной компании России. В 1999 году «Группа Альянс» по поручению руководства Казахстана привлечена для управления межгосударственным украинско-казахстанским проектом по обеспечению комплексного развития третьего на Украине нефтеперерабатывающего завода в Херсоне – ОАО «Херсоннефтепереработка». В 2002 г. межгосударственный проект получил новое развитие. К двум участникам проекта – казахстанской государственной компании «Казмунайгаз» и российской «Группе Альянс» – присоединилась российская государственная компания «Роснефть». Также в активе «Альянса» проект по антикризисному управлению на Томском нефтехимическом комбинате, программа финансово-экономи-ческого оздоровления ОАО «Востсибуголь» и других предприятий.

На «СК-Премьер» наша команда пришла всерьез и надолго. Приступив в феврале этого года к работе в Ярославле, мы первым делом стали погашать рабочим долги по зарплате, реструктурировать перед кредиторами старые долги, которых на тот момент было более 150 млн. рублей. Сегодня к заводу нет претензий по текущим платежам, одновременно стали индексировать зарплату. Дело в том, что за время, пока предприятие стояло, многие квалифицированные работники уволились, нашли работу на соседних предприятиях. Чтобы их вернуть, привлечь ветеранов к возрождению завода, мы должны были поднять оплату труда хотя бы до средней в промышленности города. И сегодня она достигла такого уровня – около 5 тысяч рублей. Наши менеджеры, в том числе специально созданного торгового дома «СК-Премьер», изучили конъюнктуру спроса на продукцию завода. Выяснилось, что ярославские латексы и каучуки потребители помнят как очень качественные, уважают марку завода. Несмотря на то, что место «СК-Премьер» на рынке успели занять другие фирмы, спрос на наиболее массовые каучуки и латексы нашего производства есть, мы стали возвращать заводу прежних потребителей, находим и новых.

К счастью, оборудование в основном было сохранено в хорошем работоспособном состоянии. Задержка в пуске некоторых установок была связана лишь с недостатком квалифицированных кадров. Но как только мы обратились за помощью к ветеранам завода, они откликнулись на наш призыв.

В канун 70-летия завода хочу выразить им огромную признательность. Без их знаний и опыта нам не удалось бы запустить завод столь быстро. На сегодня работают латексное производство, цех по выпуску жидких каучуков. Возрождается производство товаров народного потребления – клеев, шпаклевок. Через 2 – 3 месяца мы рассчитываем выйти на объем производства 500 – 600 тонн каучуков и латексов ежемесячно, что обеспечит рентабельность предприятия и позволит ему получать прибыль и окончательно выйти из долгов.

Наши ближайшие планы в том, чтобы на существующих мощностях за счет их реконструкции и модернизации освоить продукцию совершенно нового качества и ассортимента, выйти с ней не только на отечественный, но и на зарубежный рынок. «Группа Альянс» вкладывает в это достаточно большие средства.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают