пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 09 июля 2003

После бала

Вот и завершился «Фестиваль музыки и чудес». Целых десять дней ярославцы видели у церкви Петра и Павла огромные шатры, из которых доносилась музыка. А в центре города можно было наблюдать православные пикеты, участники которых предупреждали: «Не ходите на сектантское сборище!». Именно так представители традиционной религии именовали действо, затеянное пятидесятниками и баптистами. Сами организаторы выражают удовлетворение. Фестиваль, мол, удался, причем прошел на хорошем уровне и без всяких нарушений. Зря, короче, отдельные несознательные люди пугали ярославцев. Уже появились и заказные материалы, как все было великолепно. Отчего же не похвалить себя, когда есть деньги?

 

Реальная картина сильно отличается от той, что рисуют организаторы. Ведь «Фестиваль музыки и чудес» путешествует по России не первый год. Меняется состав участников, но цель остается прежней – под песни и пляски вовлечь посетителей в те культы, которые устраивают шоу. А это всякий раз оборачивается нарушениями. Они были в Новосибирске, Уфе, Тольятти. Не избежал их и Ярославль. Первое, что можно вспомнить, майскую еще попытку выдать грядущий фестиваль за культурную акцию. Дело представлялось так, что некие «христиане» решили вдруг порадовать ярославцев большой музыкально-хореографической программой и выступлениями театральных коллективов. Это, как гласила реклама, должно внести вклад в развитие национальной и местной культуры. Про миссионерский характер шоу открыто не говорилось. На это обратили внимание активисты одной из общественных организаций, заявившие, что под видом культурного мероприятия будет осуществляться проповедническая деятельность. Информацию «вбросили» в Интернет, она дошла до прессы и представителей епархии. Поднялся шум, и только после этого инициаторы фестиваля были вынуждены признать: да, намечается чисто религиозное мероприятие. Зато сами принялись усердно прятаться от народа. Закон «О свободе совести и о религиозных организациях» гласит: при осуществлении деятельности надо четко называть себя и свое вероисповедание. Не юлить, представляясь «просто христианами», а говорить предельно ясно: организация такая-то, принадлежащая к такой-то конфессии. Напомним, что в нашем случае устроителями фестиваля выступали 16 объединений баптистов и пятидесятников во главе с «Новым поколением», известным теперь как «Церковь Божья». По закону все они должны были сразу себя обозначить. Но вместо этого поспешно скрылись за вывеской «оргкомитет», отделываясь фразами, что представляют некие «протестантские церкви», причем «практически все на территории области». То-то, наверное, удивились местные лютеране. Ведь именно они, единственные в регионе, исповедуют классический протестантизм, но не имели к грядущему фестивалю ни малейшего отношения. Такая незаконная «игра в прятки» продолжалась почти месяц. За это время страшную тайну о себе пятидесятники и баптисты выдали разве что нескольким чиновникам. Те ведь анонимным «протестантам» места под шатры не дадут – пришлось «доложиться» по полной форме. Простой же народ продолжали кормить всякими округлениями и обобщениями. Даже первые листовки, приглашающие на фестиваль, умалчивали, кто именно его проводит. Сколько их отпечатали и распространили, остается тайной – в нарушение закона тираж указан не был. Лишь после того, как этой анонимной продукцией заинтересовалась прокуратура, появились новые листовки с перечнем участников. Зато опять без тиража. Про распространение наглядной рекламы о фестивале надо сказать особо. Доброхоты с кипами листовок и плакатов появлялись везде, в том числе там, где раздавать такую продукцию просто нельзя. По Конституции наше государство вместе со всеми своими научными и образовательными учреждениями отделено от церкви. Содействовать религиозной агитации здесь строго запрещено. Но кипы приглашений на «христианские чудеса» свободно валялись и в государственной областной библиотеке имени Некрасова, и в государственном педагогическом университете. Подходи и бери. Как правило, о всех массовых акциях власти узнают заранее и четко могут назвать не только организаторов, но и дату их проведения. Однако в случае с фестивалем произошла явная осечка. Его сроки переносились как минимум трижды, и чиновники, кажется, сами совершенно запутались в числах. Только этим можно объяснить, почему организаторы стали ставить палатки задолго до того, как получили на это разрешение от городских властей. Официально шоу стартовало 20 июня, но уже пятнадцатого числа, по словам многочисленных свидетелей, на стадионе «Красный Перекоп» гремели песни и возносились молитвы. Наконец, в аккурат перед началом фестиваля неприятный и незаконный «подарок» получила пресса. Ей сообщили, что для допуска в шатры журналистам понадобится аккредитация. Это, мол, религиозное действо, а поскольку вера есть частное дело граждан, то собирать тут материал без разрешения нельзя. Иными словами, фестиваль, который был объявлен совершенно открытым, для прессы оказался закрыт. Причем аккредитацию надо было оформлять на улице Рыбинской, 43. Сказав адрес, организаторы стыдливо умолчали, что там находится штаб-квартира «Церкви Божьей». Получается, именно она решала за всех посетителей фестиваля: общаться им с прессой или нет. В «Законе о СМИ» по этому поводу сказано: журналист имеет право присутствовать в местах массового скопления граждан, любых: будь то первомайская демонстрация, пасхальное богослужение или «палаточный» концерт. Ограничивать в таких случаях деятельность работника прессы недопустимо. Можно было бы привести кучу ссылок на другие законы, которые таким запретом нарушались. Но не будем ходить вокруг да около, просто назовем вещи своими именами. Очевидно, отнюдь не проникновения прессы в «частную жизнь верующих» боялись пятидесятники. Просто на их богослужениях часто идут запрещенные законом сеансы массового целительства. Если информация об этом прорвется в печать, будут крупные неприятности. Оттого устроители, видно, и попытались «отсечь» от фестиваля как можно больше журналистов. Тем более что целительство началось в первый же вечер, когда американец Кевин МакНолти лечил «от тугоухости» оптом человек двадцать. Полно к фестивалю замечаний и просто морального характера. Нехорошо устраивать богослужения под государственным флагом – это наш общий символ, но далеко не все мы разделяем взгляды пятидесятников. Нетактично заявлять, что главной ценностью России, страны по Конституции светской, являются некие «библейские истины». Непорядочно, когда на фоне православных куполов американец кричит, что христианство, мол, «загрязнено ложными религиями». Унизительно, когда в программу ставят номера, бьющие по русским традициям и национальному самоуважению. Даже бабушки из «Церкви Божьей» стали роптать, когда им запели о «правильной вере» африканские негры. Дико выглядел и «христианский» рэп – подростки дрыгались, выкрикивая что-то вроде: «Есть проблемы? Иисус с тобой!» Еще перед фестивалем православные выражали недоумение: как вообще можно петь и плясать 22 июня, в День памяти о воинах, погибших на полях Великой Отечественной? Это не то чтобы незаконно, но просто неэтично. Глас народа был услышан, но, видно, стремление «обратить» людей в свою веру куда сильнее уважения к павшим. Поэтому после минуты молчания, рассчитанной явно на гостя, одного из советников губернатора, веселье было продолжено: очередной христианский ансамбль истошно заорал о любви к Иисусу, а молодые люди весело запрыгали. Помнится, в начале девяностых особо фанатичные прихожане «Нового поколения» жгли свои домашние библиотеки. Человеку для счастья требуется, мол, только Библия, все остальное от лукавого. Затем руководство организации, вроде бы, образумилось и даже стало эксплуатировать авторитет известных писателей. Многие ярославцы видели на обочинах дорог стенды, где в «Церковь Божью» призывает вступать лично Федор Михайлович Достоевский. Но, говорят, все возвращается на круги своя. Так, посетителям фестиваля демонстрировали «христианское силовое шоу», где некий бугай рвал надвое толстые рекламные сборники. Вот-де, какие чудеса творит вера: триста страниц одним махом раздеру. Очень культурное занятие, особенно когда вокруг полно детей. Сегодня дядя победно рвет рекламные буклеты, но в мире полно и других «ненужных» книг. Работа с самими детьми, кстати, на фестивале тоже проходила забавно. Организаторы сразу объявляли родителям, что если они не хотят религиозного просвещения своих отпрысков, их надо отвести в другую палатку. Там, мол, идут обычные светские игры. На первый взгляд, так оно и было: малышей веселили клоуны, белоснежки, дракончики и некая воспитательница. Но вот что интересно: рядовые члены «Церкви Божьей», которых на фестивале хватало, почему-то упорно называли происходящее там «детским богослужением». Может, по привычке? А может, в отсутствии взрослых веселые клоуны переключались с одних сказок на другие? В завершение хотелось бы вот о чем сказать. Все десять дней на фестивале громко славили бога за то, что теперь россияне могут свободно проповедовать свои религиозные взгляды. Действительно, есть у нас такое право. Но свобода – не вседозволенность, она имеет свои законные рамки. И если постоянно «выпрыгивать» из них, то не спасут ни флаги над сценой, ни показные молитвы за все власти сразу. Куда проще держаться в отведенных законом рамках. Оно и честнее, и спокойнее. Евгений МУХТАРОВ. На снимке: православный пикет на улице Кирова. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают