четверг 27

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 03 декабря 2008

Трепещите, классики!

Недавно, показывая наш город двум милым голландским дамам, подвёл их к так называемому «дому Болконского» и узнал, что «Войну и мир» одна не читала вовсе, а другая, по её словам, осилила «частично». Вроде бы имена Толстого, Чехова и Достоевского на Западе знакомы, а вот, поди ж ты, не читают!

автор Владимир ЖЕЛЬВИС

 

Ну ладно, то иностранцы, что с них возьмёшь? А у нас самих лучше? Заведующая нашей кафедрой, преподаватель отечественной литературы недавно была потрясена: выяснилось, что её студенты, будущие школьные словесники, не читали «Трёх мушкетёров»! А если разобраться, какая это классика, просто лёгкое чтение, вроде современной популярной музыки. Среди моих собственных студентов несколько человек видели по телевизору «12 стуль-ев», но книгу не читал никто. Проводить более детальный опрос, упоминая совсем уж великих, просто боязно. Классика, далёкая ли, близкая ли, это то, что все почитают, но никто не читает. Так надо ли перед ней трепетать? Или, может, бестрепетно переработать так, чтобы у неё читателей прибавилось? Ну, там танцы ввести, стрельбу, конец сделать поярче? И обязательно сократить.

Именно так поставил на этой неделе вопрос М. Швыдкой в своей «Культурной революции». Спорили много и горячо. Дело в том, что многие деятели культуры – во всём мире, не у нас только! – восприняли проблему по-ленински: подобно марксизму, решили они, классика – не догма, а руководство к действию. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Вот «Онегина» в Большом театре поставили так, что Галина Вишневская в гневе хлопнула дверью и сказала, что ноги её теперь в Большом не будет. А ведь там всего-навсего, если не ошибаюсь, Онегин представлен этаким тунеядцем и прощелыгой с плохими манерами, которого в приличном обществе принимать не хотят. И это ещё что. Театр «Гранд-опера» открыл новый сезон та-а-аким «Онегиным», от которого любого русского поклонника оперы, по словам очевидцев, оторопь возьмёт. А на передаче, между прочим, постановку очень похвалили... Правда, деталей не раскрывали. Как уж там всё с ног на голову поставили, можно только гадать. Оно, конечно, лестно, что во Франции любят русскую культуру, но похоже, что любовь тут какая-то не такая.

Или вот ещё. Недавно нам по «Культуре» показали «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Сам создатель назвал её «комедией-буфф», так её всегда и ставили: весёлая история с переодеваниями, забавной путаницей, задорными песенками и счастливым концом. А тут на фестивале в Зальцбурге – городе Моцарта, между прочим, – мы увидели серьёзную драму про ушедшую любовь немолодой семейной пары, про искреннюю, наивную, но вполне достоверную любовь совсем ещё мальчика, про меркантильные притязания на брак старухи к молодому человеку, про непростые отношения главных героев, и всё это без малейшего искажения подлинного текста и под гениальную музыку. Думаю, что если бы Моцарт увидел такую трактовку своей оперы, он упал бы в обморок.

А если бы Шекспир увидел, что с его «Гамлетом» сделали Высоцкий с Любимовым на «Таганке», он бы выхватил шпагу и полез на сцену разбираться со святотатцами.

Запретить? Тащить и не пущать? А ведь у публики что «Свадьба», что такой вот Гамлет в джинсах и с гитарой – в заслуженных любимцах. Впечатление от этих постановок и в самом деле очень сильное. Так что, будем крошить старых классиков на свой вкус, приспосабливать их к представлениям наших современников о прекрасном, попросим Юдашкина сшить им современные костюмы, перепишем текст, чтобы заставить их говорить на воровской фене (есть ведь уже и такие попытки)? Раз классиков всё равно не читают, 70 (семьдесят!) процентов российской молодёжи отвергают искусство оперы, балета и драмы – так давайте, так сказать, оживим эту старую рухлядь! Глядишь, и народ пойдёт. Особенно если ещё на сцену выползет, скажем, живой крокодил. И задниц голых чтобы побольше, побольше! Трепетать перед классикой? Ещё чего! Пусть она перед нами трепещет!

Вы не поверите: в одной постановке «Трёх сестер» эти три дамы изображены женщинами нетрадиционной сексуальной ориентации. Ни больше ни меньше. Где у Чехова режиссёр углядел такой вот поворот, бог весть. Думаю, впрочем, что ничего он не углядывал, просто решил предложить скучающей публике очередной «оживляж». Ему не Чехова хотелось показать, а себя, любимого.

Так как же нам всё-таки быть: относиться к классике как к священной корове и не менять ничего из века в век? Канонизировать, скажем, мхатовскую постановку или шедевры Малого театра? Не отступать от идей Большого театра времён Очакова и покорения Крыма?

Но ведь из уже приведённых выше примеров ясно, что есть новшества и «новшества». Новая трактовка «Гамлета» в театре Любимова пользовалась заслуженным успехом у самой требовательной публики, попробовали бы вы достать туда билеты. «Свадьба Фигаро» на фестивале в Зальцбурге произвела огромное впечатление, аплодисменты были нескончаемы. Значит, публика увидела: суть того, что нам показали, в оригиналах всё-таки была, даже если Шекспир и Моцарт сами этого не сознавали. Ведь общеизвестно, что создатели шедевров чаще всего – очень плохие интерпретаторы собственных произведений. Настоящие произведения искусства в самом прямом смысле неисчерпаемы, и хороший режиссёр может и даже должен в них увидеть то, что его предшественники увидеть не смогли. «Гамлет» времён Шекспира не был похож на «Гамлета» девятнадцатого века, поставленного в современном английском театре, не говоря уж о «Гамлете» на русской сцене. И все эти «Гамлеты» вполне могли быть достоверными и какой-то стороной отражать мысль великого драматурга.

А могли и не отражать – если режиссёр видел в постановке прежде всего возможность поразить публику каким-нибудь кульбитом. Ну, к примеру, изобразить на сцене рыцарское сражение на живых конях. И чтобы при этом какой-нибудь конь ненароком уронил на сцену пахучее яблоко. Я видел пьесу, где человек двадцать мужчин мочились на стену. Очень впечатляло. Хорошо, что стояли спиной к зрителям.

Но вот пришёл ещё один новатор Дзефирелли, говорили участники диспута, и нашёл очень простое решение: вместо дородных пятидесятилетних матрон, веками игравших Джульетту, предложил эту роль актрисе, которой было столько же лет, сколько шекспировской героине. И Ромео играл актёр того же возраста, и все их друзья. И тут выяснилось, что только так и можно играть великую трагедию, потому что именно в этом возрасте люди способны из-за любви кончить жизнь самоубийством. Старая-престарая пьеса пользуется бешеным успехом именно у молодёжи, и ведь понятно почему. Теперешние девчонки и мальчишки увидели здесь себя. И им глубоко безразлично, сколько лет тому назад это было написано, всё равно это про них. Классика жива, когда она актуальна.

А вот какими путями этой актуальности добиваться, большой вопрос. Настоящий художник – всегда нарушитель границ, поэтому запрещать что-либо здесь категорически нельзя. В России вообще опасно что-либо запрещать, тем более после стольких лет диких и постоянных запретов советских времён. Так что пусть везде ставят пьесы и играют спектакли, не слушая наставлений высоких инстанций. Пусть даже про сексуальную ориентацию чеховских «Трёх сестер» какой-нибудь не слишком отягощённый интеллектом режиссёр что-нибудь этакое изобразит. Конечно, очень хочется что-нибудь подобающее моменту ему сказать и даже что-нибудь ему причинить, но ради того, чтобы увидеть или услышать что-нибудь одно хорошее, иногда приходится разрешать существование многого плохого.

Читайте также
  • 11.12.2012 В Ярославле отпраздновали юбилей СТД (фоторепортаж)В этом году исполнилось 75 лет Ярославскому отделению Союза театральных деятелей. Весь год в Ярославле проходили мероприятия, связанные с юбилеем, - спектакли,
  • 13.11.2012 Без фанерыНа душе и в мире – ноябрит. Злые страсти кипят. Вихри веют. Вакханки пробегают стремительным аллюром. Задним числом отважный тележурналист-патриот
  • 03.11.2012 Музыка нас связала В рамках российско-японского проекта «Чужих меж нами нет» в Ярославской филармонии состоялся концерт, в котором приняли участие студенты
  • 26.10.2012 «Театр должен обжигать зрителя»Спектакль рождался долго и непросто, репетиционный пе­риод занял около года. Изменил ли этот год что-то в мировоззрении режиссёра?
  • 10.10.2012 Театр «На Литейном» – на Волковской сценеНынешней осенью сцена театра имени Фёдора Волкова то и дело встречает гостей. Сезон открылся Волковским фестивалем, где зрителям приходилось выбирать из
  • 19.09.2012 Сегодня в Ярославле открывается XIII Волковский фестиваль Сегодня театр имени Фёдора Волкова открывает 263-й сезон. Впервые открытие сезона совпало с началом Волковского фестиваля.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают