пятница 30

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 17 сентября 2002

"Попаси ему, господь, Флор и Лавр, лошадок..."

В селе Флоровское 31 августа - храмовый праздник во имя святых мучеников Флора и Лавра. Храм этот стоит в стороне от шоссе, соединяющего Большое Село и Мышкин. Автобус туда не заезжает, и если нет автомобиля, надо идти несколько километров. А паломничество на колесах нам и не нравится: пусть этих километров не тысячи, как до Святой Земли, но сам по себе пеший ход в наши дни - смирение гордыни и время для размышлений. Ведь если церковь - кусочек неба, то быстро туда взбираться как-то неприлично. Так что вышли мы из автобуса у деревни Девницы (в старину - Денницы, "зари"), ступили на дорогу ко Флоровскому - и хлынул дождь, должно быть, во испытание терпения. Ну, ничего, в юности отец Сергий во всякую погоду здесь ходил, и не пять километров, а тридцать пять.

автор Ольга СТРЕЛЬЦОВА.

 

Протоиерей Сергей Николаевич Вишневский, настоятель храма, семьдесят шесть лет назад родился в селе Введенском Некоузского района, а во Флоровское ходил к дедушке, протоиерею Николаю Ивановичу Добронравову, который в то время там служил. Жителей во Флоровском всегда было мало: священники, их семьи и потомки. В XII веке сюда удалился, как отшельник, один из ярославских князей по имени Флор. После его кончины осталась келья, и люди поставили деревянную церковь. По преданию, три было деревянных храма с XII по XVIII век. И перед постройкой теперешнего, каменного, деревянный сгорел. А возведение каменного ознаменовалось чудом.

Тут кругом древние болота с грозным названием - Великий мох. Во все времена здесь собирали клюкву. И сегодня кто только не идет, прибывает даже каждую осень на заготовку десант монахинь из Толгского монастыря. А в XVIII веке этому занятию предавались приближенные Екатерины Второй: три деревни, примыкавшие к болоту, были придворного ведомства. Но как-то раз вельможи заблудились, не отпускал их Великий мох. Тогда они взмолились Богу, дав обет: спасемся - воздвигнем храм. Узрев свет необыкновенный, пошли на него - и увидели: там, где оставлены были экипажи, сияла на дереве икона Божьей Матери.

Отец Сергий сделался настоятелем церкви Флора и Лавра двенадцать лет назад, а в нынешнем году исполнилось пятьдесят лет его священства. Он закончил духовную семинарию и академию в Москве, служил в почитаемых столичных храмах, приобрел любовь прихожан и уважение церковного начальства, у него пять орденов. Но в конце 80-х годов поехал навестить Флоровское, увидел запустение - и остался. С той поры это место хоть и уединенное, но не безлюдное. К отцу Сергию стремятся окрестные жители и бывшие московские прихожане. Настоятель убежден: церковь восстанавливается под патронажем святых Флора и Лавра, это они привлекают сюда спонсоров и благодетелей. Они же были строителями, каменотесами и пострадали за веру: во втором веке в Византии им заказали делать языческий храм, а они освятили его как христианский, за что приняли мученическую смерть.

Впрочем, отец Сергий ничего не имеет и против народного представления об этих святых. А народ в них видит покровителей лошадей. Так, в одном стихе поется: "Попаси ему, Господь Бог (т. е. хозяину), Флор и Лавр, лошадок". В сказании о святых мучениках Флору и Лавру полагается особая молитва от конского падежа. Отсюда и самый день св. Флора и Лавра получил название в простонародье лошадиного праздника. В старину в этот день давали лошадям отдых, купали их, завивали лентами гривы, приводили к церквям и окропляли святой водой. В благодарность поселяне пекли хлеб с оттиском в виде конских копыт и жертвовали священнику. На каком основании эти верования и обычаи приурочены к имени и дню св. Флора и Лавра - нет никакого объяснения в житии святых угодников. Некоторые исследователи полагают, что культ этот восходит к временам античности. Между тем в Древней Руси на иконах рядом с ликами св. Флора и Лавра очень часто изображались лошади. Хоть и негодовал преподобный Димитрий Ростовский на иконописцев своего времени: "И иная много обыкоша тии писати, акоже святых мученик Флора и Лавра с лошадьми, яко же суть небылица". Понятная резкость: тогда язычество окружало христианские храмы, справляло, не таясь, свои обряды - церковь должна была вооружаться против них. Но с течением времени масса чисто народных верований и преданий стала частью церковно-народной жизни. "Явление это само по себе странное, - писал историк И. В. Калинский, - есть, однако, самый естественный и неминуемый результат столкновения и борьбы двух противоположностей - ограниченной, наивной народности и безграничных, общечеловеческих стремлений и идей христианского мира".

Отец Сергий не сердится, когда спрашиваешь: можно ли молиться о животных? "Можно, но лично, а не через церковь". А коли так, то Флора и Лавра считаем святыми по экологическим проблемам. Когда нынешним летом горел Великий мох, мы обращались к ним и уверены были: они не допустят огонь до Флоровского. И дождь, что поливает нас по дороге туда, тоже вымоленный. (Потом узнали: Лужков, чтобы отпраздновать день столицы, самолетами отвел облака от Москвы. Дождь, как водится, пошел по реке, по каналу к Волге - и вот он у нас, долгожданный. А вокруг Москвы - пожары.) Ощущение такое, что вода с неба льет исключительно для нас: на раскисшей дороге - никого. Но все же мы поем от радости, стараясь подражать Шаляпину:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды.

(Особенно - воды.)

Благословляю я свободу

и голубые небеса,

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму...

Хорошо, о. Сергий не слышит этот вой в лесу. Батюшка очень музыкальный, сам хорошо поет, у него большая фонотека. Очень сожалеет, что в храме певчих нет: на службе в высокой просторной церкви звучит лишь его голос и псаломщицы Галины Елисеевны, да еще иногда с его благословения на клиросе подпевают прихожане. Он хотел было фонограмму хора включать, но это здесь не понравилось и не привилось.

А сегодня у него в гостях хор из церкви Преподобной Параскевы, что в Большом Селе. Прибыли вместе с игуменом Саввой и регентом Татьяной Беловой. Там есть голоса: Татьяна Плахова, Светлана и Олег Зубайраевы, школьница Наташа... Работают же все кто где - в Доме культуры, в больнице, в библиотеке, а в церкви поют для души. Вот сейчас уже, наверное, на праздничной службе выводят тропарь: "Восхвалим верные по достоянию Флора Преблаженного и Лавра Всечестнаго, иже усердно Троицу проповедали всем всем..." Молитву Флору и Лавру читает благочинный, протоиерей Николай Лихоманов, настоятель Воскресенского собора в Тутаеве. (Отец Сергий всегда добавляет: "В Романове-Борисоглебске, временно - Тутаеве"). Отец благочинный наверняка и дьякона с собой привез с громовым басом.

О. Сергий, должно быть, рад, несмотря не то, что владыка Михей не смог приехать. Но в прежние несколько лет 31 августа владыка непременно проводил службу во Флоровском.

Ну а мы еще только подходим к деревне Погорелки. Батюшке московский прихожанин привез копию писцовой книги времен Иоанна Грозного - ту часть, что об этих краях. Тогда были тут и Большие Погорелки, и Малые. Речка, что течет из болота Великий мох, называлась не Койка, а Коя. Здесь жили соколиные помытчики - люди, промышлявшие ловлей соколов. Они их приручали и относили к царскому двору. А из русских царей самым знаменитым сокольником, несмотря на все свое благочестие, был Алексей Михайлович (Тишайший). В грамоте от 1632 года упоминалось о помытчиках: "Деревню Павлово, в которой они живут, и с пустошами для государевой соколиной ловли обелить, а платить им на государеву кречатню по четыре сокола в год". То есть их освобождали от всех податей и велели заниматься только соколами.

А речка Койка нынешним летом исчезла. Обычно она чистая и быстрая, из нее обитатели Флоровского берут воду для питья. На Крещенье делают во льду прорубь - иордань - и туда погружаются те, кто принимает крещенье. Но теперь там одно сухое русло, вода осталась только в ямах-бочагах. Отец Сергий говорит, что видит такую картину впервые за двенадцать лет жизни здесь. Он ведет дневник и ежедневно описывает погоду и природные явления. Он совсем не суеверный, на всякие страсти-мордасти всегда найдет здравое рассуждение в Святом Писании: "Аще что и смертные испиют, не вредит их". От состояния души зависит - его ответ на слухи о радиационных отходах, сброшенных в болото, и зараженной клюкве. Но очень расстроился, когда Галина Елисеевна спилила старые липы у своего дома. Они могли рухнуть при сильном ветре, но - отнимать у дерева жизнь? "Тысячу поклонов за каждую липу!"

Он поэт и романтик. Собирается даже издать "Составленный о. Сергием Вишневским сборник стихотворений, которые записывал он с юных лет".

Спросили его как-то: что было самым прекрасным в вашем путешествии в Святую Землю? "Как ходил и сидел на горе Елеонской. Что-то дивное там..."

И наше маленькое паломничество близится к цели. Вот уже колокольня видна над лесом, за поворотом - Флоровское. Дождь заканчивается. Сейчас мы войдем в храм, помолимся святым мученикам Флору и Лавру, облегчим душу. А потом будем беседовать за трапезой с отцом Сергием, его духовными чадами и друзьями. К этому дню мы переписали ему стихотворение:

В деревне Бог живет

не по углам,

как думают насмешники,

а всюду.

Он освящает в очаге посуду

и честно двери делит

пополам.

В деревне он в избытке...

Он изгороди ставит, выдает

девицу за лесничего и,

в шутку,

устраивает вечный недолет

объездчику, стреляющему

в утку...

Большесельский район.

Читайте также
  • 11.01.2013 Новый юбилей – новые надежды Когда главе Ростовского района Владимиру Гончарову горожане задают сугубо зимний вопрос – а не окажется ли «замороженным» на неопределённый
  • 11.12.2012 Колокола для лавры Десять колоколов, отлитых для Александро-Нев­ской лавры на колокололитейном заводе Владимира Шувалова в Тутаеве, в день памяти святого благоверного
  • 06.09.2012 Под звон колоколов Колокольные звоны – неотъемлемая часть средневековой монастырской культуры. Звоны «Ростовского действа» исполняются на двух старинных
  • 02.08.2011 Икона вернулась в храм села Львы В Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, в котором в апреле нынешнего года и произошло задержание вора, Дмитрий вместе с семьёй приезжает в последние годы довольно часто.
  • 25.06.2011 Благие дела – не опорочитьДо выборов в Федеральную Думу ещё далеко, а борьба за депутат­ские кресла уже началась. В ход идут любые средства. Например, на днях в СМИ развернулась
  • 22.10.2004 УЕЗДНЫЕ ХРОНИКИ К ФЛОРУ И ЛАВРУ
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают