пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 06 августа 2002

Восемьсот метров по преисподней

Шахтеры в Рыбинске... Копер, вагонетки, проходка, кессонная болезнь... Да, да, именно так. Шахтеры в Рыбинске работают ровно одиннадцать лет. В июле девяносто первого пришли они в микрорайон Копаево. "Закопались" в землю на глубину двадцать два метра и от главной шахты начали проходку в тяжелых рыбинских глинах, направляя глубинный экскаватор на север.

автор Марина МОРОЗОВА.

 

Так в Рыбинске было положено начало строительству уникального объекта, каких в России - единицы.

Рыбинский "метрострой"

Без метро Рыбинск, конечно, обойдется. А вот без второй очереди очистных сооружений и их главной составляющей - канализационного коллектора - никак. Уже к концу восьмидесятых старые очистные захлебнулись продуктами жизнедеятельности большого промышленного города. Даже официальная статистика констатировала: пятая часть стоков уходит в Волгу неочищенными. Экологи же утверждали, что гораздо больше. И хотя лишних денег в городском бюджете не было и тогда, власти все же приняли решение строить вторую очередь очистных сооружений.

Канализационный коллектор, призванный собирать все городские стоки, был задуман в наиболее экономичном варианте. За счет перепада высот между начальной и конечной точками коллектора нечистоты под естественным давлением, без всяких насосных станций, без затрат электроэнергии самотеком пойдут через весь город к

очистным сооружениям. Совершенно отпадет необходимость в канализационно-насосных станциях, которые по-прежнему остаются очагами экологической опасности, слишком ненадежны и весьма затратны.

Прокладывать коллектор длиной в семь километров на глубинах от пяти до двадцати метров совершенно нереально. Единственным в Союзе предприятием, освоившим уникальную технологию строительства подобных объектов закрытым способом без вскрытия поверхности, была таллинская фирма "Балтокс-Т". К ней и обратились руководители города.

Эстонцы оценили работу в триста миллионов рублей. И поскольку альтернативы не было, рыбинцы согласились. На отцов города, решившихся на столь грандиозную и дорогую стройку, многие смотрели тогда, как на умалишенных. Заказчиком определили "Водоканал", которому за пять лет предстояло освоить коллектор и построить новые очистные сооружения.

Однако шло время, а "Водоканал" так и не обеспечил строительство. Когда дисциплинированные эстонцы серьезно пригрозили штрафными санкциями, объект был передан муниципальному предприятию "Стройзаказчик". И дело пошло. В Рыбинске был создан филиал эстонской фирмы "Балтокс-Т". Вот так в городе появились первые шахтеры.

Сегодня "Балтокс-Т" - уже не заграница. Когда эстонцы решили продать рыбинский филиал, собственниками тоннельно-строительной компании стал частный бизнес с рыбин-ской пропиской. Владимир Дунаев, Виктор Ковалько и Павел Шикунов основали холдинг, который отныне берет сложные подряды по бестраншейной прокладке трубопроводов. Подобные фирмы сейчас работают лишь в Нижнем, Саратове и Владимире. Рыбинские шахтеры прокладывают тоннель длиной семь с половиной километров с диаметром в 2,56 метра. Он проляжет под Рыбинском от проспекта Революции с глубины пять метров до другого края города - поселка Копаево.

Впрочем, давайте спустимся в шахту и посмотрим тот путь на глубине двух десятков метров, который ежедневно проходят четыре горных мастера.

С небес в преисподнюю

Нашим подземным гидом стал Александр Осинский, исполнительный директор "Балтокса". Необычной судьбы человек. Сказать коротко: из подземелья он ушел в небо, а с небес вновь вернулся в преисподнюю, именно так.

Закончив Южно-русский государственный технический университет, Осинский получил специальность горного инженера, а параллельно - штурмана военно-транспортной авиации. На срочную службу призван был в авиацию. Отслужив, работал в геологоразведочной партии, в ростовских угольных шахтах на глубине тысячи метров. Но с небом расстаться не смог и стал курсантом Ворошиловградского летного училища.

Теперь уже бывший штурман реактивного стратегического бомбардировщика Ту-16 Александр Осинский хорошо помнит 1984 год и небо над Афганистаном. Или Афганистан под его желтыми небесами, когда советская истребительно-бомбардировочная авиация наносила массированный удар по базам злейшего врага СССР Ахмат-шаха Масуда. Потом был Дальний Восток, военная разведка. Довелось освоить разные модификации Ту-16 - бомбардировщик, заправщик и разведчик. Александр налетал в небе над бывшим Союзом, Европой и Азией восемьсот часов...

А потом снова попал в глубину земли: горно-обогатительный комбинат, песчаные карьеры, рыбинский "метрострой". Общий шахтерский стаж Осинского перевалил за семь лет...

Наше снаряжение Осинский проверил столь же дотошно, как, вероятно, перед взлетом проверял свой самолет. Итак, вперед! Точнее сказать, вниз!

Восемьсот метров под землей

Шахта начинается на земле. Каждое утро приезжают проходчики сюда, в санитарно-бытовой комплекс. Ежедневный медицинский контроль обязателен, ибо работают шахтеры под давлением около двух атмосфер. Раздевалка. Белейшее исподнее - кальсоны и рубаха, спецовка, добротные портянки и резиновые сапоги. Плюс каска, шахтерский фонарь и самоспасатель - устройство для дыхания на случай ЧП. Вот так же снарядили в "Балтоксе" и нас. В автобусе мчимся на базу, где возвышается копер, хранится техника, оборудование, стройматериалы.

На земной поверхности - зной. А здесь уже на четвертом пролете лестницы чувствуется дыхание подземелья и спасительная прохлада. Ноги, наконец, касаются дна. Шахтерская "звезда" во лбу меркнет от света лампочек впереди. Сейчас на глубине технологический перерыв, в шахте - тихо, не работает глубинный экскаватор, не носится туда-сюда вагонетка, не нагнетается свежий воздух. Разумеется, снято давление, запирающее воду, поэтому влага просачивается сквозь мельчайшие щели в коллекторе, и, капая с маленьких соляных сосулек-сталактитов на невесть откуда взявшиеся грибы-поганки, стекается под деревянный настил между рельсами.

Наш путь до цели - восемьсот метров вдоль Волги по огромной трубе, которая уже прорублена в глинистой породе и "одета" в железобетонные тюбинги. Здесь всегда, даже зимой, одна температура - четырнадцать - восемнадцать градусов.

Наконец, когда ноги уже стали заплетаться в едва различимых в воде "шпалах" рельсового пути, впереди показался тупик. Вот он, главный работник проходки - так называемый щит. Цилиндр с диаметром коллектора, внутри которого силовая установка, огромная "кротиная" лапа, выбирающая породу, лента конвейера, выносящего глину из щита в вагонетку, пульт управления с множеством рычагов и кнопок, рабочее место машиниста. Здесь же в щите работает и помощник машиниста, который отбойным молотком или лопатой орудует там, куда не добирается железный "крот". Он же грузит породу в вагонетку, которую тащит за собой маленький электовозик. Им управляет оператор. Еще один проходчик работает сзади щита. По мере выработки грунта мощные домкраты вдавливают щит в породу. По рельсам к щиту до-ставляют тюбинги, крепеж, раствор и прочие материалы. Укладка тюбингов косым стыком в коллектор тоже механизирована. Место стыков цементируется, а в пустоты между коллектором и глинистым "целиком" через тампонажные отверстия закачивается бетонный раствор. Трудно поверить, что со всем этим управляются всего четыре шахтера. Жуткая теснота, давление в две атмосферы, грохот, пыль и полумрак - в таких условиях смена работает шесть часов. А затем - наверх, но через специальный шлюз, как у подводников, где медленно сбрасывается давление.

Берут на эту работу только физически крепких мужчин. Первые проходчики приехали в Рыбинск из Прибалтики. А потом филиал кинул клич по всему Союзу. Сегодня в штате из 28 человек работают мастера из Владимира, Дагестана, Украины, Рыбинска.

К началу стройки приехал в Рыбинск Владимир Неклюдов с женой и маленьким ребенком. Сегодня он - механик подземных участков. От рабочего до главного инженера "вырос" в шахте Наиль Мухамедшин. Валерий Павлов, машинист щита, пришел в "Балтокс" после полиграфического техникума, освоил шахтерскую специальность с самых азов, и теперь его бригада лучшая в проходке. А вообще специалисты здесь на вес золота. Особенно ценят в Рыбинске горных инженеров и опытных маркшейдеров, или, другими словами, подземных штурманов.

В конце тоннеля света нет

Полные впечатлений, уже на верху мы снова берем в оборот Александра Осинского. Уникальная технология, уникальный объект, который... обречен, выражаясь языком шахты, на скудный глоток кислорода.

Первую очередь коллектора длинной в два с половиной километра планировалось проложить за пять лет. Прошло уже одиннадцать, но даже километра шахтеры не прошли.

Плановая производительность щита - шестьдесят метров в месяц. В лучшие времена проходили под землей до пяти метров в сутки, работая в три смены. Сегодня щит продвигается в глубь породы лишь на... двадцать сантиметров в день - это тот необходимый и обязательный минимум проходки, который нужно освоить в сутки, чтобы обеспечить безопасность работ, чтобы щит не затерло в породе, как крейсер во льдах. Шахтеры вспоминают слова старого директора: "Нам все равно, какая там власть наверху - коммунизм, фашизм или капитализм, проходка не может остановиться ни на день".

Так и было все одиннадцать лет, и все это время архиважный для промышленного города объект финансировался заказчиком крайне недостаточно - лишь 6 - 10 процентов (!) от потребности. Простая арифметика: если щит по-прежнему будет проходить двадцать сантиметров в сутки, то конечной точки шахтеры достигнут через... 91 год!

Впрочем, триста миллионов сегодня и одиннадцать лет назад - это, как говорят одесситы, две большие разницы. Промедление с финансированием ежегодно увеличивает затраты на прокладку тоннеля - поставщики взвинчивают цены. У рыбинских шахтеров, как и в угольных регионах, задержки с зарплатой - не редкость.

Ничего оптимистичного не обещает местный бюджет и в этом году, и в будущем. Других источников у южного коллектора нет.

Филинский прокол

Впрочем, оптимизма шахтеры не теряют. Южный коллектор - не единственный подряд "Балтокса". Недавно проходчики завершили сложнейший объект - прокладку металлического футляра методом продавливания, или так называемый прокол под железнодорожным узлом на станции Филино в заволжском районе Ярославля. Через этот футляр пойдет канализация от микрорайона пятидесятого завода.

Технология прокола уже была отработана проходчиками в Данилове. Но филинский оказался непредсказуемым, а это для шахтера - ЧП. Снова надеваю знакомую каску, портянки и сапоги. Спуск в шахту, из которой уходит в грунт труба чуть больше метра диаметром. Тут уж не выпрямишься, вместе с горным мастером Сергеем Удаловым передвигаемся, согнувшись в три погибели.

О том, что геологи ошиблись, выдав строителям неверную геологическую ситуацию, проходчики узнали лишь тогда, когда соорудили большую часть огромной шестиметровой шахты. На третьей раме тяжелая глина, предсказанная геологами, неожиданно превратилась в мощный слой водонасыщенного песка. Плывун стал теснить шахту, пришлось устраивать дополнительную опорную раму.

Но самое сложное было впереди. Когда трубопровод подошел под первый рельсовый путь, шестиметровый слой песка над трубой рухнул. Рельсы повисли в воздухе...

Образовавшуюся под рельсами воронку оперативно засыпали гравием. Когда не выдержал песчаный потолок под второй веткой, проходка была остановлена.

В дело пошла технология так называемых разгружающих пакетов. Движение поездов на одной из веток переносится на другую, на короткое время, лишь на одну смену, демонтируется рельсовый отрезок со шпалами, выбирается грунт и ставится мощный поперечный стальной мост, на который вновь укладываются шпалы и рельсы, и движение восстанавливается. Еще две главные ветки шахтеры проходили исключительно пакетным способом при активном участии железнодорожных строителей...

* * *

Филинская проходка завершена - на той стороне "железки", на пятидесятом метре, в стальной футляр весело заглядывает солнце. Когда же заглянет оно в южный рыбинский коллектор на семь тысяч пятисотом метре? Впрочем, если и случится чудо, если депутаты Госдумы включат объект в федеральный бюджет, приведет построенный коллектор в никуда - объекты второй очереди очистных сооружений, которые давно начал строить "Водоканал", сегодня напоминают разбитый вражеской артиллерией железобетонный форт. Так что еще долго терпеть Волге человеческую бесхозяйственность.

На снимках: Александр ОСИНСКИЙ (верхний снимок); вот так выглядит спуск в преисподнюю (нижний снимок).

Фото Дениса МАКСИМОВА.

Читайте также
  • 06.07.2011 Коллекторы доберутся до должников по коммуналке Вскоре взысканием долгов за коммунальные услуги займутся серьёзно и профессионально.    
  • 10.09.2008 Чуть не утонул в центре городаТрагедией чуть было не закончилась прогулка двоих рыбинских мальчишек по заброшенному зданию в центре города. 11-летний паренёк упал в котлован, заполненный
  • 05.12.2006 Дело о трубе пухнет. Труба течетВ статье «До Росприроднадзора не достучаться» («Северный край» от 31.08.2006 г.) сообщалось о жалобе жителей поселка Карачиха на зловонные стоки из самотечного
  • 31.08.2006 До Росприроднадзора не достучатьсяЕще один источник загрязнения Которосли хозфекальными стоками выявили специалисты комитета природопользования и охраны окружающей среды мэрии Ярославля.
  • 21.06.2002 110 шахтеров погибли при взрыве газа КИТАЙ. На шахте «Чэнцзыхэ» в городе Цзиси северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян деятки шахтеров погибли от взрыва газа в четверг.
  • 30.01.2002 В шахте – до выдачи зарплаты ЮЖНО-САХАЛИНСК. 33 шахтера ООО «Быков-уголь», шахты в поселке Быков Долинского района Сахалинской области, отказались подниматься из забоя на поверхность.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают