Вывести Учму на российский уровень исторической и духовной значимости - задача, которую ставят организаторы этих конференций: администрация муниципального округа, Мышкинский народный музей, музей Учемского края, Опочининская библиотека, Мышкинский дом детского творчества. Масштаб духовных событий, свершавшихся в Учме в пятнадцатом веке, осознан историками и культурологами, но широким слоям населения о нем известно мало. А ведь здесь встретились видный государственный деятель царствования Ивана III угличский князь Андрей Большой и князь Константин - византийский вельможа, постригшийся в монахи под именем Кассиана и основавший монастырь в Учме. Его удивительная судьба, странствия по Европе, высокая образованность и политический опыт, близкая дружба с Андреем Большим, безусловно, отразились на истории России.
Несколько веков Кассианова пустынь была почитаемым местом, туда стекались паломники. Но в тридцатые годы прошлого столетия ее разорили, приспособив под бараки ГУЛАГа, в которых жили заключенные Волгостроя, а когда наполнились водохранилища, обитель взорвали. От монастыря остался островок на Волге с грудой кирпичных обломков, разбитых известковых надгробий, искореженных решеток. Память о святом Кассиане угасала - коренное население, волгари, в Учме почти исчезло, их вытеснили переселенцы из Мологи. И не было бы, наверное, ни Кассиановских чтений, ни музея Учемского края, ни церкви святых Кассиана и Анастасии, если бы не Василий Гурьевич Смирнов, здешний лесник. Сам из переселенческой семьи, он с детства попал под таинственное влияние разоренной святыни. А повзрослев, стал, как мог, служить памяти святого Кассиана: поставил крест на острове на его могиле, построил часовню, записывал местные сказания о монастыре. Мышкинские музейщики ему помогали. Так что Василий Гурьевич - всегда главная, хоть и немногословная фигура на Кассиановских конференциях.
Чтения проходят два дня: первый - в Мышкине, в Опочининской библиотеке, второй - в Учме, где докладчики выступают на поляне возле музея Учемского края, слушают молебен в храме святых Кассиана и Анастасии. Потом Василий Гурьевич принимает всех в своем прекрасном доме. Там по обычаю старой Руси за братской трапезой разговаривают все о том же, и уже не в высоком ключе, а в обыденном, но хорошем и добром. Это мышкинский стиль проведения краеведческих конференций - отношение к каждому участнику как к желанному гостю. Так что амбиции, присущие ученым людям, здесь если ранят, то неопасно.
Пятые чтения прошли успешно, несмотря на то, что ряд участников, которых очень ждали, не смогли прибыть. От констатации фактов попытались, иногда удачно, перейти к аналитической работе - культурологической и философской.
Большинство выступлений были дружным хором в разработке местной тематики и обогащении известных событий новыми сведениями - о восстановлении фрагментов истории учемской, мышкинской, ростовской, угличской...
Драматургической отточенностью отличались доклады молодых исследователей
С. Н. Темняткина, редактора газеты "Кацкая летопись" из деревни Мартыново, - "Дело о закрытии церкви села Ордина", и В. А. Матюхина, студента гуманитарного университета, жителя поселка Борисоглебский, - "Ростовская легенда о князьях Луговских. Неизвестный брат Ивана Грозного". Как определил председатель совета Мышкинского народного музея В. А. Гречухин, "ткань исторической данности нашего общества обеднена и случайно, и сознательно. Долгие годы советской власти для нас существовали только немногие исторические центры - Москва, Ленинград, Ярославль, Углич... А ткань российской истории богаче, ее надо уплотнять, насыщать".
Состоялась презентация новых историко-краеведческих изданий. В. И. Ерохин, заместитель директора историко-художественного музея в Угличе, представил целую серию выпущенных под эгидой музея, а О. Б. Карсаков, директор Мышкинского народного музея, - книгу "Шелдомежская летопись", изданную в Мышкине. С. А. Хомутов, рыбинский поэт и издатель, рассказал о новой книге В. А. Гречухина "На реках неславных" - о памятниках истории и культуры в селениях по рекам Ильдь, Сутка и Чеснава.
Кульминацией конференции стали доклад В. А. Гречухина "Святой Кассиан и святой Паисий сегодня (к вопросу об эволюции культа местночтимых святых)" и следующий за ним "круглый стол" на тему "Монастыри и современное русское общество. Взгляд историка". Обсуждалось взаимодействие народного и официального церковного православия, а также их восприятие обществом. В. А. Гречухин размышлял о причинах народного восстановления храма на родине святого Паисия в селе Богородском. Там народное православие, не побежденное безбожной властью, воссоздает объект, олицетворяющий истинные ценности, духовную опору и самоутверждение, для передачи его официальной церкви. Когда достроят, в епархии попросят священника. Но в Учме, где коренное население исчезло, такого народного порыва ждать не приходится, и для утверждения веры нужна помощь церкви, может быть, основание здесь монастырского подворья.
Дискуссия о монастырях развивала эту тему: помогает ли монастырь преодолению антикультуры и ложной духовности в нестабильном обществе, является ли он опорой устроения русской души и порядка? Согласились на том, что современный монастырь в данных очевидных условиях и при имеющемся составе монахов может и должен выполнять миссию христианского милосердия, доброты к людям и призрения ближнего. Как говорится, и на том спасибо. А то обычно список претензий интеллигенции к Богу и Церкви так велик, что определяется народным выражением "какого рожна".
Конференция заканчивалась, тем временем атмосфера вокруг Учмы все накалялась - дым висел над Волгой, там и тут возникали лесные пожары, Василий Гурьевич был затребован по должности - тушить. В деревнях заказывали молебны о дожде. В селении П. (ибо это коммерческая тайна) священник, пересчитав аванс, сказал: вас польет, а соседнюю деревню - уж не знаю. Добавили еще, всего вышло сорок пять рублей. Ночью там шел дождь...
На снимке: часовня на месте Кассианова монастыря, построенная Василием Гурьевичем Смирновым.