четверг 09

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 24 сентября 2008

Квилтинг и фелтинг в свободном полёте

нет фото

У каждого свой вариант сумасшествия… А как иначе назвать процесс создания из сотни, тысячи, а порой и нескольких тысяч деталей единого целого, добавляя вышивку, аппликации, простёгивая и наворачивая бог знает ещё что. И забудьте ассоциации, возникающие при слове «бабушкины коврики». Речь пойдёт о квилтинге.

автор Лариса ДРАЧ

 

Настоящий квилт – это другое; это неповторимо, стильно, индивидуально и современно, это несёт энергетику мастера и это то, в окружении чего просто приятно жить, и что изменит вашу жизнь и вас самих. Не существует двух одинаковых квилтов, как не существует двух одинаковых людей. И первой среди равных, по крайней мере, на территории россий­ского лоскутного пространства, является ярославна Анна Васильевна Чуфаровская.

Если вам надо звания и регалии, то, как говорят в Одессе, «их есть у меня». Точнее – у неё. Анна Чуфаровская – член Союза дизайнеров России, член ассоциации мастеров лоскутного шитья России, а уж лауреатских, дипломантских и прочих званий типа «Специальный приз» (то есть то, что по определению стоит вне конкурса), неизменно привозимых ею с многочисленных всероссийских и международных конкурсов, – не счесть.

Вот и сейчас Анна Васильевна, беседуя со мной, одновременно доделывает тысячу мелких дел, неизбежных перед поездкой – в Москве, в Центральном выставочном зале на Каширке, где проходит финал VI Международного конкурса по лоскутному шитью «Бабочки и птицы в свободном полёте», ей предстоит проводить мастер-класс по машинной стёжке. Учить кого-то уму-разуму на конкурсах международного уровня – это, доложу я вам, дорогого стоит. Анна Васильевна в машинной стёжке – лучший специалист в России (так говорит она сама, явно скромничая), но я подозреваю, что и в мировой элите создателей квилтинга имя Чуфаров­ской на хорошем счету.

Самое поразительное в этой истории, что Анна Васильевна никогда ничему ни у кого не училась! До всего доходила сама, своей головой и своими руками, с того самого момента, как от мамы ей досталась швейная машинка «Зингер». Анне было в ту пору семь лет, но машинку она разбирала и собирала практически с закрытыми глазами. Откуда в те годы можно было почерпнуть сведения о самых свежих направлениях в моде? Правильно, в приложениях к журналам «Крестьянка» и «Работница». По ним Аня юной девочкой и шила себе наряды. Будучи человеком пытливым, она, узнавая о каком-то новом виде рукоделия, не могла остановиться, пока не осваивала его в совершенстве. Шитьё, вязание на спицах и крючком, вышивка, плетение кружев, батик… Как говорила годы спустя одна хорошая приятельница Анны Васильевны, «все мы в своё время вязали. Но носить можно было только то, что вязала Чуфаровская».

Постепенно журналы с непритязательными выкройками сменялись специализированными журналами и книгами по рукоделию. Страстная книжница, где только Чуфаровская их не доставала, особенно во времена абсолютного бескнижья и торжества подписных изданий. Вот там-то, в магазине «Подписных изданий» по страшному блату из-под прилавка Анне Васильевне и продавали книги, в основном иностранные, по рукоделию.

– Я приходила как шпион на явочную квартиру. Знакомая продавщица заговорщицким шёпотом мне говорила «Два шестьдесят» и потом доставала из-под прилавка нечто, завёрнутое в бумагу. Я неслась домой со всех ног, чтобы посмотреть, что на сей раз мне удалось отхватить: покупала-то «кота в мешке».

Как только появился Интернет, Чуфаровская с головой нырнула в мировую паутину, и с тех пор самые новейшие тенденции в мире лоскутного шитья и прочих рукоделий стали ей абсолютно доступны. Так, в один прекрасный день, Анна Васильевна узнала, что из войлока можно делать не только валенки, но и пиджаки, шляпки, сумки, бусы, игрушки… да что угодно, и называется это искусство – фелтинг. Войлок можно комбинировать с разными натуральными тканями, и тогда вообще получается нечто невообразимое по красоте и экологичности изделия (нанофелтинг).

Просидев полгода (!) в Интернете, Анна Васильевна освоила и это искусство. Для него нужна непряденая шерсть, горячая вода, мыло и специальные иглы. В результате усидчивости и ловкости рук получаются поразительные вещи. (К слову, некоторые из них в течение сентября можно увидеть в отделе искусства област­ной библиотеки имени Некрасова, где экспозицией изделий из войлока начался целый цикл выставок, организованный творческим объединением ремесленников «Слобода»).

Напрасно думать, что всю свою сознательную жизнь Анна Васильевна только и делала, что рукодельничала. Нет, по образованию она – инженер-строитель, и трудовая её биография прошла в большой строительной организации «Межколхозстрой» в постоянных командировках и разъездах по области. Точку в трудовой книжке поставила перестройка: пришла разнарядка на увольнение.

– Я прикинула: одной сотруднице до пенсии чуть-чуть осталось, другая одна ребёнка воспитывает… Ну и предложила: коль надо кого-то непременно увольнять, пусть это буду я.

С тех пор Анна Васильевна, пребывая в свободном полёте, трудится не покладая рук 24 часа в сутки. Не поспать ночь-другую, выполняя какой-то срочный заказ для неё – не проблема. Кстати, это словечко – «не проблема» – творче­ское и жизненное кредо Чуфаровской. Когда ей ни позвонишь, с какой идеей-предложением-вопросом ни обратишься, внимательно выслушав, Анна Васильевна первым делом успокоит – «не проблема», и тут же выложит весь расклад: что, куда, когда и так далее.

Недавно она увлеклась изготовлением текстильных кукол. Вот тут, как смеётся Анна Васильевна, у неё появился первый в её жизни учитель – известный мастер Екатерина Тарасова. Авторская кукла, кто не в курсе, изготовляется от и до – от каркаса до тесёмочек на её башмачках – в един­ственном экземпляре. Весь гардероб у такой куклы, как у людей, привыкших одеваться в бутиках…, только лучше. Это не столько утилитарная вещь, сколько предмет искусства, посему стоит, конечно, недешёво. По нашим провинциальным меркам – от пяти-шести тысяч рублей. Но покупатели и заказчики есть.

Однажды Анне Васильевне с подругой пришлось выполнить уникальный заказ: изготовить шесть метровых кукол, с абсолютным портретным сходством (фото прилагалось), причём дамы и кавалеры должны были быть в смокингах и вечерних туалетах конкретных фирм, телефоны, бриллианты и прочие аксессуары тоже должны были быть легко узнаваемы. Какая-то небедная столичная фирма отмечала юбилей компании, и сотрудники решили подарить своим руководителям такие вот скромные «сувениры».

Как вы думаете, сколько времени потребовалось на выполнение этой работы? Никогда не догадаетесь. Десять дней! Понимаю, что нереально, но я сама своими собственными глазами видела фотографии этих кукол! Это к вопросу о том, что рукам Чуфаровской (их, пожалуй, даже золотыми не назовёшь, потому как нет эквивалентного им по стоимости материала), подвластно абсолютно всё.

– Кстати, Анна Васильевна, есть на свете что-нибудь, чего вы пока не умеете делать?

– Есть. Фриволите.

– А что это такое вообще?

– Тончайшее кружево, связанное специальным челночком, очень нежное и красивое. Надо бы заняться, да руки не доходят.

Её, признанного во всём мире мастера, по-прежнему, как в юности, легко взять «на слабо». Пожалуй, именно этот азарт и неугасающая страсть к познанию нового заставляют мастера постоянно двигаться вперёд. И хоть она смеётся над собой, называя себя и своих подруг по увлечению «сумасшедшие тётки с тряпками», жизнь без тканей и всего им сопутствующего для Чуфаровской – сплошной кошмар. Однажды Нэнси Крау, признанный и известный во всём мире художник, работающий с лоскутными стёгаными изделиями, сказала: «Ваша работа должна петь. Только тогда вы сможете рассказать о любви и радости, потерях и боли…» Именно таковы произведения искусства, выполненные в самых различных техниках ярославской мастерицей Анной Чуфаровской, – они живые.

Читайте также
  • 27.12.2012 Как из червонца доллар смастерить Ответ на этот вопрос знают народные умельцы, чьи работы в эти дни выставлены в зале имени Нужина. «Парад ремёсел» – под таким названием
  • 12.12.2012 Азы хоккейной грамоты от профессионалов (фоторепортаж)Детишки всё схватывают на лету: как укротить шайбу, как отдать точную передачу, бросить – и забить гол. Вчера хоккеисты ярославского
  • 10.11.2012 Главная Снегурочка дала мастер-классГлавная Снегурочка страны (родом она, как известно, из Костромы) посетила Ярославль. Здесь она провела мастер-класс для ярославских Снегурочек, которы
  • 16.08.2012 Это будет последний фестиваль?20 августа в Ярославле стартует Х Международный фестиваль «Искусство движения и танца на Волге». Юбилейный фестиваль обещает стать не только
  • 10.08.2012 Путешествие к истокам II Международный фестиваль монастырской культуры «Ростовское действо» пройдёт в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
  • 03.08.2012 Парашюты в небе над РыбинскомСегодня на аэродроме Южный близ Рыбинска стартует 12-й чемпионат России по классическому парашютизму памяти рыбинской спортсменки, заслуженного мастера
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают