четверг 02

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 10 ноября 2007

Чечётка, что родом из Дядькова

нет фото

Первый молодёжный фестиваль «Чечётка­2007» проходил в ярославском Дворце культуры «Судостроитель». Наш корреспондент встретился с председателем фестивального оргкомитета, профессором Российской театральной академии, заслуженным артистом РФ Владимиром Кирсановым.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

– «Профессор чечётки», Владимир Иванович для кого­то, наверное, звучит как «профессор кислых щей».

– Неужто такие тёмные люди ещё встречаются? Кино­то хотя бы они смотрят? После «Зимнего вечера в Гаграх» разве можно чечётку не уважать? В программе нашей академии это полноправный учебный предмет. У мирового степа большая история. Ирландская жига, французский клокет, испанский сапатео – это же всё она, чечётка. Есть что изучать.

– Был на вашем мастер­классе, вели вы его по принципу «делай, как я». Учебники по степу на русском языке есть?

– Вы их даже видели в эти дни на сцене. Ансамбль «О­ля­ля» Дворца культуры «Судостроитель» показал на фестивале, кстати, первом нестоличном в европейской России, свою новинку «Степ плюс джаз». Руководитель ансамбля Людмила Лобанова придумала такой хитрый ход: две солистки сидят на стульях, читая учебное пособие по степу, а потом его страницы «оживают».

– Учебник – «от Кирсанова»?

– Угадали.

– Степ откуда родом?

– Утёсов уверял, что он, как и джаз, из Одессы, с Малой Арнаутской. Отдадим должное юмору великого одессита. Но с таким же успехом можно сказать, что чечётка родилась в старинном пригороде Ярославля Дядькове, где, собственно, мы с вами сейчас и находимся.

– Шутите вы, профессор, ещё круче, чем Утёсов.

– Да нет, я же серьёзно. По одной из легенд чечетку отбивали, вставая на большие барабаны, ещё древнеегипетские жрецы. Видимо, полагали, что, входя в экстаз, легче добиться благорасположения бога Солнца Ра. Но ведь культ Солнца существовал и у наших далёких предков. Волхвы, чьё восстание в Ярославле в неурожайный год упомянуто в летописях, тоже заклинали бога Ярило ритуальной пляской. Вот откуда в народных танцах дроби, «дробца». Так на свадьбах и гулянках с незапамятных времён отводили душу и ярославцы. Не исключено, что в мировой истории чечётки отметились и дядьковские старожилы.

– На вашем сайте в Интернете я читал, что когда в начале прошлого века в Америку на гастроли приехали русские плясуны, «казачки», то они своими лихими коленцами не на шутку впечатлили негров. И те кое­что у гостей «взяли взаймы». Неужели тот русский след в американском степе заметен и поныне?

– А куда же неграм от этого деться? Их степ, или тап – от ритуальных плясок африканских рабов. Позже чёрное с белым в нём перемешалось. Но уж присядки, разножки, волчки, хлопушки у них точно от наших «казачков». Что­то из этого набора видели мы и в номерах дипломантов ярос­лавского фестиваля.

– В каких, например?

– Ну хотя бы в матросской пляске пары из рыбинского шоу­балета Юрия Калашникова «Моби дик», в кадрили питерской степ­группы «Ридикюль» – во времена наших бабушек так называлась дамская сумочка. Упомяну и не менее весёлый премьерный номер солистки ансамбля «О­ ля­ля» Натальи Смирновой «Ковбой». Он награждён призом зрительских симпатий. А профессиональный танцовщик из Казани Тагир Латифуллин показал, что такое чечётка в мягких сапожках.

– Вы не были на фестивале «свадебным генералом». В конце программы здорово завели зал своим соло. Вашей «музыкой туфель» заслушаешься. Ваш сольный номер, где вы порхали над сценой, как бабочка, был «с листа»?

– Конечно, у каждого степиста есть копилка заготовок, ею мы и пользуемся. А за «бабочку» благодарю. Я всегда стремился к лёгкости. И если «стиль Кирсанова» – не чей­то красивый вымысел, то она­то, лёгкость, и есть моя фишка.

– Приходилось слышать, что бедные степисты «вбивают» в пол драгоценное здоровье. Что вы скажете в своё оправдание?

– Вбиваем, но что поделать. И я не раз думал: господи, вкалываешь, как портовый грузчик, к чему это всё? Но секрет тут простой, как в любом искусстве: нет потери энергии, есть её обмен со зрителем. Волну тепла из зала я чувствовал и здесь у вас.

– На фестивале показывали киноролик из «Зимнего вечера в Гаграх». Там в эпизоде, где герой Евстигнеева в далёкой­далёкой молодос­ти на репетиции откалывает номер с барабанами, в одном из джазистов узнали мы вас, профессор, ещё совсем молоденького и незнаменитого. Кто­то запомнил вас и по другой картине Шахназарова «Мы из джаза». Но то было ещё при советской власти. Давно не снимались?

– Важнейшее из искусств не избавило чечётку от опалы, но спасло её от полной гибели всерьёз. Один танец Любови Орловой на пушке в фильме «Цирк» чего стоит. В «Карнавальной ночи», «Матросе с «Кометы» видели мы несравненных братьев Гусаковых. Мы во многом обязаны им, что чечётка оказалась у нас такой живучей. Они её умело маскировали – под «Яблочко», под «Мексиканский танец». Был даже номер «Многостаночник», где весёлый танцор, отбивая чечётку, «включал» и «выключал» рубильники. Как­то подошёл ко мне режиссёр Говорухин с неожиданным вопросом: можно ли танцевать чечётку на одной ноге? Я ответил: а почему нельзя, особенно если с костылями? Вот­вот и я о том же, поддакнул Говорухин и предложил сняться в эпизоде нового фильма «Благословите женщину». Там, кто помнит, раненый красноармеец в госпитале пляшет на одной ноге. В этой роли вы меня тоже могли узнать.

– Но вернёмся к чечётке по­ярославски. Вы провели здесь мастер­класс, в паркетном зале дворца яблоку негде было упасть.

– Это­то и обнадёживает. «Судостроитель» занедужил чечёткой одним из первых в российской провинции. Отсюда «инфекция» разошлась по всему городу и дальше. Мастер­класс проходил в режиме профессионального тренажа, и все понимали меня с полуслова и полутакта. Мои партнёры в Ярославле поступили дальновидно, не преследуя коммерческих целей. Плати, студент, полсотни за билет сразу на концерт и на мастер­класс и приходи на весь выходной. Были девушки из театрального вуза, из училища культуры, старшие школьники обоего пола, некоторых мы видели потом на сцене в концерте. Кое­кто из ярославских степистов в курсе новейших веяний. С одним из них, дип­ломантом фестиваля Александ­ром Ершовым, познакомился поближе. Он выпускник педвуза, преподаёт танцевальное искусство в детском центре за Волгой. Могу себе представить, как интересно с ним ребятам – Александр регулярно ездит на международные семинары степистов в Швецию. На фестивале он был чуть постарше остальных, но то, что фестиваль – молодёжный, это здорово. Значит, у чечётки в Ярославле есть будущее.

Читайте также
  • 15.01.2013 Порадуемся зиме и снегу! Ну какой же русский не любит снежную и морозную зиму!  Для тех, кто чувствует себя в это время года «на коне», чья душа поет и радуется
  • 11.01.2013 Споют рождественские колядки Проверенным фирменным секретом того, как после новогодних каникул лучше всего впрок запастись бодростью и хорошим настроением, владеют с лёгкой руки
  • 22.12.2012 Музам не страшны ни холода, ни кризисы Открывал гала-концерт XI Международного фестиваля искусств «Ярославские гулянья» во Дворце культуры имени А. М. Добрынина на правах
  • 18.12.2012 Виват «Академия»! Вот ещё одна смерть обрушилась на нашу культуру. Рядом с могилой великого Мстислава Ростроповича теперь будет надгробие Галины Вишневской, справедливо
  • 28.11.2012 Танцуй, пока молодойВ предстоящие выходные во Дворце культуры «Нефтяник» состоится фестиваль хорео­графического искусства «Танцуй, Ярославия!».
  • 27.04.2010 До свидания, фестивальСудя по воскресному прощальному вечеру ярославского молодёжного фестиваля «Будущее театральной России», составители его афиши попали точно
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Заповедь сердцаЯрославская поэтесса, член Союза писателей России Тамара Пирогова отмечает юбилей. Она родилась в Рыбинске,
  • Только ее и видели Труппа Волковского театра продолжает нести потери. Подала заявление о переводе в другой театр одна из
  • Возвращение в вишневый сад За последние несколько лет ярославские театралы почти не видели гастрольных спектаклей, о которых можно