воскресенье 18

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

четверг, 08 ноября 2012

Игорь ЕЛФИМОВ:«В Ярославской области создаются условия для развития экономики XXI века»

В конце прошлой недели в Ярославле состоялся международный форум «Инновации. Бизнес. Образование-2012». Его участникам была представлена концепция социально-экономического развития Ярославской области, отражающая приоритеты региональной политики в этой сфере. Один из них – интеллектуализация государственного управления экономическим развитием региона. О том, что делается в этом направлении, рассказывает заместитель губернатора области Игорь Елфимов.

автор Беседовал Иван РЫБИН.

 

– Ключевым фактором интеллектуализации государ­ственного управления, направленным на экономическое развитие региона XXI века, является содействие переходу к постиндустриальной экономике, – считает Игорь Елфимов. – Мы предполагаем осуществить этот переход через повышение конкурентоспособности базовых отраслей, через создание инфраструктуры и стимулирование малого предпринимательства. И, конечно, через проактивную позицию власти по созданию инновационной предпринимательской среды. Экономика нашей области базируется на стратегических отраслях, преимущественно промышленного профиля. Первая задача региональной стратегии – создать условия для повышения конкурентоспособности этих базовых отраслей на российском и международном рынках.

– Как вы считаете, за счёт чего базовые предприятия региона могут повысить конкурентоспособность своей продукции?

– В первую очередь – за счёт разделения различных функций с другими предприятиями. Сегодня большинство крупных предприятий региона вынуждены работать по прин­ципу замкнутого цикла, когда все или почти все детали для конечного изделия они производят самостоятельно. Это приводит к удорожанию конечного продукта. Практика аутсорсинга и субконтрактации позволяет экономить на косвенных издержках. Кроме того, благодаря этому повышается производительность труда каждого сотрудника. Возьмите, например, такую известную во всём мире фирму, как автогигант «Фольксваген». Фактически – это конгломерат десятков небольших предприятий, которые в кооперации с основным предприятием производят множество мелких деталей. Такое разделение труда выгодно и малому бизнесу, и «Фольксвагену», избавленному от малосерийного производства. Это лишь один пример, но в мире их сотни. Делегирование функций крупными предприятиями способствует активизации экономической деятельности их подрядчиков, партнёров, покупателей, научно-технических специалистов и их сервисных служб. Оба вида компаний стремятся к тесным связям с базовым предприятием.

– Бесспорно, участие в производственной цепочке выгодно как крупным, так и малым предприятиям. А как это может отразиться на общей экономической ситуации в регионе?

– Эта модель создаёт тесные деловые связи, которые могут влиять на решение инвесторов о географическом размещении своих новых производственных предприятий. Калужская область, ставшая в последние годы одной из самых привлекательных площадок для инвесторов, интересна им как раз в силу правильно организованной инфраструктуры производства. С точки зрения региональной власти, результаты кооперации влияют на инвестиционную привлекательность, рост занятости среди высокооплачиваемых рабочих мест, рост покупательской способности и в целом влияют на благополучие региона. Но главная, стратегическая задача в контексте экономики – решается проблема концентрации и размещения производ­ства в регионе.

– Чем при этом должны заниматься органы исполнительной власти региона? Есть ли у правительства области реальные рычаги, чтобы повлиять на ситуацию в экономике?

– В результате исследовательских работ и использования бюджетных средств должен быть найден набор эффективных инструментов под­держки и стимулирования стратегически важных отраслей. При этом необходимо определить приоритеты и ключевые проекты, поднимающие на новый уровень стратегические преимущества региона и учитывающие макроэкономические и геополитические тенденции развития экономики. Регио­нальная власть берётся обеспечить поддержку использования инструментов и инициатив в федеральных органах власти, способствовать вхождению в интернациональные цепочки создания добавленной стоимости.

Однако этого недостаточно. Параллельно необходимо запустить механизмы развития инновационных процессов, создать инновационную инфраструктуру, институты развития, привлечь финансовые организации. Используя накопленный региональный научно-технологический потенциал, сотрудничая с научно-техническим сообществом, обеспечить приток инноваций в традиционные секторы промышленности.

Примером такого подхода может стать технопарк, созданный по инициативе правительства области в Новосёлках на южной окраине Яро­славля. Здесь создана отличная инфраструктура, за несколько лет подготовлены квалифицированные кадры, обеспечена удобная транспортная схема. В результате сюда пришли серьёзные зарубежные инвесторы, создавшие машиностроительные и фармацевтические предприятия.

– Какое из условий развития новой экономики вы считаете главным?

– Это создание бизнес-среды, которая должна стать максимально благоприятной, не только для крупного, но преж­де всего для малого инновационного бизнеса.

Последние исследования показывают, что конкуренто­способность регионов всё в большей степени зависит от развитости физической инфраструктуры, доступности и качества кадровых ресурсов, качества делового климата и государственного управления. В применении к стратегическим механизмам развития отраслей новой экономики можно выделить несколько «крае­угольных камней», определяющих ключевые вещи, изменяющих структуру традиционной экономики ХХ века.

Во-первых, это развитие технологий и научно-исследовательской деятельности на базе традиционных отраслей, что предполагает заключение соглашений с ведущими корпорациями в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), развития инноваций и их практическое приложение в стратегических отраслях, привлечение финансовых ресурсов в проекты стратегических отраслей.

Во-вторых, развитие инновационной среды и кадрового потенциала как факторов инвестиционной привлекательности – объединение малого бизнеса вокруг базовых отраслей, формирование бизнес-креативной среды для предпринимательства и инновационной сферы, повышение качества и консолидация технологического образования, стимулирование качества жизни для молодых исследователей, профессорско-преподавательского состава и привлечённых учёных с именем.

И, наконец, развитие дополняющих и смежных отраслей новой экономики, создание благоприятных условий для предпринимательства, для инженерных и научных кадров, молодёжи, предоставление приоритета стратегическим инвесторам с высоким потенциалом локализации НИОКР и технологическим центрам.

– Как вы уже отмечали, экономика нашей области сформирована на ряде базовых отраслей, но сегодня они требуют поддержки. В каком направлении эта поддержка должна оказываться?

– Главная идея поддержки развития ярославской экономики ХХ века заключается в том, чтобы, используя потенциал традиционных отраслей, создать на их базе кластеры смежных и сопутствующих компаний, характерных для экономики XXI века. Стратегическая цель – изменить будущую структуру экономики области, снизив влияние производителей штучных продуктов, и повысить уровень доминирования экономики технологических услуг. Уверен, что Ярославская область через десяток лет станет регионом инженеров, которые внедряют технологии; разработчиков, продающих лицензии; технологов, проектирующих идеи; и менеджеров, которые локализуют эти идеи в компаниях по всему миру!

Базовым – как воздух, жизненно необходимым условием является создание инфраструктуры. А как кислород в воздухе – необходимы усилия по развитию инновационного потенциала, привлечению идей, наполняющих смыслом эту инфраструктуру.

– В 2010 году в рамках реализации государственной политики по модернизации моногородов правитель­ством Ярославской области был разработан первый комп­лексный инвестиционный план (КИП) государ­ственной поддержки города Тутаева. Здесь формируется технопарк, о котором сейчас много говорится и пишется. К концу года планируется ввести в строй первый корпус технопарка. Поставленные задачи реализуются в полном объёме?

– К подготовке инвестиционного плана привлекались руководители градообразующего предприятия ОАО «Тутаевский моторный завод» (который сейчас оказывает серьёзную помощь в его реализации, обеспечивая первый корпус технопарка теплом), представители малого и среднего бизнеса, а также общественные организации. Проект плана прошёл общественные слушания, получил одобрение жителей города и утверждён нормативным актом правительства Ярославской области. Основной целью плана является обеспечение устойчивого социально-экономического развития городского поселения. Цель достигается за счёт ликвидации монопрофильности экономики путём создания новых производств и модернизации системы жизнеобеспечения территории.

Комплексный инвестиционный план предусматривает использование в 2010 – 2015 годах 15,4 млрд. рублей, из которых 12 миллиардов (78,5 процента общей суммы) – сред­ства внебюджетных источников. Средства частных инвесторов направляются на модернизацию производства Тутаевского моторного завода, на развитие действующих и создание новых предприятий, способствующих диверсификации экономики города. К 2016 году предусматривается создание 3,7 тыс. рабочих мест; повышение занятости в малом бизнесе до 8 процентов от численности населения; снижение доли градообразующего предприятия в экономике с 51 до 43 процентов; снижение уровня регистрируемой безработицы до 1,4 процента.

Я бы хотел обратить ваше внимание на следующее: основные показатели, такие как уровень безработицы, заработная плата, доля малого и среднего бизнеса в экономике, доля градообразующего предприятия – выполнены. Но не все целевые показатели КИП исполняются в изначально запланированные сроки. Главное, где есть отставание от графика, – создание новых рабочих мест и объём инвестиций. И здесь есть объективные причины.

В условиях конкуренции между регионами по созданию наилучших условий инвестирования инвесторы не готовы вкладывать средства в подготовку промышленных площадок. Их выбор очевиден: инвестор идёт туда, где созданы условия, максимально соответствующие их требованиям. И это не всегда моногорода, наиболее нуждающиеся в новых производствах. Моногород может рассчитывать на приход новых производств только при наличии уже готовых к размещению площадей.

КИПы разрабатывались в крайне сжатые сроки, установленные федеральными ведомствами. Ярославской области важно было получить финансовую поддержку на максимально выгодных условиях, достигнув при этом эффектов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. При этом не все условия предоставления поддержки моногородам были проработаны на федеральном уровне.

Как показала практика, сам процесс подготовки мест инвестирования (создание промпарков, подготовка инвестиционных площадок) достаточно длителен. Поэтому сроки достижения целевых показателей, установленных в комплекс­ных инвестиционных планах модернизации монопрофильных поселений, оказались нереально сжатыми.

Кроме того, не подтвердились ожидания инвесторов, чьи проекты предусмотрены в КИПах, на получение дей­ственной государственной поддержки в виде доступных кредитных ресурсов. Условия кредитования Внешэкономбанка (от двух миллиардов рублей) также неприемлемы для проектов, реализуемых в малых моногородах. Как правило, стоимость этих проектов не более 200 млн. руб.

Поэтому промышленные парки нуждаются в активной государственной поддержке. В моногородах это особенно актуально, и мы используем целый набор инструментов и программ. В первую очередь это подготовка производственных помещений, в которых арендная плата устанавливается значительно – примерно в два раза – ниже средней (в Тутаевском технопарке – это 125 рублей за квадратный метр с перспективой её снижения на 20 – 25 процентов после строительства собственной котельной), полная обеспеченность коммунальными услугами. Кроме того, в рамках областной целевой программы поддержки малого и среднего бизнеса оказывается помощь в приобретении оборудования, получении кредитов, лизинге. Действующее производство получает поддержку через ОЦП модернизации и инновационного развития промышленности. Обучение и подготовка кадров ведутся при активном участии бизнес-инкубатора и консультантов комитета поддержки малого и среднего бизнеса в департаменте экономического развития.

Эффекты возможны тогда, когда парк будет введён в эксплуатацию и первые резиденты выпустят свою продукцию. Нельзя рассуждать об эффектах, достигаемых через создание новых производств, пока сами производства не заработают. Важно другое: только через создание добавленной стоимости на территории того или иного муниципального образования можно вывести его из кризиса. Не помогут тут ни увеличение зарплат бюджетникам, ни дотации из областного бюджета. Только рост собственной доходной базы выводит муниципалитеты на путь устойчивого развития.

– Без сомнения, технопарки становятся выходом для малых предприятий, которые не в состоянии создать собственную производственную базу – построить помещения, подвести коммуникации, проложить дорогу, поскольку себестоимость их продукции в этом случае станет слишком высокой. Войдя в технопарки, они смогут сертифицировать свою деятельность и стать партнёрами крупных предприятий, забрать себе часть несвойственных им функций, освободить от малосерийного производства. Можно ли говорить о том, что технопарки сейчас рассматриваются как главное средство для развития экономики области, особенно в небольших городах?

– Речь должна идти не только про индустриальные парки, уже созданные в Новосёлках, Тутаеве, Гаврилов-Яме. В стратегии, над которой работаем сейчас, мы нацелены на следующий шаг: создавать технопарки, особые экономические зоны, частные бизнес-инкубаторы, центры коллективного доступа, биолаборатории и так далее. Потенциал этого заложен в наших вузах, в прогрессивных сотрудниках, работающих на предприятиях базовых отраслей. Но решающую, объединяющую роль должны взять на себя институты развития, созданные при участии государства.

Молодые инновационные предприниматели должны консолидировать эти ресурсы, развивать предпринимательскую деятельность, которая в своём масштабе не должна ограничиваться рамками Ярославской области. Они должны работать по всей стране, внедрять свои разработки в странах Юго-Восточной Азии и Европы, зарабатывать на сервисе, основанном на идеях, а не на демпинге и массовом производстве.

– То есть государственная поддержка инновационного предпринимательства, готовящегося стать интернациональным, – одна из задач будущего в регионе?

– Такая господдержка уже набирает обороты – разработаны программы по внедрению новых технологий, стимулированию инновационной активности в базовых отраслях. Для инновационных стартапов приняты две областные программы – по развитию малого и среднего бизнеса и программа инновационного развития. Областные программы обеспечивают преемственность процессов жизненного цикла и стимулируют внедрение инноваций. В единственном регионе России – в Ярославской области – создана некоммерческая организация «Центр инновационного развития», бесплатно помогающая создавать бизнес технологическим разработчикам. Если они действительно готовы на это.

Правительство региона заключает договоры с Курчатовским институтом, Роснано, в этом году будет заключён договор со «Сколково». На очереди – договоры с международными институтами развития и расширение интернациональных связей с технологическими компаниями и институтами развития из Европы и Америки.

Все перечисленные выше аспекты интеллектуализации государственного управления взаимоувязаны. Это станет возможно благодаря разработанной в правительстве области системе стратегического управления. Для того, чтобы пользоваться стратегией, необходимо опираться на интеллектуальную подготовку каждого процесса, связывать экономические, социальные, культурологические аспекты региона и его экономических взаимоотношений с окружающим миром. Задача региона – «переварить» эту информацию, сформировать нормативно-правовую базу и комплект необходимых документов, направленных на реализацию целевых проектов на принципах государственно-частного партнёрства.

Читайте также
  • 22.12.2012 Наша экономика – лучшая В сравнении с соседними областями Центрального федерального округа экономика Ярославской области выглядит наиболее предпочтительней.
  • 15.12.2012 Мэр, раскрой зонты над малым бизнесом!Вчера на пл. Юности прошла акция протеста предпринимателей под лозунгом «Власть, услышь нас – мы умираем!». Предприниматели недовольны
  • 29.11.2012 Зажмурить глаза и прыгнуть в рынок С большим интересом прочитал дискуссионную статью Галины Мельниковой «Усвоены ли уроки рыночных реформ?» («Северный край», 10 ноября с.
  • 28.11.2012 Демидовский в лидерах по зарплатеМинистерство образования и науки РФ опубликовало данные о средней заработной плате штатных сотрудников профессорско-преподавательского состава российских
  • 21.11.2012 Сегодня – День сотрудника налоговых органов Уважаемые работники налоговых органов Ярославской области! От имени депутатов Ярославской областной Думы примите искренние поздравления в связи с вашим профессиональным праздником.
  • 21.11.2012 Будет создан новый музей В Ярославской митрополии появится церковный историко-археологический музей.
Комментарии

рядовой | 26.11.2012 в 13:37 | ответить0

Да вы с бывшей баней на ул.Свободы разберитесь, да с так называемой гост «Чайкой», да со стройками века на пл. Труда и Московском пр-те «Сити-центр». Экономика ХХ1 века! Позор!!!

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают