И с первых же строк подчерк-нуть, что таковой миф – это не сказка и не выдумка. Историче-ский миф – это сложное, многогранное и в целом весьма надобное обществу явление.
Есть мифы и МИФЫ. Те, что заслуживают написания с большой буквы, рождаются совершенно обоснованно, на вполне реалистической основе и всегда являются полноценным ответом на имеющийся социальный или гражданский запрос. Такой Миф издавна находится совсем рядом с нами и сам стучится в двери повседневности. И наконец, бывает замечен и оценён, рассмотрен и принят.
Такой Миф обычно в высшей мере историчен, ибо он вбирает и высвечивает главное в человеке или событии. Он выявляет как раз то существеннейшее, что принесла России, например, Полтавская битва или что даровал ей гений Пушкина. Миф верно и ярко обрисовывает эту существенность, эту главность. И в такой работе Миф драгоценен для всей нации или для всего местного сообщества.
Миф – учитель. Он помогает различать в былом действительно достойное внимания потомков, находить в нём во все времена надобное, а стало быть, вечное.
Миф – это выразитель основных составляющих национального чувства и, смею думать, национальной идеи. И он – творитель местной идеи. (А кто сказал, что без местной идеи возможно продвижение территории и воспитание самодостаточности?)
Местная идея нужна и крупным российским центрам, и совсем маленьким селениям. Например, я сам являюсь горячим сторонником идеи для Ярославля, выдвигаемой Т. С. Злотниковой. Эта идея кратко может быть сформулирована так: Ярославль – третья столица России. Она совершенно исторична и многообразно обоснована. (Для этого был бы нужен отдельный разговор, но как конкретный пример здесь уместно упомянуть.)
Миф – выявитель основных достоинств и добродетелей, напрочь отметающий сор повседневности и мелочи бытия. Вот пример – о знаменитом русском полководце М. И. Кутузове одно время немало писали как о лукавом царедворце и о великом... женолюбе. Ой... Да разве не были ловкими придворными, разве не следовали тогдашним нормам светской жизни почти все тогдашние вершители судеб России? Так за обычное следование норме бытия, что ли, осуждать великого полководца? Да и имела ли отношение его придворная ловкость к его боевым подвигам!
А об успехах у женщин... Так почитали бы «разоблачители» письма Кутузова домой, к жене. Это дивные человеческие документы, рисующие старого русского главнокомандующего интереснейшим, душевным и житейски очень мудрым человеком. Может быть, и на них стоит обратить внимание! Или лучше не обращать внимания ни на то, ни на другое, а вечно помнить о защите Кутузовым своей Родины, о главном, что он совершил. Это и есть его великий и святой Миф.
Миф – благодетель общества. Именно он и умеет дарить людям яркий и сильный пример и давать им верный гражданский ориентир. Люди всегда ищут добрый образец для своих дел, и этот образец должен быть достаточно простым, ясным и понятным. Как понятна французам главная идея деятельности де Голля: привести Францию к величию.
Миф – воспитатель общества. Несравненно более умелый и сильный, нежели все вместе взятые увесистые «кирпичи» книг фундаментальных исторических исследований, которые слишком часто непонятны и неодолимы для обычного читателя. Увы, учёные почти всегда пишут только для учёных (если не для самих себя...) И лишь немногие, как академик Д. С. Лихачёв, старались в понятной форме донести свои мысли до миллионов россиян. А чаще всего за них этим занимался Миф!
Миф – светильник во тьме российских столетий, несущий некоторую надежду. Ведь, бывало, читая советские книги по истории России, видишь только одни и те же беспросветные «угнетение и эксплуатацию». От такого чтения душа устаёт больше, чем от личных бед и утрат. Весь путь России представляется некой мрачной непроглядной ночью. Одна надежда – на Миф.
Миф – поводырь, он выводит и отдельных людей, и целые сообщества и из созерцания горестных пространств исторического Большого Времени, наполненных «целесообразной» жестокостью к высокой осмысленности. Это и Миф Столыпина, и Миф Александра III, и Миф недавнего португальского лидера Соареша. И все они имеют большие права на жизнь уже тем, что дают некую опору для мысли в трясине политических дрязг, авантюр и репрессий.
Миф – это друг и собеседник, он умеет приближать к пониманию, не примитивизируя и не оглупляя значительные истины. Так Миф о японской революции Мэйдзи опирается на простую общепонятную реальность – передача земли крестьянам, введение всеобщего образования, введение парламентаризма. И этими простыми, но мощными реалиями он и прав, и свят.
Миф – это памятник Личности или Событию. Его мемориальное значение очень велико. Он, как все монументы и иные памятные знаки, действует в области лаконичности и мудрой символики и оказывает на людей сильное эмоциональное и чувственное влияние. Доброе влияние!
Миф – демократ, он раскрывает историю для многих, освобождая её от монополии (из плана!) жрецов-историков. Таков для Финляндии Миф Маннергейма, он просто и явственно выносит к пониманию и потреблению всего населения не архисложную политическую фигуру этого деятеля, а его смелость и талантливость в военной защите родины.
Миф – это фактор большой реальной силы. Он способен дарить странам, городам и мест-ностям очень многое – и уважение к себе, и идеологический базис, и знамя для движения вперёд. А самое главное, что он делает, – устраняет местные комплексы неполноценности. Глубокой провинции, а особенно деревне, увы, свойственен комплекс второсортности, со всеми вытекающими отсюда обидами, со всем изоляционизмом, со всей недвижностью бытия.
В этих случаях Миф является спасителем и вдохновителем не только местного народа, но и всего здешнего населения. Обретя сильный и увлекающий Миф, они решительно выходят из ничтожности, из «ничего» и смело принимаются за своё самоутверждение.
Для примера, конечно, можно взять знаменитый американский городок Санта-Фе. Но у нас есть своё «Санта-Фе» – мышкинская деревня Мартыново, которая почти на пустом месте создала мощный большой туризм, став абсолютным чемпионом всего Верхневолжья в приёме туристов на душу населения. Тамошние мифотворцы во главе с С. Н. Темняткиным были и историчны, и внимательны, и демократичны. И – отчаянно смелы. И у них прекрасно состоялось всё ими задуманное.
Можно привести и пример Мышкина, тоже разрабатывавшего свой Миф и идущего с ним в завтрашний день. Может прозвучать и самый новый здешний пример – исторического села Учма, воскресившего память о своём земляке святом Кассиане и начавшем работу в паломническом туризме.
И всё это примеры Мифов, отнюдь не свалившихся Бог весть откуда, а исторически обоснованных и призванных к жизни по реальному местному социальному запросу. Потому они крепко стоят на земле и хорошо помогают местным сообществам, а стало быть, посильно помогают и всей России. То есть в немалой мере Мифы оказываются истинными и подлинными факторами консолидации россиян. А что сегодня – одна из первоочередных задач.