вторник 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

воскресенье, 05 января 2003

Ионино горе

Кто не знает Митрополичьи палаты? Рядом Стрелка, адрес - Волжская набережная, 1 - и упоминать не обязательно. А вот о том, что это самый таинственный дом в Ярославле, знают немногие. Тайны его имеют интересную особенность - время от времени они как бы всплывают на поверхность, потом снова опускаются в пучину забвения - на несколько десятков, а то сотен лет.

автор Татьяна ЕГОРОВА.    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ.

 

"Всплытие" происходит в период ремонтов, а ремонты - когда в здании что-то рушится, ветшает, требует замены. Вот тут-то приходится лазить по всем углам, поднимать архивные чертежи и документы. И застывать в волнующем недоумении. "Я не понимаю, что это", - сказала недавно по поводу сразу нескольких здешних загадок Виктория Викторовна Горшкова, заведующая расположенного сейчас в этом доме отдела древнерусского искусства художественного музея. Несмотря на все великолепие экспозиции и всего собрания древнерусской живописи, которое считается одним из лучших в России, само здание находится в тяжелом состоянии. Сигналом к тому, что меры нужно принимать немедленно, послужили мокрые пятна на потолке большого зала на втором этаже, появившиеся год назад. Сотрудники смотрели на них с ужасом, над произведениями древней живописи нависла реальная угроза. Департамент культуры принял "SOS", добился федерального финансирования, и работы начались. За четыре месяца крыша была перекрыта заново, заменены стропильные конструкции, забелены пятна на потолке. Лица святых и сотрудников повеселели. Но второй этаж, который видят посетители музея, еще не весь дом. За маленькой дверцей с надписью "Служебный ход" - узкая каменная лестница, уходящая круто вниз. Ступени выложены внутри стены. Интересно пройти "сквозь стену", как ходили еще при митрополите Ионе и ходят здесь до сих пор, но приподнятое настроение исчезает сразу, как только оказываешься внизу. Здесь, на первом этаже, хозяйственные помещения. Но он не презентабелен не из-за того, что тут ящики, швабры и старые сундуки. Побелка и штукатурка покрыты сыростью, плесенью, грибком и пузырятся, кирпич крошится в муку. Два года назад попытались что-то подновить, подкрасить - тут же все осыпалось. Страшно представить, что на такую кладку давит многотонный груз всего остального здания. Сколько она выдержит? А сколько выдержит живопись, если ее тут хранить? Подвала нет, при всем богатстве "иониного дома" он построен почему-то без него. Эксперты прежде всего винили и винят Рыбинское водохранилище. С его устройством, говорится в одном из заключений, "уровень грунтовых вод значительно повысился, и с 1949 года работники галереи и специальных реставрационных мастерских (организаций, занимавших это помещение в те годы. - Т. Е.) стали обращать внимание, что "здание стоит в луже". В 1956 году был разработан проект по отводу поверхностных вод, но осуществлен он был лишь в 1978 - 1979 годах в измененном виде. Только вот что удивительно: подобные беды были, оказывается, еще до Рыбинской плотины! В комитете охраны памятников и исторического наследия мне предоставили возможность познакомиться с уникальными хранящимися здесь документами, в том числе бумагами из архива И. А. Тихомирова. В 1920-е годы он вместе с П. Д. Барановским восстанавливал здание Митрополичьих палат, лежавшее в руинах после июльских событий 1918 года, а перед этим тщательно его обследовал. Итак, цитирую Тихомирова. Толщина стен "чрезвычайная, более 2 м, влекущая скверную проветриваемость и вечную сырость, они (стены) опрели снаружи и внутри". Этому способствовал, считает он, кроме того, быстрый нарост земли вокруг дома за последние 100 - 120 лет за счет строительного мусора от многочисленных перестроек. "Мусор валили и внутрь для повышения пола, чтобы он соответствовал уровню почвы снаружи..." "Изъеденные сыростью выкрошенные и избитые стены пришлось оштукатурить, а пороги и подоконники смазать цементом..." Так что вопрос - откуда сырость, оставим пока в стороне. А что делать - ясно. Зданию нужна ливневая канализация, а ее нет. Фундаменты некоторых церквей сейчас укрепляют, закачивая в них специальные растворы - здесь этого никогда не делали. И самое главное: необходимо для начала продолжить обследование дома. Невероятно, но до сих пор в палатах есть помещения, роль и назначение которых абсолютно непонятны. Некоторые из них считаются колодцами для теплого воздуха от печей, но в целом инженерное устройство дома - почти полный мрак. Здание несколько раз перестраивалось еще в прошлые времена, специалисты знают, как отличить поздние переделки от изначальных секретов. Но похоже, больше секретов, устроенных еще мастерами Ионы. Вот как описывает один из них И. А. Тихомиров. Остались неясными, пишет он, широкие ходы, точнее колодцы, в толще стены из нижнего этажа на чердак. Все они в западной, не жилой, а парадной половине дома. Их четыре. Это очень широкие сквозные трубы квадратного сечения, выходы которых в помещение обработаны в виде дверей. Колодцы - не дымоходы, они слишком обширны для этого. В таком качестве их иногда использовали в более поздние времена - отсюда следы сажи, - но изначально они были изнутри для чего-то побелены. Мало того, стены их сложены "так чисто и гладко, будто отшлифованы". Это и не вытяжки, считает Тихомиров, и не подъемные колодцы (лифты) для доставки, например, блюд гостям, т. к. входы в них находятся "неудобно высоко, а сверху они выпущены на чердак". Но что тогда? Иона был человек амбициозный и очень талантливый. В науке его называют "основным заказчиком и автором замысла" Ростовского кремля, возможно, говоря по-современному, его главным архитектором. Митрополичий дом в Ростове не сохранился, ярославский - его ближайший родственник. Расписная столовая, много света - это был образчик богатого жилого дома, в некотором роде "последнее слово допетровского строительства...", претензия на лучший дом в Ярославле второй половины семнадцатого века" (Тихомиров). Сохранились редкие тогда большие окна, стационарные туалеты трехсотлетней давности, искусная планировка системы древнего печного отопления - можно предположить, что вся система инженерного обеспечения дома, в том числе его проветриваемость, была изначально тщательно продумана и устроена. В плане реставрационных работ департамента культуры на 2003 год - прочистка древних печей, это улучшит вентиляцию. Но чтобы дом задышал нормально, нужно понять до конца, как он устроен. В истории больших и маленьких ремонтов Митрополичьих палат есть факты, в которые трудно поверить. Один из них сотрудники музея называют устойчивой легендой, она переходит от одних обитателей этого дома к другим. Рассказывают, что, когда ремонтировали пол на первом этаже, лом у рабочих упал в какую-то яму, такую глубокую, что его так и не нашли. А вот реальный факт, зафиксированный в документе 1973 года, я нашла в архиве "Ярреставрации. Тогда, читаю я, собирались восстанавливать несохранившееся, смотревшее на Успенский собор парадное крыльцо Митрополичьих палат (на его месте со стороны Стрелки сейчас железная лестница). На уровне первого этажа там маленькое окошко для освещения внутристенной лестницы. Под ним реставраторы обнаружили непонятно отчего просевший грунт. Обычные методы исследований ничего не прояснили. В Ярославль был приглашен кандидат физико-математических наук А. И. Плужников, специалист по биофизическим методам, с помощью которых в древности искали воду и полезные ископаемые. Он обнаружил ни много ни мало "признаки существовавших когда-то пустот под участком, который занимало крыльцо. Эти пустоты прослеживались также в направлении самого здания, вплоть до его внутренней части, в помещении сеней". Обнаруженные "аномалии в грунте", как они названы в документе, подлежат дальнейшей проверке. Возможно, это удастся сделать уже в новом году - средства на работы по восстановлению парадного крыльца заложены в федеральный бюджет на 2003 год. Другое дело, как необходимые суммы будут поступать. Из запланированных на этот год денег реально получено только 20 процентов. Прояснить инженерное устройство дома - самое главное, что нужно для нормального "дыхания" Митрополичьих палат. А восстановление парадного крыльца станет шагом к воссозданию изначального облика этого удивительного здания - единственного сохранившегося из целого ансамбля, построенного когда-то Ионой на Стрелке. Его называли дворцом, видимо, не зря. Он был замыслен автором ростовского чуда и построен, скорее всего, как и в Ростове "домовыми" мастерами Ионы, крепостными митрополита. Ионинский дом переживал периоды бурного расцвета и почти полного запустения несколько раз. Искусствовед И. В. Иванова собрала архивные данные, до сих пор почти или совсем неизвестные широкой публике. В 1702 - 1709 годах в нем несколько раз останавливался митрополит Димитрий Ростовский, который тут устраивал пьесы "Школьного театра" (детские спектакли?). Два раза архиерейский дом становился резиденцией Екатерины II. В мае 1763 года императрица приезжала на церемонию перенесения мощей св. Димитрия Ростовского и для ознакомления с Ярославлем. А в мае 1767 - останавливалась в этом доме во время своего путешествия по Волге: принимала здесь ярославское дворянство, купечество и даже написала в нем "несколько маленьких комедий". В 1777 году церковные власти передали дом ярославскому наместничеству, и в нем поселился первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов. Содержать ансамбль древнего дворца было, видимо, непросто. После обнаружения в нем "большой течи", тут квартирует недолго правитель наместничества Голохвастов, потом здание возвращают духовному ведомству - для устройства в нем квартиры причта Успенского собора. В 1809 году разобраны (видимо, по ветхости) церковь св. Леонтия и колокольня, а о состоянии Митрополичьих можно судить по жильцам, сменявщим здесь друг друга: священники, дьяконы, пономари, псаломщики, сторожа Успенского собора... Поистине история этого дома и Ионино величие, и Ионино горе. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 01.04.2012 Как «извести» пачкунов Ярославцы любят свой город и по праву гордятся им. Я встречал людей из других городов, которые однажды побывали в Ярославле, влюбляются в него на всю жизнь.
  • 19.03.2011 Откуда берутся «хитрые» дома В центре Ярославля всё больше старинных особнячков, которые в процессе реставрации неожиданно подрастают на этаж, а то и больше. Не успеешь оглянуться, а
  • 14.05.2010 Прецедент «Дома Понизовкина»: а был ли мальчик?Прошёл месяц с момента появления в нашей газете первых публикаций, посвящённых «реконструкции вновь выявленного культурного наследия – «Доходного
  • 21.01.2010 По технологии пращуров Юрий Михайлович Придатко весьма скептически относится к современным методам реставрации. Он считает, что в процессе этой работы здание просто консервируют, сохраняя его облик.
  • 20.11.2009 Вспышка на «Северной звезде»Крупный торгово-досуговый центр «Северная звезда» на Ленинградском проспекте, 62, загорелся вчера в полдень. Бабушки, торгующие дарами огородов,
  • 05.06.2009 «Тревога» в центре занятости«Срочно выходите на улицу. В здание подложена бомба!» Это известие как громом поразило всех людей, находившихся вчера утром в Ярославском центре занятости населения.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Привезли в музей... дроваВ старых документах Ярославского музея-заповедника есть такая запись: народ в музей ходит, но предпочитает
  • Венеция ждетДревние угличские иконы заинтересовали поклонников искусства в Италии. Туда впервые приглашен провинциальный
  • «Светлое» прошлое брейтовских эстонцев На днях брейтовские краеведы, работники местного музея и корреспондент районной газеты «Брейтовские новости»