четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 27 марта 2008

Куда ж нам плыть?

«Нужен ли городу бассейн?» – называется работа Алексея Нарышкина, ученика 10 «Б» класса из средней школы № 1 города Пошехонья. При помощи преподавателя экономики Татьяны Алексеевны Тиховой он изложил соображения, как организовать собственное дело, а конкретно – бассейн «Пошехонская Венеция». Алексей размышлял о заинтересованности населения в этом объекте, возможности заказать недорогой проект, о кадрах будущего предприятия, произвёл расчёты затрат и прибыли…

автор Ольга ВАСИЛЬЕВА

 

Если не жадничать, полнос­тью строительство бассейна окупится лишь через шесть лет. Алексея это не пугает: интересное и полезное землякам дело увлекательнее получения сверхприбыли. В городе живут 6 тысяч 700 человек, в районе – около 17 тысяч. Воды много: водохранилище и реки, но купальный сезон обычного человека, не моржа, ограничивается одним-двумя месяцами. У кого есть деньги – ездят в бассейны Рыбинска и Данилова. Алексей планирует предложить пошехонцам недорогие услуги: плавание и обучение ему, спортивные соревнования, прыжки с трамплина, водные аттракционы, оздоровительные процедуры… В долгосрочной перспективе бассейн оздоровит не только организмы отдельных граждан, но также обстановку в городе и будет способствовать искоренению преступности. И «Пошехонская Венеция» станет достопримечательностью района.

Этот проект школьник представил на районный конкурс «Ученик года», который в Пошехонье состоялся в 11-й раз. Раньше такие проводили по­всеместно, но теперь они прекратились. А здесь полагают, что мероприятие – полезное: вывести на люди способных учащихся, обнародовать их замыслы и деятельность курирующих педагогов. В этом году районная администрация впервые поддержала конкурс, назначив премии трём призёрам и учителям, их подготовившим. Остальные участники получили благодарственные письма.

Работа Алексея Нарышкина заняла второе место по решению основного жюри, куда входили специалисты по школьным предметам. Но было ещё общественное жюри – в основном люди молодые: студент сельхозколледжа, член областного молодёжного парламента Василий Лужин, директор социального агентства молодёжи Александра Раздобурдина, редактор районной газеты Юлия Смирнова, руководитель общественной приёмной администрации района Валентина Лепакова... Они имели право назначить приз своих симпатий – и отдали его Алексею.

Первое место в конкурсе, премию администрации и символического медвежонка «Умку» (умного то есть) получила Мария Кокарева из 9-го класса средней школы села Гаютина за исследование «Причины происхождения и функционирования прозвищ в школьной среде». Ей помогала преподаватель русского языка и литературы Светлана Алексеевна Вашикова.

Начали издалека: прозвища на Руси практиковались исторически, их давали даже царям (Иван Грозный), а при массовом введении паспортов они становились основой для фамилий. Практическая часть работы состояла в том, что школьница опросила в Гаютине учащихся разных возрастов числом 81 и выяснила, что на них приходится 102 прозвища, которые она затем классифицировала. Есть происходящие от фамилий (Серебрянка, Байкал, Барсик), от личного имени (Витас, Маргоша, Лёлик). Те, что имеют рифму с именем или фамилией: Лёнчик-Пончик. Доставшиеся по наследству от родителей: Дэн, Огурчик. По внешним признакам: Бублик, Корень. По особенностям характера, поведения, привычкам: Афганец, Фунтик, Пельмень, Матушка. В основу которых лёг случай: Такси (добрый папа всех подвозит в школу), Гипс, Колобок. По литературным ассоциациям: граф Дракула, братья Карамазины. По аналогии с популярными героями мультфильмов: Лунтик, Нюша.

Выводы последовали серьёзные: прозвище мотивировано не менее сложно, чем ФИО, но характеризует человека значительно точнее и по многим признакам. Существование прозвищ обусловлено социальными и психологическими мотивами, но в общем свидетельствует о низкой культуре речи и общества в целом. Значит, прозвища можно изучать подробно – они того стоят, как показатель современной жизни.

Но юные пошехонцы, награждающие друг друга кличками, не чужды точных наук. Чему доказательство – третий приз конкурса за работу по математике «Две дюжины комбинаторных задач», которую представила Светлана Лабутина из 10 класса школы №1 под руководством учителя математики Виталия Ивановича Виноградова. Комбинаторика – раздел математики, исследующий выбор элементов из исходного множества и расположение их в комбинации, составляемой по заданным правилам. В обычной, не специальной школе, такое не проходят. А зря: меньше бы стало желающих сорвать банк в казино, где всё просчитано по этим правилам.

Ещё, как обычно, были на конкурсе краеведческие работы, и экологический проект обустройства родника в селе Покров-Рогули, и ещё одна математическая – «Алгоритм Евк­лида и Диофантовы уравнения», которые, как уверяла девятиклассница Анна Белова, должна знать каждая домохозяйка для рациональной варки борща…

Сначала всему внимали члены жюри в центре детского творчества «Эдельвейс». А заключительный этап конкурса провели в Доме культуры: созвали городских школьников, пришли родственники соискателей, приехали учащиеся из Гаютина, Покров-Рогулей, Белого – поддер­жать товарищей. Собралось человек двести. На экране показывали снятые на видео фрагменты выступлений конкурсантов на защите – это уже практиковались в своём деле воспитанники секции журналистики ЦДТ.

Конкурс оставил хорошее впечатление: нация не вымирает, дети подрастают умные, открытые, коммуникабельные. Потенциал района – да и только. Если, конечно, они вернутся в Пошехонье после окончания вузов: строить бассейн, применять Диофантовы уравнения, очищать родники…

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают