пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 18 марта 2006

Культура знает дорогу к храму

нет фото

Программу оперной и камерной классики исполнили в Собиновском зале Ярославской филармонии звезды Мариинского театра Ольга Трифонова и Юрий Лаптев. С заслуженным артистом РФ, советником Президента Российской Федерации по культуре Юрием Константиновичем Лаптевым встретился наш корреспондент.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

– Кремль просит делового совета у артиста Иванова, Петрова, Сидорова. В дореформенные времена такое начало годилось бы для святочной байки или, прошу прощения, для анекдота, но никак не для истории из жизни. Сам глава государства вас по такому поводу принимал?

– Да. Вопросы задавал в основном я. Мой собеседник объяснил, чем предстоит заниматься. Я слушал, по ходу дела оценивая свои силы и возможности. Суть того, о чем говорил президент, отвечало и моим тревогам, мыслям о том, как жить культуре в условиях реформ.

– Что вас лично тревожит больше всего?

– Время сложное, переходное. Если до реформ многое в культуре держалось на государственных субсидиях, то теперь музеям, театрам, библиотекам, досуговым центрам, и не только в провинции, приходится находить, я бы сказал, новые формы жизнедеятельности с опорой на бюджеты регионов и местные. С учетом того, что доля гособеспечения культуры в рыночных условиях будет постепенно сокращаться.

– К Мариинке или Большому театру сказанное тоже относится?

– Есть хранилища сокровенных национальных богатств. Упомянутые вами театры из этого ряда. Они, безусловно, останутся на госбюджете. У них и наибольшие шансы на получение президентских грантов, учрежденных три года назад. Как и у музеев Московского Кремля, Третьяковки или Эрмитажа.

– А каковы шансы у провинции оказаться в этом ряду?

– Приоритеты ведь определяются не по географическим координатам. Сложилось так, что еще в Российской империи лучшие достижения в искусстве, силы, коллекции были сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Но в XXI столетии финансировать из федерального бюджета надо не столицу или провинцию, а – независимо от «географии» – таланты, музейные собрания, лучшие достижения и самые смелые проекты.

– Государство, условно говоря, должно поддерживать аншлаги, а не пустые места в зале, очереди в музеи, а не безлюдье у касс, так?

– Мысль верная, хоть и не новая. По такой логике присуждаются и президентские гранты. Поддержка позволяет талантливым людям нормально жить, спокойно заниматься творчеством и, оставаясь конкурентоспособными в международном плане, не рваться на заработки за границу.

– Вы к утечке талантов как относитесь? Некоторые ведь думают, что если кто-то из российских мастеров искусств живет и выступает за границей, то он тем самым прославляет свою историческую Родину.

– С этим можно и нужно спорить. Прославлял Россию Мравинский. Он всю жизнь служил в Ленинградской филармонии и, будучи непревзойденным музыкантом и дирижером, объездил полмира. Вот это я понимаю – прославлять Отечество. А если сейчас талантливый мастер уезжает в другую страну, то он уже не воспринимается там гостем. Он встает в очередь на интернациональном рынке талантов, и «полпредом» российского искусства его рано или поздно воспринимать перестают. Мы теряем уникальные дарования. Потери тем огорчительней, что если это, допустим, музыкант, то учили-то его, скорее всего, в консерватории на деньги наших в общем-то не таких уж богатых налогоплательщиков.

– Когда на Собиновский фестиваль с «парадом теноров» приезжал Пьявко, мы тоже с ним обсудили утечку талантов. Его мнение: она не прекратится, пока зарплата артиста в провинции будет в разы меньше той, что на пивзаводе получает дворник.

– Лихо сказано. Правда, не вижу здесь мировой проб-лемы да и вообще повода для дискуссии. Если власти региона устраивает такое положение, то это проблемы их собст-венные, а никак не артиста и дворника... Если вернуться к грантам, то президент, считаю, такой практикой дает ориентир и региональным властям.

– Кто-то доброму примеру последовал?

– Гранты деятелям искусств ввели мэр Лужков в Москве и губернатор Матвиенко в Питере. Недавно я ездил в Омск и был поражен, какую отдачу дают усилия, предпринимаемые главой региона. Слышал, что губернаторские гранты и премии присуждают работникам культуры и в Ярославской области. Причем такая практика насчитывает у вас не меньше десяти лет. Первопроходцы!

– Вы в Ярославле ведь не впервые?

– Семнадцать лет назад приезжал с бригадой Кировского театра, пели в филармонии «Травиату». Выступал я у вас и с оркестром имени Осипова. Бывал здесь и гостем, например, в прошлом году на авторском вечере Щедрина с участием Плисецкой. Не раз слышал от разных людей, что в Ярославле какой-то особый «дух места». Со временем и сам я нечто подобное начал чувствовать. Здесь все настраивает на раздумья о том, что культура знает дорогу к храму, историческим корням и народным традициям и потому она – стратегический интерес общества.

– Наши читатели знают о видах филармонии на обновление Собиновского оперного фестиваля, о проекте «Великие голоса Волги», о летней постановке «Иоланты» Чайковского в Губернатор-ском саду. Ставить спектакль предложили вам. Планы остаются в силе?

– Надеюсь. Замысел, по-моему, многообещающий.

– Он, собственно, чей?

– Худрука вашей филармонии Фрадкина. Мне идея близка еще и потому, что я, будучи по второй моей профессии оперным режиссером, спектакль под открытым небом уже ставил – «Бориса Годунова» в Выборгском замке, «Иоланту» – там же и в Иван-городе под Нарвой. Естественными декорациями в Ярославле, если все удастся, станут и Губернатор-ский сад, и бывший царский путевой дворец на Волжской набережной. Сама обстановка, когда певца и публику не разделяет оркестровая яма, придает действию особый шарм, снимается условность кулис, и в игре актера виднее, да и слышнее любая фальшь.

– Оперу много раз отпевали, а она все живет и процветает. Согласны ли вы с оптимистическим прогнозом лидера «Геликон-оперы» Бертмана, что оперное искусство обещает стать главным в наступившем столетии, потому что соединяет в себе все виды искусства?

– Я бы не ставил их по ранжиру. У каждого свои козыри. Опера с ее мощными страстями и острейшими коллизиями, не сомневаюсь, будет востребована и впредь. Только надо перестать методом кича «приближать» классику к современности. Переносить место и время действия, скажем, «Аиды» из Древнего Египта в развеселый чеченский город, где один из эпизодов развертывается на помойке среди бомжей.

– И вопрос последний, Юрий Константинович. В Ярославль, говорят, приехали вы из Москвы, с заседания президиума совета по культуре. Если не секрет, о чем там шла речь?

– Не секрет. Закончился срок принятия документов на Государственные премии России 2005 года. Обсуждался список кандидатов – к слову, с участием члена президиума ярославского живописца Николая Мухина.

– Список большой?

– Он достаточно велик. Напомню, что госпремий сейчас три. Кроме премий правитель-ства со многими номинациями есть еще одна с новым, высшим, статусом. Рассматривается не какое-то одно достижение сегодняшнего дня. Оценивается твой персональный вклад в российскую культуру, совокупный творческий. Ставший делом всей жизни человека.



* * *
Юрий Лаптев родился в Ленинграде в семье известного оперного певца, народного артиста Советского Союза Конс-тантина Лаптева. В 1983 году закончил ее вокальное отделение, а еще пять лет спустя и режиссерский факультет консерватории. С 1989 года Юрий Лаптев – солист и режиссер Мариинки. За 16 лет спел на прославленной сцене 36 партий. С труппой театра гастролировал на Зальцбургском фестивале, в Гамбургской опере, в «Метрополитен-опере» (США), в Италии, в Испании и Франции, в Японии, Чили и Аргентине.

Читайте также
  • 26.12.2012 Теперь картины можно и послушать Ярославскому художественному музею исполнилось 93 года, хотя собственно коллекции уже исполнилось сто лет.  
  • 12.12.2012 Самбо, карате и другие единоборства В Ярославле открыт центр подготовки спортсменов по восьми видам боевых искусств – детский спортивный клуб АБИС (ассоциация боевых искусств «Спецназ»).
  • 21.11.2012 Новый взгляд на старые книги Как выгодно представить старинную книгу в современной музейной экспозиции, чтобы привлечь внимание избалованного яркими зрелищами и новыми технологиям
  • 15.11.2012 Важнейший объект будет! Мечта борисоглебских ребятишек заниматься в новенькой школе искусств всё-таки сбывается. Проектно-сметная документация на завершение её строительства
  • 13.11.2012 Позвольте ввернуть лампочку... в вашу шляпу Картина как центр мироздания для интерьера – так решили взглянуть на обустройство жилища художники из открытого творческого союза «Другая жизнь».
  • 19.03.2008 О любви к искусству и уважении к СобиновуВ прошлом году городские власти, преодолев разные препятствия, установили наконец памятник выдающемуся нашему земляку Л. В. Собинову. Творцы постарались
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают