четверг 29

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 01 апреля 2009

До чего не дорос Акакий Акакиевич

С тем, что Гоголь – великий писатель, кажется, никто не спорит сегодня. Но кто он: блестящий сатирик – обличитель пороков человека и общества? Тонкий юморист, комик, развлекающий и веселящий читающую публику? Мистик? Таким представляли его современники. Таким он остаётся, к сожалению, и для большинства из нас. Так изучают Гоголя в современной школе, хотя известно, что это был глубоко верующий православный человек. Об этом наш корреспондент беседует с Людмилой Владимировной ЛАХРЕЕВОЙ, преподавателем словесности Ярославской губернской православной гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова.

автор Ирина ХРУПАЛОВА

 

– Мировоззрение автора всегда лежит в основе его творчества. Изучать и понимать Гоголя в отрыве от православия невозможно, – говорит Людмила Владимировна. – Вот что писал о нём протоиерей, новомученик Иоанн Восторгов: «Это был писатель и человек, который правду свою и правду жизни проверял только правдой Христовой». Сатирик, юморист? Конечно. Гоголь высмеивал пороки людей, обнажал их, но как? Как православный человек: с точки зрения грехов­ности, семи смертных грехов, и надеялся с помощью литературы разбудить совесть человека – так открываем мы этого писателя на уроках в православной гимназии.

Любимая пьеса семиклассников – «Ревизор». Её можно и по ролям читать, и сценки разыгрывать. Смешные персонажи. Но почему Гоголь говорит «о невидимых миру слезах»? Почему он был недоволен спектаклем, хотя пьеса имела успех у зрителей? Всё это можно найти в объяснениях самого писателя, в его письмах. Вот он пишет о том, что же это за ревизор, который в конце пьесы производит буквально апокалиптическое воздействие на героев её. «Будто и не знаете?.. Что прикидываться? Ревизор – это наша проснувшаяся совесть... Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному высшему позволению он послан, и возвестится о нём, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад...» Православному человеку понятно, о чём идёт речь. Страшный суд – именно это имел в виду и Гоголь, когда писал пьесу. Ведь звучат же в ней слова Аммоса Фёдоровича: «Господи Боже! Не знаю, где сижу. Точно адский огонь», – разве они не напоминают о духовном возмездии, которое ожидает человека по его грехам?

– Но если это было не совсем понято современникам писателя, которые всё-таки были воспитаны в лоне Церкви, как могут понять и принять это наши современники?

– Наши дети, я имею в виду гимназию, имеют понятие о грехе. Они знают, что грех способен исказить образ человека, созданного по подобию Божьему. Знают, к чему это ведёт мир. Так что разговор идёт предметный. Рассуждаем о том, что же незаметно ведёт человека к греху. Вот, кажется, повесть «Шинель» и не о грехе совсем. А о чём? О «маленьком человеке», задавленном обстоятельствами? А может, маленький человек – это тот, кто не дорос до осознания заповедей Христа: возлюби Господа Бога Твоего, возлюби ближнего своего. И рассматриваем Акакия Акакиевича уже с этих позиций. Что он любил в жизни? Только буквы. Какая у него великая мечта? Шинель... Поэтому, может, и сняли её в первый же вечер... Гоголю обидно, что человек, созданный Богом, вот так живёт. Но, с другой стороны, и он тоже человек, и его жаль, и его надо любить. И автор сострадает ему в том, что духовно не дорос Акакий Акакиевич до того, собственно, для чего предназначен Творцом.

Вернуть сознание человека именно к христианскому менталитету – задача нелёгкая. Но ведь в этом и видел свою миссию сам Гоголь как православный писатель, за какую бы тему он ни брался.

– Судя по всему, в гимназии изучают те же самые произведения Гоголя, что и в обычной школе?

– Да, те же самые. Однако мы стараемся больше внимания уделять биографии писателя, его взглядам, мировоззрению. Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов – ну как говорить о них вне контекста времени, вне православия? Ведь от рождения все они были православные люди, воспитывались в православной среде, и все метания их, личные и творческие, тоже были связаны с религией... Так устроен русский человек. И это всё есть в их произведениях. Гоголь решил с помощью искусства изменить человека. А возможно ли это? Мы рассуждаем об этом на уроках.

– И что же?

– Ребята пришли к выводу, что это невыполнимая задача.

– Да, творчество – ведь такая вещь, увлекает, отвлекает человека, может быть, от чего-то более существенного в жизни. К тому же оно связано с тщеславием, с гордыней. Сколько же сразу испытаний приходится пережить человеку?

– Скажем, Гоголь чувство юмора имел необыкновенное. Ещё в гимназии, где он учился, это отмечали, а юмор – это всё равно насмешка над человеком, в определённом смысле – грех. И как христианин он не мог всего этого не сознавать... Потому-то так тяжело было ему заниматься писательством... Трудно и изучать Гоголя. Его язык становится всё менее понятен современным детям. Я стараюсь покупать такие издания, в которых примерно четверть страницы – словарик, объясняющий те или иные слова, которые употребляет автор. Стараюсь много читать Гоголя вслух. Это самый хороший приём, дети с интересом слушают и лучше понимают произведение. Когда учителя приходят к нам на уроки, говорят, что везде произведения проходят, а в гимназии их изучают. Да, мы стремимся к этому. Я очень люблю, когда дети сами начинают думать, высказываются, мне очень нравится так работать. Нравится, когда у ребёнка рождается мысль, но таких детей сейчас мало. Все привыкли получать готовое. Мне говорят, что я воспитываю вольнодумцев...

– А может, просто «думцев», думающих, как же их не хватает в нашей жизни! Возможно, если бы такие уроки литературы и истории были в обычной школе, отпала бы необходимость во введении «Основ православной культуры». Что уж культурнее литературы может быть, а у нас она в XVIII – XIX веках и была-то в основном православная.

– Конечно, православие – нравственный фундамент нашего народа. Гоголь именно так это осознавал. Никто не собирается навязывать человеку веру, разговор идёт о том, что правильно воспринимать русскую литературу XIX века вне контекста православия просто нельзя: это противоречит правде жизни.

Читайте также
  • 04.12.2012 Без культуры дорога ведёт в никуда Недавние публикации «Северного края» под рубрикой «Острая тема» – «Арендную плату подняли в 105 раз» и «Лидер
  • 01.11.2012 В память о бесправных временах Ярославский музей-заповедник представляет выставку «Слово и свобода». Она посвящена Дню памяти жертв политических репрессий в СССР.
  • 25.10.2012 Школа юнкоров: мы слову журналистскому верны!Жизнь прожить – не поле перейти. Надо уметь жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Эту аксиому хорошо усвоили выпускники школы юных журналистов им.
  • 03.10.2012 Копилка литсобытийПоздравляем! Поздравляем! 21 сентября исполнилось 80 лет ярославне, члену Союза писателей России Эмме Марченко. Желаем Эмме Васильевне и впредь
  • 05.09.2012 Копилка литсобытий  Поздравляем! Поздравляем!11 августа поздравления с 70-летием принимала поэт, член Союза российских писателей, руководитель клуба любителей словесности
  • 29.08.2012 КОПИЛКА ЛИТСОБЫТИЙ11 августа поздравления с 70-летием принимала поэт, член Союза российских писателей, руководитель клуба любителей словесности «Тысячелетие» Тамара Рыкова.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают