вторник 16

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 21 ноября 2008

Приглашение в мир танца

нет фото

25 ноября истинные поклонники танца получат двойное наслаждение: на экране кинотеатра «Родина» в программе абонемента «В мире прекрасных звуков» будут показаны сразу два уникальных фильма с выдающимися мировыми танцорами: «Кровавая свадьба» (киноверсия одноимённой драмы великого поэта Испании Федерико Гарсии Лорки), где танцует Антонио Гадес, и «В мире танца», в котором собраны танцы Махмуда Эсамбаева.

автор Елена СТЕПАНКОВА

 

«Кровавая свадьба» – картина о человеческих страстях, в которой сплетаются воедино музыка, драма и танец. Произведение затронет душу каждого, кого волнует настоящее искусство. У фильма, снятого в 1981 году, три равноправных создателя: великий испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка, всемирно известный хореограф и танцовщик Антонио Гадес и ведущий испанский кинорежиссёр Карлос Саура. Это первая лента из трилогии, поставленной Саурой совместно с Гадесом. Следующей стала картина «Кармен» (которую зрители киноабонемента смотрели в прошлом сезоне), а завершила трилогию «Колдовская любовь».

История создания картины «Кровавая свадьба» такова. Однажды К. Сауре предложили снять на киноплёнку пьесу Лорки в постановке А. Гадеса. Режиссёр отправился в Национальную школу танца посмотреть рабочий прогон спектакля. Не было ни декораций, ни специального освещения, ни костюмов. Но зрелище поразило его: «Гадес сделал, казалось, невозможное – добился того, что его балет наполнился подлинно народным звучанием, обнажив суть испанского национального характера... Я раньше никогда не видел «Кровавую свадьбу» и после этого представления не хотел бы увидеть её ещё раз, потому что желал сохранить в себе то шоковое впечатление, те образы, которые меня так сильно взволновали».

На экране воспроизведён не спектакль, а его генеральная репетиция. Прямо с экрана А. Гадес – всемирно известный танцовщик и балетмейстер, создатель и руководитель уникального национального профессионального театра танца, гастролировавшего во многих странах мира (в прошлом году он был и в нашей стране) – расскажет о себе.

Сюжет лорковской «Кровавой свадьбы» построен на двух главных мотивах: любви и смерти. Персонажи трагедии не имеют конкретных имён, но олицетворяют страсти и чувства; все они носят обобщённый характер – Невеста, Отец Невесты, Жених, Мать Жениха. И только у одного действующего лица есть имя – Леонардо. Он женат, но не в силах отказаться от любви к той, что стала невестой другого. Когда-то давно, послушавшись отца, она (Невеста) отвергла Леонардо, который был беден.

Тревожное настроение задаётся уже во время подготовки к свадьбе. Напряжённость нарастает от эпизода к эпизоду: бегство со свадьбы Невесты с Леонардо, погоня и, наконец, дуэль соперников, заканчивающаяся гибелью обоих...

В спектакле Гадеса почти нет текста (в фильм включены лишь свадебная песнь Невесте да колыбельная, которую поёт популярная испанская певица Марисоль), но в нём передана вся душа трагедии Лорки. Фильм снимал замечательный – один из лучших в Испании – оператор Тео Эскамилья, который стремился превратить свою камеру в ещё одно действующее лицо (эффект зеркала)...

Ни об одном советском эстрадном танцоре не написано столько, сколько о Махмуде Эсамбаеве. О нём созданы фильмы «Я буду танцевать» и «В мире танца», многочисленные передачи на радио и телевидении, написана книга, в которой рассказывается о его жизни и творчестве. А сколько раз он выступал перед ярославской публикой, покоряя своим неповторимым искусством!

Я помню, как готовили сцену филармонии к его выступлениям: плотники шлифовали пол до блеска, ведь половину своих танцев Махмуд Эсамбаев исполняет босиком.

В программу его концертов неизменно входили такие танцы, как «Автомат» на музыку Р. Глиэра, индийский танец «Золотой бог», еврейский «Портняжка», «Мелодии Испании», бразиль­ский танец «Макумба» и, конечно, чечено-ингушский танец «Легенда». В этом танце-поэме он в пластике, мимике, жестах выражает огромную любовь к родной земле.

В индийском танце «Золотой бог» он олицетворял образ Солнца, его «восход» и «уход» за горизонт. Танцор поражал эпическим спокойствием, он буквально сидел на пятках и медленно (не менее трёх минут) поднимался, зритель даже не ощущал его подъёма. Золотой бог просил бога Неба послать на землю реки. И вот уже руки артиста начинали извиваться, словно это сами волны Ганга. Кажется, что эти руки можно было завязать в бант. И вот наступала ночь, начинался «уход» Солнца. И он столь же незабываем, как и восход. И опять зал замирал от этого захватывающего зрелища...

Творческое долголетие народного артиста СССР, академика Международной академии танца Махмуда Эсамбаева было достигнуто прежде всего благодаря умению сохранять рабочую форму. А редкий дар танцевальной выразительности и изысканная красота пластических линий не утрачивали своей привлекательности и в более позднее время (он выступал с танцами до начала 90-х годов). Кому удалось видеть танцы Эсамбаева, не забудет этого зрелища никогда.

Махмуду Эсамбаеву удалось осуществить мечту многих эстрадных танцоров – создать свой жанр... Во вторник у ярославцев будет редкая возможность увидеть фильм «В мире танца» и насладиться неповторимым изыском высокого искусства.

Читайте также
  • 19.12.2012 И станцевали на снегу лезгинкуТрудное абхазское слово «ворыртын» означает «вихрь» и, наверное, лучше всего передаёт, чем славятся во всём мире танцы народов
  • 28.11.2012 Танцуй, пока молодойВ предстоящие выходные во Дворце культуры «Нефтяник» состоится фестиваль хорео­графического искусства «Танцуй, Ярославия!».
  • 05.09.2012 Инвалид – не инвалид: люди так не делятся «Мяу!», «Вау?», «Ну да…» – стоящие в кругу люди пасовали друг другу подобные возгласы и ничего не значащие
  • 27.08.2012 Инвалид - не инвалид – люди так не делятся«Мяу!», «Вау?», «Ну да…» - стоящие в кругу люди пасовали друг другу подобные возгласы и ничего не значащие в
  • 16.08.2012 Это будет последний фестиваль?20 августа в Ярославле стартует Х Международный фестиваль «Искусство движения и танца на Волге». Юбилейный фестиваль обещает стать не только
  • 27.12.2005 В «доме танца» день открытых дверейПредновогодней сенсацией номер один в наших краях стали сказанные в субботу слова губернатора области Анатолия Лисицына о том, что среди десяти кандидатур
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают