пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 31 марта 2005

Товарооборот – барометр благосостояния

О сегодняшнем состоянии и тенденциях развития торговли, общественного питания и сферы услуг Ярославской области на ближайшее время наш корреспондент беседует с директором департамента потребительского рынка товаров и услуг Верой Ивановной ШЕМЯКИНОЙ.

 

– Вера Ивановна, какие тенденции сейчас наблюдаются в торговой сфере Ярославской области?

– Сегодня усилились позиции отечественных товаропроизводителей, особенно по продовольствию, расширился ассортимент, рынок достиг насыщенности по основным группам товаров. Меняется соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи, при этом доля нестационарных форм постоянно снижается. Сократилось число вещевых и смешанных рынков за счет закрытия временных и мелких. Все это явилось стимулирующими факторами прогрессивных изменений в организации торговли и общественного питания. Стали открываться магазины новых типов, работающие по передовым технологиям: супермаркеты, торговые центры, предприятия быстрого обслуживания. Розничная торговля существенно улучшила качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, и прежде всего за счет салонной и посылочной торговли, магазинов-складов с технологией «Кэш энд кэрри».

В области активно развивается сетевая торговля. Причем в основном ее двигают ярославские предприниматели. Это сеть универсамов «365», «Каскад», «Купчий Яр», «Лотос-М», фирменные магазины ЗАО «Атрус» и другие. Особо нужно выделить запланированные к открытию крупные торгово-развлекательные центры. Они спроектированы как единые территориальные комплексы с автостоянками и по проектам размещены на пересечении автомагистралей и за пределами интенсивной городской застройки.

– Как выглядит в цифрах развитие торговли?

– Сейчас в области функционирует почти 7000 стационарных торговых точек торговой площадью 600 тыс. кв. м, в том числе 200 торговых домов, центров и комплексов, 81 рынок на 20 тыс. торговых мест. В розничной торговле занято 78 тыс. человек, или 6 процентов от числа всех работающих ярославцев. В бюджетную систему РФ от торговли и общественного питания поступило около 10 процентов от общей суммы налогов, собираемых по всем отраслям экономики.

В области создан благоприятный инвестиционный климат. За последние четыре года предприниматели открыли 1000 магазинов, 250 баров и кафе, 360 предприятий бытового обслуживания. Только в 2004 году инвестиции в потребительский рынок составили 1,6 млрд. рублей, вновь открыто и реконструировано более 200 предприятий розничной торговли, было создано дополнительно без малого 3,5 тыс. рабочих мест. Однако остается нерешенным вопрос равномерного размещения предприятий по районам города. Еще недостает магазинов шаговой доступности, не получили должного развития современные системы оптовой и мелкооптовой торговли.

Количество же рынков сократилось, и доля продажи товаров на них тоже снизилась. Приоритетным направлением должно стать постепенное преобразование крытых рынков в торговые комплексы с современным оборудованием и условиями для размещения, хранения и примерки товаров.

– Во всем мире основной прирост экономики дают малые предприятия. Что делается в Ярославле для под-держки предпринимателей?

– Действительно, большую роль в развитии потребительского рынка играет малый бизнес. Число малых предприятий в 2004 году составило примерно 10 тысяч. Около 70 процентов сосредоточено в торговле и общественном питании. Чтобы содействовать открытию новых предприятий, а действующим помочь в развитии, в нашей области реализуются три региональные целевые программы. Еще одна призвана развивать бытовое обслуживание населения.

– Что можно сказать об уровне жизни ярославцев?

– Что он выше, чем у соседей. Реальные денежные доходы жителей области за последний год увеличились на 4,3 процента. По-прежнему основную часть своих денег ярославцы тратят на покупку товаров и оплату услуг. В Ярославской области сохранилась высокая покупательная способность населения, это видно из прироста оборота розничной торговли. Он вырос на 10 процентов по сравнению с 2003 годом. Это выше, чем в Воронежской, Орловской, Смоленской областях, но, к сожалению, ниже, чем в целом по Россий-ской Федерации. При этом рост потребительских цен составил 11,7 процента – ниже, чем во Владимирской, Ивановской, Костромской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях.

– Вера Ивановна, каков прогноз ситуации на потребительском рынке области в ближайшее время?

– По прогнозным оценкам, в 2005 – 2007 годах прирост оборота розничной торговли ожидается на уровне 8 процентов, в рублях ориентировочно – 36 миллиардов. Этому будет способствовать строительство нового жилья. А улучшение жилищных условий обусловит высокий спрос на строительные материалы и товары длительного и повседневного пользования, что также повлечет дальнейшее расширение сети современных супермаркетов. Оборот общественного питания будет расти несколько медленнее. В 2005 году предполагается реальный рост объема платных услуг примерно на 5 процентов. При этом увеличение цен и тарифов на услуги будет значительно опережать рост индекса потребительских цен.

– Вы работаете в сфере торговли 35 лет. Когда было легче – в советское время или сегодня?

– В советскую эпоху отсутствовала одна из граней независимости человека – свобода выбора. Покупателю приходилось «брать» выделенные по фондам, карточкам, талонам, спискам продукты и промышленные товары в условиях постоянного дефицита, простаивая в бесконечных очередях. В то время я была инструктором облисполкома и участвовала в работе комиссии по продовольственному обеспечению, которая принимала решения по нормированному распределению продуктов. Сколько мы рассмотрели жалоб по этому поводу! Было просто унизительно предлагать 300 граммов макарон, 200 г масла и т. п.

Сейчас стало сложнее и ответственнее управлять. Хотя я согласна с высказыванием, что бизнес должен получать меньше указаний от правительства и побольше – от потребителя. Рынок требует превращения экономики средств производ-ства в экономику для людей.

Иногда говорят: нужно учиться торговать по-европей-ски. Меня это коробит. На Руси всегда умели торговать, россияне были добросовестны и не алчны. Ярославская губерния была известна как купеческий край, богатый своими традициями. Все знают купцов Елисеевых, Грачевых, Пастуховых. А Дунаев – один из немногих представителей рус-ского купечества, которые внесены в коронационную книгу, посвященную 300-летию дома Романовых.

В торговле, как и в политике, необходимо иметь доброе имя. Ни в той, ни в другой обманывать много раз невозможно. У нас появились современные предприниматели, которые уважают власть и законы, имеют новый взгляд на проблемы бизнеса, обладают опытом и способностями. Среди них Дмитрий Груданов – лучший менеджер области (сеть магазинов «365»), Светлана Старостина («Купчий Яр»), Валерий Барабанов («Каскад») и многие другие.

На федеральном уровне, к сожалению, нет органа, который формировал бы политику в области торговли. Вероятно, Правительство РФ недооценивает эту отрасль. А ведь торговля не только кормит, одевает, обувает и обеспечивает предметами обихода, она создает рабочие места. Торговая сфера загружает заказами заводы и фабрики, благодаря этому пополняются региональные и местные бюджеты, она разрабатывает маркетинговую политику и диктует ее другим отраслям.

//Беседовал Сергей ЯКОВЛЕВ.

* * *

Р. S. Сегодня у Веры Ивановны Шемякиной день рождения. Редакция поздравляет ее с юбилеем и желает крепкого здоровья, семейного счастья и дальнейших успехов на нелегком управленческом поприще.

Читайте также
  • 14.02.2012 Картошку и меха берём на рынке В 2011 г. оборот розничной торговли составил 126,0 млрд. рублей и вырос по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. в товарной массе на 10 процентов,
  • 22.11.2011 У потребительского рынка – социальный вектор По насыщенности торговыми площадями Ярославль входит сегодня в первую пятёрку российских городов, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Казани. А какие
  • 25.08.2011 Большие перемены маленьких рынков Привычное для многих из нас дело – по дороге с работы забежать на мини-рынок перед домом и купить на ужин всё необходимое. Или с утра в выходные
  • 06.10.2010 Сенной преображается В Рыбинске на Центральном рынке, более известном в народе как Сенной, полным ходом идёт благоустройство. Началось оно ещё осенью прошлого года, когда на
  • 08.02.2003 Ликбез для торговцев ...Зимний, морозный день. Продавцы уличного мини-рынка, облаченные в тулупы, шали, валенки, стоят, припорошенные снегом, возле своих торговых палаток.
  • 26.07.2002 Центральный рынок сегодня и завтра Исторически сложилось, что в самом центре Ярославля на бойком месте располагались торговые ряды, где горожане покупали все необходимое для дома и семьи.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • В САХе все на новый ладИ невооруженным, как говорится, глазом видно, что Ярославль за последние два года стал значительно чище,
  • Мешком – по ударному трудуСквозь плотную завесу дождя, зависшую над большей частью территории Ярославской области, уже просматриваются
  • Блеск и нищета монополиста В начале отопительного сезона «Яррегионгаз» преподнес потребителям голубого топлива очередной